Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права. Задачи: - Рассмотреть понятия контроля и надзора в области трудовых прав; - Изучить систему органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и их полномочия;
- Рассмотреть государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

Содержание

Введение 3
1. Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан 5
2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права 12
2.1. Система органов государственного контроля и надзора 12
2.2. Федеральная инспекция труда и ее полномочия 14
2.3. Правовой статус государственных инспекторов труда 18
2.4. Проведение проверок 21
2.5. Обжалование решений государственных инспекторов труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства, за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, ответственность государственных инспекторов труда 24
3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов 26
4. Специализированные государственные инспекции 31
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Основные права государственных  инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК. Их можно разделить на две группы.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним надо отнести права:

беспрепятственно в  любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей - физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой  организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца);

запрашивать у работодателей  и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые  для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана  с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

предъявлять работодателям  и их представителям обязательные для  исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной  экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания  об отстранении от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование  не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям  охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы  и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Помимо этого государственные  инспекторы участвуют в расследовании  несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК).

Трудовой кодекс предоставляет  государственным инспекторам и  право выступать в качестве экспертов  в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в  ст. 358 ТК.

Осуществляя надзорно-контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей - как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении  ими своих полномочий, а также  после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы1.

 

2.4. Проведение  проверок 

 

Проверки работодателей, которые проводят государственные инспекции труда, – это одна из основных форм федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

В соответствии со ст. 360 ТК порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда  определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

К международным актам, регулирующим порядок инспектирования  организаций, надо отнести Конвенцию  МОТ N 81 "Об инспекции труда в  промышленности и торговле" (1947 г.) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные Россией. Основные положения указанных актов воспроизведены в ст. 360 ТК, которая устанавливает основные элементы процедуры проверок и, в частности, предусматривает, что государственные инспекторы труда инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Помимо ст. 360 ТК требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Федеральном законе от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственные инспекторы труда в целях осуществления  федерального государственного надзора  за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных ст.360 ТК РФ.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов (ст.9. Федерального закона №.294-ФЗ) и распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю.

Приказ либо его заверенную печатью копию, государственный инспектор труда предъявляет одновременно со своим служебным удостоверением работодателю или его представителю.

К числу особенностей осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства относят специфические основания для проведения в отношении работодателей внеплановых проверок. Среди них в ч. 7 ст. 360 ТК РФ выделены следующие основания:

-  истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;

-  поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

-  поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

-  поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

-  поступление в федеральную инспекцию труда запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства России или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям1.

Как видим, спектр причин для проведения внеплановых проверок работодателей достаточно широк. Причем работник вправе пожаловаться в государственную инспекцию труда не только на нарушения его трудовых прав, но и на любые иные нарушения работодателем требований трудового законодательства, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, что в конечном итоге может привести к внеплановой проверке работодателя.

Специальные правила организации и проведения проверок, которые с 1 августа 2011 года должны будут применяться при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, установил Закон № 242-ФЗ от 18.07.2011г.

 

2.5. Обжалование  решений государственных инспекторов  труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства, за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, ответственность государственных инспекторов труда

 

Порядок обжалования действий государственных инспекторов труда установлен ст. 361 ТК. Заинтересованное лицо может обратиться поэтапно к руководителю государственного инспектора (руководителю государственной инспекции труда края, области и т.п., начальнику отдела государственной инспекции труда или его заместителю), главному государственному инспектору труда, в суд. Можно избрать иной путь - обратиться сразу в суд или к главному государственному инспектору труда, а затем в суд.

В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителя, а также главного государственного инспектора труда оспариваются в  соответствии с положениями гл. 25 ГПК.

За  нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП. Кроме того, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 195, 419 ТК).

Ст.363 ТК РФ указывает  на то, что лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Так, предусмотрена административная ответственность и за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП); непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП)1.

Ст. 364 ТК РФ предусматривает ответственность государственных инспекторов труда за противоправные действия или бездействие.

 

 

 

 

 

 

 

3. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов

 

Как было сказано ранее, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Правовой статус органов прокуратуры, порядок осуществления ими контрольно-надзорной деятельности регламентирован Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010).

Можно выделить следующие специфические черты прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства:

1) независимость от  местных органов и вертикали подчиненности поднадзорного субъекта;

2) больший, по сравнению  с другими органами надзора,  объем надзорных функций; 

3) «чистота» надзора,  т.е. меньшее проникновение в деятельность прокуратуры элементов контроля1.

Органы прокуратуры наделены полномочиями осуществлять надзор:

- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами власти (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации);

- за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Таким образом, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, в том числе регулирующих трудовые отношения, федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Информация о работе Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права