Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение коллективного договора как правового локального акта.
Задачи работы:
- раскрыть понятие коллективного договора;
- рассмотреть понятие и юридическую сущность заключения коллективного договора;
- определить общий порядок реализации коллективного договора и контроля за его исполнением;
- проследить роль профсоюзов в реализации коллективного договора и контроля за его исполнением.
Так, статья 40 ТК определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Очевидно, что данное определение не позволяет сделать вывод о юридической природе коллективного договора. До 6 октября 2006 г. статья 5 ТК, определяющая состав источников трудового права, не называла в их числе коллективный договор. Федеральным законом от 30.06.2006 №90-ФЗ статья 5 ТК была дополнена положением о том, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Тем самым теперь статья 5 ТК относит коллективные договоры к источникам трудового права.
Коллективный договор рассматривается в ст. 9 ТК как акт, регулирующий трудовые отношения в договорном порядке. При этом ст. 41 ТК, посвященная содержанию коллективного договора, определяет круг вопросов, составляющих взаимные обязательства сторон коллективного договора. Вместе с тем ч. 4 ст. 41 устанавливает, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Анализ указанных статей позволяет сделать вывод, что ТК рассматривает коллективный договор как правовой акт, имеющий смешанную природу и включающий как нормативные, так и обязательственные положения.
О нормативном характере коллективного договора позволяют говорить также следующие особенности:
- правом на его принятие
обладают работники и
- он принимается после
- действует в течение
- занимает особое место в иерархии источников трудового права и выполняет специфическую роль в правовом регулировании трудовых отношений;
- защита прав, предусмотренных этим актом, осуществляется в судебном порядке. При этом если нарушаются права одного работника, то для защиты используется процедура индивидуального трудового спора, если положения договора не выполняются по отношению ко всему коллективу работников, может возникнуть коллективный трудовой спор.18
Следовательно, коллективный договор как источник права закрепляет локальные нормы права, которые распространяются только на конкретную организацию. Локальные нормы права, которые содержатся в коллективном договоре, обладают всеми свойствами, характерными для правовых норм вообще, а именно: они обязательны для исполнения; рассчитаны на многократное применение; распространяются на неопределенный круг лиц. Вместе с тем нормативные положения коллективного договора имеют ограниченные сферу действия и круг субъектов, на которые распространяется их действие, что отличает коллективный договор от других источников трудового права.
В Трудовом кодексе РФ, вступившем в действие с 1 февраля 2002 года, имеется норма, аналогичная части второй статьи 235 КЗоТ РФ - часть первая статьи 374. По большому счету, данное обстоятельство означает, что на сегодняшний день Трудовой кодекс РФ содержит норму, которая уже признана Конституционным Судом РФ противоречащей Конституции РФ.
Институт коллективного договора в трудовом праве отличается от существующих в гражданском праве институтов договора и сделки. Нет необходимости раскрывать все существующие отличия названных институтов различных отраслей права. Остановимся на рассмотрении только одного отличия, которое касается использования в юридическом обороте категорий ничтожности (недействительности) договора.
Таким образом, коллективный
договор, по нашему мнению, имеет смешанную
юридическую природу и сочетает
в себе обязательственные и нормативны
1.2 Содержание
и структура коллективного
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, то есть строго законодательством не регламентируются. Содержание этого договора составляют определяемые его сторонами условия, регулирующие социально-трудовые отношения. Все условия или положения коллективного договора можно подразделить на две группы, а именно:19
1. Договорные условия с взаимными обязательствами сторон по вопросам:
- форма, система и размер оплаты труда и другие денежные выплаты;
- механизм индексации оплаты труда;
- занятость и условия высвобождения работников;
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
- добровольное и обязательное медицинское и социальное страхования;
- контроль за выполнением коллективного договора;
- улучшение условий и охраны труда работников;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников;
- соблюдение интересов работников при приватизации предприятия и ведомственного жилья;
- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
- отказ от забастовок при своевременном выполнении условий договора.
2. Нормативные условия (
- виды и продолжительность дополнительных отпусков, помимо определенных законом;
- виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов) и других выплат;
- размеры доплат при отклонениях от нормальных условий труда,
- права профсоюзов на предприятии, в учреждении, организации;
- меры по обеспечению занятости работников;
- льготные трудовые и социально-экономические условия (положения).
Вышеназванный перечень условий является примерным.
Глава 2. Реализация коллективного договора и контроль за его исполнением
2.1 Общий порядок
реализации коллективного
Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений осуществляют стороны коллективных договоров и соглашений.
Статья 55 ТК, кроме того, вводит административную ответственность для лиц, представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
Следует иметь в виду, что КоАП РФ (ст. 5.31), введенный в действие с 1 июля 2002 г., административной ответственности лиц, представляющих работников, не предусматривает.
На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом (192, 193), если в их трудовые обязанности входит выполнение соответствующих обязательств.
Освобожденные от основной работы выборные члены профсоюзных органов, совершившие подобные правонарушения, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным органом).
Право наложения дисциплинарного взыскания в таких случаях принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям вышестоящих профсоюзных органов.
Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые в первую очередь для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.
Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей сторон должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель (см. ст. 31 ТК).
Комиссии подразделяются по уровням: федеральные, региональные, территориальные, локальные, а отраслевые (межотраслевые) комиссии также могут быть федеральными, региональными, территориальными.
Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне.
От уровня органа социального партнерства в значительной мере зависит его состав. На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей работников и работодателей (профсоюзных объединений и объединений работодателей) и представителей соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. На локальном уровне создается двухсторонняя комиссия.
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
РТК образована для обеспечения
регулирования социально-
Деятельность РТК строится на основе принципов добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в ее работе; полномочности сторон, самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профсоюзов и каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
Общероссийские объединения
Утверждение и замена (ротация) представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся решениями органов этих объединений.
Представители сторон являются членами РТК в количестве от каждой из сторон не более 30 человек.
Разногласия по вопросам представительства в РТК общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей разрешаются на совещаниях представителей сторон или в суде.
В силу Закона для осуществления контроля стороны обязаны предоставить друг другу всю запрашиваемую информацию. Формой контроля является заслушивание отчета сторон, подписавших единый коллективный договор, на общем собрании (конференции) ежегодно или в срок, установленный в договоре. Важным средством обеспечения реального выполнения коллективного договора также является устанавливаемая в отношении его сторон ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств. Она предусмотрена различными нормативными актами и зависит от того, какая сторона и какие именно лица оказались виновными в невыполнении обязательств по коллективному договору. Юридическая ответственность касается главным образом должностных лиц, выступающих по договору со стороны работодателя, выражается преимущественно в форме штрафа и носит административно-правовой характер. Она устанавливается в следующих случаях: за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению и дополнению коллективного договора; за нарушение условий коллективного договора и (или) их невыполнение; за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. Ответственность лиц со стороны работодателя, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, либо нарушили установленный срок начала переговоров, либо не обеспечили работу комиссии по коллективным переговорам в определенные сторонами сроки. Штраф налагается в судебном порядке. Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении и (или) невыполнении обязательств по коллективному договору, подвергаются такому же штрафу. Если представители работодателя уклоняются от участия в примирительных процедурах, в частности не предоставляют помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствуют его проведению, предусматривается дисциплинарное взыскание или штраф, налагаемый в судебном порядке. Наиболее распространенная форма юридической ответственности руководителей государственных предприятий и других должностных лиц из числа администрации предприятия - дисциплинарная ответственность. Она наступает за нарушение таких коллективно-договорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей указанных должностных лиц.
Информация о работе Коллективный договор как правовой локальный акт