Организация охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст.37 Конституции РФ)/1/.
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.

Содержание

Введение

Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда

1.1 Законодательство по охране труда

1.2 Нормативная и нормативно-техническая документация

Глава 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда

2.1 Права и обязанности работодателя по организации охраны труда

2.2 Права и обязанности работника по охране труда

2.3 Ответственность за нарушение требований охраны труда

Глава 3. Организация охраны труда

3.1 Государственное управление охраной труда

3.2 Организация и функции служб охраны труда на предприятии

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование охраны труда.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы охраны труда  регулируются на сегодняшний день Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом  от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах  охраны труда в Российской Федерации». Основные положения этого закона продублированы в ТК РФ. Кроме того, существует довольно-таки большое количество нормативно-правовых актов, более подробно регламентирующих отдельные вопросы, связанные с охраной труда (аттестация рабочих мест, требования к вредным и опасным производствам и т.п.). В нашей стране также действует система государственных нормативных требований охраны труда. Ими устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Однако только установление требований, которые должны соблюдать работники и работодатели по охране труда, не достигло бы своей цели, если бы не были предусмотрены соответствующие меры ответственности за их несоблюдение. В настоящее время ответственность за нарушение требований охраны труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ и статьей 143 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из основных методов  регулирования трудовых и непосредственно  связанных с трудовыми отношений  является сочетание централизованного  и локального способа. Причем на централизованном уровне закрепляется минимальный социальный стандарт, который не может быть понижен на иных уровнях ни при каких обстоятельствах. К одному из элементов такого стандарта можно отнести государственные гарантии по обеспечению каждому работающему здоровых и безопасных условий труда.

В Рекомендации МОТ от 21.09.1929 г.39 рекомендуется, чтобы правовым путем активно и постоянно  поощрялись принятие мер в целях  содействия улучшению техники безопасности, в частности, следующих мер:

 – создание на  заводах организаций по технике  безопасности, в компетенцию которых  входили бы мероприятия по  расследованию каждого несчастного  случая, имевшего место на этом  заводе, и рассмотрение методов,  которые должны быть приняты  для предотвращения их повторения; систематическое наблюдение за механизмами, машинами и оборудованием с целью обеспечения безопасности, и в особенности для наблюдения за тем, чтобы все ограждения и другие защитные приспособления содержались в надлежащем порядке и состоянии; объяснение новым, и в особенности молодым, трудящимся возможных опасностей при работе машин или оборудования, связанных с их трудом; организация первой помощи и перевозки пострадавших трудящихся; поощрение предложений, вносимых работающими лицами в целях повышения безопасности труда;

 – чтобы государство  организовало подготовку монографий  о причинах несчастных случаев  и их предотвращении в некоторых  отраслях промышленности или  некоторых процессах, причем эти  монографии подготавливались бы  службой государственной инспекции или другими компетентными органами и обобщали опыт, приобретенный в отношении наилучших мероприятий по предотвращению несчастных случаев в данной промышленности или в данном процессе, печатались государством для сведения предпринимателей, инженерно-технических работников заводов и трудящихся данной отрасли промышленности, а также организаций предпринимателей и трудящихся.

 

 – государство  приняло меры для включения  в учебные программы начальных  школ уроков, имеющих целью привить  навыки осторожности, а в учебные программы школ второй ступени – уроков по предотвращению несчастных случаев и по оказанию первой помощи. В школах профессионального обучения всех ступеней должно производиться обучение по предотвращению несчастных случаев на производстве и ученикам должна внушаться важность этого предмета как с экономической, так и с моральной точки зрения.

– должны применяться  меры для обеспечения того, чтобы  на всех предприятиях содержались необходимые  для первой помощи материалы, готовые  к использованию, и чтобы первая помощь оказывалась надлежащим образом обученными лицами. Желательно также принять меры для того, чтобы при серьезных несчастных случаях врачебная помощь могла оказываться как можно скорее. Должны быть также приняты меры для предоставления карет скорой помощи в целях быстрой доставки пострадавших лиц в больницу или домой.

Содержание ст. 4 Закона «Об основах охраны труда» свидетельствует  о том, что в формировании законодательства об охране труда; разработке федеральных  целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда; в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и в осуществлении других направлений государственной политики в области охраны труда важнейшая роль принадлежит государственным органам.

Большую роль имеет и  установление судебной защиты прав работников. Суд, осуществляя защиту права на труд в условиях, соответствующих  требованиям охраны труда, наделен  широким полномочиями по применению к нарушителям законодательства об охране труда мер воздействия.

 

 

Список используемой литературы

1 Конституция Российской  Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ  от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2 Международный пакт  «Об экономических, социальных  и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.

3 Федеральный закон  «Об основах охраны труда в  Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ  от 19.07.1999, № 29, ст. 3702, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

4 Трудовой Кодекс Российской  Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред.  от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

5 Комментарий к Трудовому  Кодексу Российской Федерации  (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., Юристъ, 2005. – С. 279.

