Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа
В современной России работодатели и работники могут урегулировать разногласия в трудовых отношениях любыми способами, не запрещенными законом. В частности, для урегулирования разногласий работодатели и работники могут воспользоваться как традиционной системой разрешения споров, регламентированной Трудовым кодексом Российской Федерации, в зависимости от вида спора - например, обратиться в комиссию по трудовым спорам, инспекцию труда, в суд, создать примирительную комиссию, обратиться к посреднику, в трудовой арбитраж, так и заключить между собой соглашение и урегулировать возникшее разногласие любым альтернативным способом, выбор которого будет зависеть от конкретных обстоятельств дела, в том числе и от степени разногласия. В целом система примирения сторон трудовых конфликтов в России довольно развита и подробно урегулирована на законодательном уровне. Это во многом объясняется стратегической важностью отношений в сфере труда.
Введение 2
Глава 1. Коллективные трудовые споры как юридическая категория. 4
1.1 Понятие, предмет коллективного трудового спора. 4
1.2. Виды коллективных трудовых споров. 6
1.3. Стороны в коллективном трудовом споре. 8
Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров. 10
2.1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. 10
2.2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. 12
2.3. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. 13
2.4. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров.
15
Глава 3. Забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора. 17
3.1. Реализация права на забастовку. 17
3.2. Правовое положение работников в связи с участием в забастовке. 19
Заключение 20
Литература 22
3) споры из правоотношений
социальных партнеров выше
Таким образом, все коллективные
споры – это споры сферы
социально-партнерских
Сторонами в коллективном
трудовом споре являются коллективы,
объединения работников и работодатели,
их объединения в лице соответствующих
представителей в зависимости от
уровня социально-партнерских
Согласно ст.29 ТК РФ представителями работников
в социальном партнерстве являются: профессиональные
союзы и их объединения, иные профсоюзные
организации, предусмотренные уставами
общероссийских профсоюзов, или иные представители,
избираемые работниками.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при
проведении коллективных переговоров
о заключении и изменении соглашений,
разрешении коллективных трудовых споров
по поводу заключения или изменения
соглашений, осуществлении контроля
за их выполнением, а также при
формировании и осуществлении деятельности
комиссий по регулированию социально-
Работники, не являющиеся членами
профсоюза, имеют право в соответствии
со ст.30 ТК РФ уполномочить орган первичной
профсоюзной организации
Представителями работодателя согласно ст.33 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные им лица в соответствии с кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных
переговоров, заключении или изменении
соглашений, разрешении коллективных
трудовых споров по поводу их заключения
или изменения, а также при
формировании и осуществлении деятельности
комиссий по регулированию социально-
Если в роли работодателей выступают государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, то их представителями могут быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство.
Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.
2.1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
При возникновении коллективного
трудового спора участвующие
в нем стороны обязаны
Сторонами в течение трех рабочих дней с момента возникновения коллективного трудового спора создают примирительную комиссию, на разрешение которой и передается возникший спор. Создание комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников (трудового коллектива, коллектива подразделения). На работодателя возлагается обязанность обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии. В состав примирительной комиссии входят представители работников и работодателя на равноправной основе.
Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании.
Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон. Комиссия для разрешения спора может в течение пяти дней заседать не один раз, поскольку может возникнуть необходимость консультироваться с трудовым коллективом, администрацией, местным органом власти, вышестоящими хозяйственными, профсоюзными и иными заинтересованными органами. Комиссия обязана использовать все имеющиеся в её распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора.
Итоги работы примирительной комиссии могут быть следующими:
1) достижение соглашения по спорному вопросу и принятие по соглашению сторон решения, которое должно быть оформлено протоколом;
2) это решение имеет обязательную для сторон силу и исполняется в установленном этим решением порядке и сроки;
3) стороны не пришли к соглашению, но договорились о продолжении примирительных процедур с участием посредника или в трудовом арбитраже;
4) стороны не достигли соглашения, как по существу спора, так и по вопросу использования примирительных процедур; в этом случае они приступают к формированию трудового арбитража. На любой стадии разрешения коллективного трудового спора, в том числе и в процессе работы примирительной комиссии, стороны могут прийти к соглашению по всему объему спорных вопросов либо их части. Это соглашение должно быть письменно оформлено сторонами, только в этом случае оно будет иметь обязательную для них силу.
2.2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
Может возникнуть и такая
ситуация: процедура рассмотрения коллективного
трудового спора в
Трудовой спор рассматривается с участием посредника не более семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Результатом рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника может быть протокол разногласий или согласованное решение, имеющее такую же
силу, как и решение примирительной комиссии. В том случае, когда стороны не достигли соглашения ни по существу спора, ни по вопросу использования примирительных процедур, они приступают к третьему этапу примирительных процедур - формированию трудового арбитража.
2.3. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже происходит на основании ст. 404 Трудового кодекса РФ. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Причем поскольку трудовой арбитраж представляет собой независимый объективный третейский орган, то в его состав не могут быть включены представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.4 Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его возникновения. При этом трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся данного спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях того или иного коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора сразу после его принятия передается сторонам этого спора в письменной форме.
В случаях, при которых в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 Трудового кодекса РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к взаимоприемлемому соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже установлено, что при рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях: уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии; недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней; рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок; недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже (п. 3).5
Отдельные ученые предлагают воплотить в российской юридической практике западный образец трудового арбитража, согласно которому трудовой арбитраж должен воплотить в себе идею социального партнерства (предполагается участие представителей работников, работодателей и профессионального судьи). При этом трудовой арбитраж предлагается наделить статусом внесудебного государственного органа, финансируемого исключительно из федерального бюджета; функционирование государственного трудового арбитража должно производиться на территории не меньшей, чем район субъекта Российской Федерации; в компетенцию трудового арбитража следует передать не только трудовые споры индивидуального характера, но и коллективные трудовые споры.6 Как представляется, такой арбитраж по трудовым вопросам, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, мог бы сыграть положительную роль в повышении эффективности функционирования всей существующей системы примирения сторон трудовых конфликтов.
2.4. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров.
Согласно ст. 407 Трудового кодекса РФ государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
При этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров: производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена; содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров; ведет базу данных по учету трудовых арбитров; организует соответствующую профессиональную подготовку трудовых арбитров.