Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:38, курс лекций
Тема 1 Предмет, метод функции и система трудового права
Тема 2 Источники трудового права
Тема 3 Принципы правового регулирования труда
Тема 4 Субъекты трудового права
Тема 5 Правоотношения в сфере трудового права
Тема 6 Социальное партнерство в сфере труда
Тема 7 Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Тема 8 Трудовой договор
Пункт 10 ст. 81 (п. 1 ст. 254 КЗоТ) – однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей. Это дополнительное основание увольнения только двух указанных в нем категорий работников. Филиалом считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 части первой ГК РФ). Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом – их учредителем и действует по его доверенности.
К руководителям других структурных подразделений организаций и их заместителям п. 10 ст. 81 ТК не применяется.
Грубое нарушение трудовых обязанностей – это оценочное понятие, и законодатель его не дает. Но имеется в виду большая степень трудового правонарушения. Относится или нет данное правонарушение к грубым – это определяет лицо, которое имеет право приема и увольнения указанных работников (данный пробел трудового законодательства требует восполнения или хотя бы разъяснения, поскольку в практике наблюдаются самые несопоставимые оценки грубого нарушения).
Пункт 11 ст. 81 предусматривает увольнение работодателем работника по новому основанию – за представление работодателю подложных документов, заведомо ложных сведений при заключении трудового договора. Данное основание не указывает на то, кто определяет подлог документов и ложных сведений (и каких), отдавая все это на усмотрение работодателя.
Поэтому в такой редакции без дополнительных разъяснений оно на практике вызовет много трудовых споров, так как каждый работодатель может трактовать его по-своему. Думается, что работодатель должен доказать фальсификацию документов соответствующей экспертизой (например подделку трудовой книжки, справок и т. д.). Что касается ложных сведений, то, вероятно, речь должна идти лишь о тех, которые имеют значение ДЛЯ работы, на которую принят работник. Ведь нередко частные фирмы при приеме женщины требуют, чтобы она указала, замужем ли она и имеет ли детей, так как предпочитают нанимать бездетных и незамужних.
Так, измученная безработицей женщина отметила в анкете, что она не замужем и детей не имеет. А потом обнаружилось, что эти сведения заведомо ложные: она замужем, имеет 5-летнего ребенка. По тексту данного основания п. 11 работодатель может ее уволить. Но, думается, это будет несправедливо, ибо в данном случае не учитывается вся сложившаяся ситуация. Вот поэтому-то к данному основанию следует срочно дать разъяснение или поправку, а именно: о каких сведениях здесь идет речь и есть ли четкие сроки, определяющие основание увольнения за подобные ложные сведения.
Пункт 12 ст. 81 также предусматривает новое основание, которое ранее на практике подводилось под основание несоответствия – прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.
Полагаем, что в части второй ст. 81 следовало бы указать и это основание, если в нем нет вины работника, т. е. прежде чем уволить сотрудника работодатель был бы обязан попытаться перевести работника (с его согласия) на другую имеющуюся в этой организации работу, которая не связана с допуском к гостайне.
Пункт 13 ст. 81 предусматривает старое дополнительное основание для руководителя организации (п. 4 ст. 254 КЗоТ), распространив его и на членов коллегиального исполнительного органа организации. Это увольнение действует в случаях, предусмотренных трудовым договором данного работника.
Такие дополнительные основания увольнения могут быть указаны только в трудовых договорах с руководителями организаций. И если произошел такой случай (например, руководитель не выполнил условия, оговоренного в трудовом договоре о снижении брака и др.), то руководитель может быть уволен работодателем со ссылкой на п. 13 ст. 81 ТК. А в приказе об увольнении эту ссылку уточняют указанием невыполненного условия трудового договора такого руководителя.
Пункт 14 ст. 81 предусматривает, что основаниями увольнения по инициативе работодателя могут быть и другие случаи, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами. В таких случаях конкретные основания увольнения указываются в приказе и в трудовой книжке работника со ссылкой не на п. 14 ст. 81 (он, по существу, отсылочный), а на конкретный закон и его статью, которые предусматривают данное дополнительное основание.
Если работник одновременно имеет и общее, и дополнительное основания своего увольнения, то он увольняется работодателем по общему основанию.
Раскроем имеющиеся в отдельных специальных федеральных законах дополнительные основания увольнения некоторых категорий работников.
Трудовой кодекс в разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» также предусматривает дополнительные основания увольнения для некоторых из указанных в нем категорий. Так, ст. 278 ТК обозначила два новых дополнительных основания увольнения руководителя организации:
а) в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника – в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
б) в связи с тем, что уполномоченные органы юридического лица либо собственник имущества организации, либо лицо (орган), которое уполномочено собственником, приняли решение о досрочном прекращении трудового договора. При этом основании увольнения руководителя досрочно при отсутствии его вины (т. е. виновных действий или бездействия) ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, который определен трудовым договором (ст. 279 ТК).
Сам руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть свой трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 1 месяц. Ведь с руководителем согласно ст. 275 всегда заключается срочный договор на срок, устанавливаемый учредительными документами организации или соглашением сторон.
Совместители согласно ст. 288 ТК могут быть уволены с совмещаемой работы по дополнительному основанию – в случае приема на данную работу работника, для которого она будет являться основной.
Работник, который трудится у работодателя – физического лица, а также надомник может быть уволен по основаниям, предусмотренным в его трудовом договоре (ст. 307, 312 ТК). Выходное пособие при увольнении этого работника и сроки предупреждения также устанавливаются его трудовым договором. То же касается и работника религиозных организаций(ст. 347 ТК).
Статья 330 Кодекса предусматривает 3 следующих дополнительных основания увольнения педагогического работника образовательного учреждения всех уровней:
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения (это основание конкретного трудового правонарушения);
2) применение, в том числе
однократное, методов воспитания, связанных
с физическим и (или) психическим
насилием над личностью
3) достижение возраста 65
лет ректором, проректором, деканом
факультета, руководителем филиала
(института), государственного или
муниципального образовательног
Некоторые федеральные законы также устанавливают дополнительные основания увольнения отдельных работников. Так, государственный служащий может быть уволен по инициативе администрации по следующим дополнительным основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990):
– достижение им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
– прекращение гражданства Российской Федерации;
– несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;
– разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
– возникновение других обстоятельств, т. е. случаев, когда гражданин не может быть принят или находиться на государственной службе, указанных в п. 3 ст. 21 данного Федерального закона.
Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе
судей в Российской Федерации» (Ведомости
РФ. 1992. № 30. Ст. 1792) в ст. 1<span class="dash041e_0431_044b_