6 Кухаренко А.Ю. Правовые  аспекты государственного управления  в области охраны труда на  современном этапе: Автореф. : дисс. канд. юрид. наук. – М., 2001. – С. 12.

7 Шептулина Н.Н. Комментарий  к Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (постатейный). – М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. – С. 21.

8 Шептулина Н.Н. Комментарий  к Федеральному закону «Об  основах охраны труда в Российской  Федерации» (постатейный). – М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. – С. 12.

9 Постановление Правительства  РФ «О нормативных правовых  актах, содержащих государственные  нормативные требования охраны  труда» от 23.05.2000 № 399 // СЗ РФ  от 29.05.2000, № 22, ст. 2314.

10 Игнатюк Н.А., Шептулина Н.Н. О государственном управлении охраной труда // Журнал российского права. – 2003. – № 5. – С. 16.

11 Игнатюк Н.А., Шептулина  Н.Н. О государственном управлении  охраной труда // Журнал российского  права. – 2003. – № 5. – С. 18.

12 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н.Гусова. – М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2003. – С. 268.

13 Шептулина Н.Н. Комментарий  к Федеральному закону «Об  основах охраны труда в Российской  Федерации» (постатейный). – М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. – С. 28.

14 Куренной А. М.  Правовое регулирование охраны  труда // Законодательство. – 2001. – № 7. – С. 34.

15 Куренной А. М.  Правовое регулирование охраны  труда // Законодательство. – 2001. – № 7. – С. 36.

16 Коршунов Е.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. – М., Фонд «Правовая культура», 2000. – С. 28.

17 Анисимов Л.Н. Трудовой  договор: заключение, изменение и  прекращение. Практические рекомендации. – М., ЗАО Юстицинформ, 2005. – С. 32.

18 Тихомиров М.Ю. Увольнение  с работы: учебно-практическое пособие. Второе издание, дополненное и переработанное. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.

19 Коршунов Е.Н. Комментарий  законодательства РФ об охране  труда. – М., Фонд «Правовая  культура», 2000. – С. 47.

20 Кухаренко А.Ю. Правовые аспекты государственного управления в области охраны труда на современном этапе: Автореф. : дисс. канд. юрид. наук. – М., 2001. – С. 17.

21 Куренной А. М.  Правовое регулирование охраны  труда // Законодательство. – 2001. – № 7. – С. 39.

22 Коршунов Е.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. – М., Фонд «Правовая культура», 2000. – С. 17.

23 Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.

 

24 Уголовный Кодекс  Российской Федерации от 13.06.1996 №  63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, №  30 (ч. 1), ст. 3104.

25 Коршунов Е.Н. Комментарий  законодательства РФ об охране труда. – М., Фонд «Правовая культура», 2000. – С. 24.

26 Комментарий к Трудовому  Кодексу Российской Федерации  (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., Юристъ, 2005. – С. 285.

27 Комментарий к Трудовому  кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н.Гусова. – М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2003. – С. 267.

28 Гражданский Кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ  РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ  от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120; Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.

29 Игнатюк Н.А., Шептулина  Н.Н. О государственном управлении охраной труда // Журнал российского права. – 2003. – № 5. – С. 17.

30 Шептулина Н.Н. Комментарий  к Федеральному закону «Об  основах охраны труда в Российской  Федерации» (постатейный). – М., Юридический  Дом «Юстицинформ», 2004. – С. 19.

31 Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. – М., ИНФРА-М, 2004. – С. 297.

32 Соловьев А., Фролов  О. Принципы управления охраной  труда // Охрана труда и социальное  страхование. – 2000. – № 4. –  С. 34.

33 Постановление администрации Красноярского края «Об образовании краевого межведомственного координационного Совета по охране труда» (вместе с «Положением о краевом межведомственном координационном Совете по охране труда») от 17.04.1995 № 183-П.

34 Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 28.08.1995, № 35, ст. 3506, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3108.

35 Постановление Минтруда  РФ «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» от 08.02.2000 № 14 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. – № 2 – 3.

36 Ситникова Е. Ликбез  по охране труда // Кадровое  дело. – 2003. – № 2. – С. 7.

37 Ситникова Е. Ликбез  по охране труда // Кадровое  дело. – 2003. – № 2. – С. 8.

38 Постановление Минтруда  РФ «Об утверждении межотраслевых  нормативов численности работников  службы охраны труда в организациях»  от 22.01.2001 № 10 // Бюллетень Минтруда  РФ. – 2001. – № 4.

39 Рекомендация № 31 Международной организации труда «О предотвращении несчастных случаев на производстве» (Принята в г. Женеве 21.06.1929 на 12-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. – Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 171 – 177.

40 Чупрова Е.В. Механизм  защиты прав пострадавших на  производстве и членов их семей  в действующем законодательстве // Адвокат. – 2005. – № 3.

 

 


Информация о работе Организация охраны труда