Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граж¬дане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.
Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитар¬но-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организаци¬онно-техническими и др.

Содержание

§1. Охрана труда 3
1.1 Понятие охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда 3
1.2 Требования охраны труда и организация охраны труда 5
1.3 Расследование и учет несчастных случаев 14
Решение задачи 16
Тест 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 12 вариант.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Охрана труда

1.1 Понятие охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда

 

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах Российской Федерации об охране труда» (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не. только юридические, но и технические, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях.

В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников.

Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:

1)   нормы — принципы  государственной политики в области ' охраны труда и правила государственного  управления охраной труда;

2)   право работника  на охрану труда и его гарантии;

3)   нормы организации  и обеспечения охраны труда  работодателем,  включая  предупредительный  надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

4)   правила по технике  безопасности и производственной  санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

5)   правила особой  охраны труда женщин;

6)   правила особой  охраны труда молодежи и лиц  с пониженной трудоспособностью.

Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.

Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

 

1.2 Требования охраны труда и организация охраны труда

 

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда — правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда153.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).

Руководителю каждого предприятия необходимо помнить, что обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя. 

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст.211 ТК РФ).

Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 219 Трудового кодекса устанавливает право работника:

1.   На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

2.   На получение достоверной информации от работодателя:

 об условиях и охране труда на рабочем месте,

 о существующем риске повреждения здоровья,

 о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса, под охраной труда подразумевается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

 правовые,

 социально - экономические,

 организационно - технические,

 санитарно - гигиенические,

 лечебно - профилактические,

 реабилитационные,

 иные мероприятия.

Соблюдение требований охраны труда и контроль за их выполнением осуществляется работодателями в следующем порядке (ст.217 Трудового кодекса):

1.   В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников свыше 50 человек, необходимо:

 либо создать службу охраны труда,

 либо ввести должность специалиста по охране труда (с соответствующей подготовкой или опытом работы в данной сфере).

2.   В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, решение:

 о создании службы по охране труда,

 о введении должности специалиста по охране труда,

принимается с учетом специфики производственной деятельности такой компании.

3.   При отсутствии:

 службы охраны труда,

 штатного специалиста по охране труда,

осуществляют их функции и несут ответственность:

 работодатель - ИП (лично),

 руководитель организации,

 другой уполномоченный работодателем работник, организация, специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по договору ГПХ.

В целях обеспечения:

 правильной организации системы охраны труда,

 безопасных условий труда, организации необходимо разработать локальные правовые акты по охране труда.

В соответствии со ст.8 Трудового кодекса, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти локальные акты представляют собой правовую основу системы охраны труда в компании.

Так же эти нормативные акты могут помочь компании предотвратить несчастные случаи на производстве и значительно упростят процедуру рассмотрения таких случаев, если, не смотря на усилия работодателя, они будут иметь место.

Выполнение правил по охране труда обязательно как для работодателя, так и для работников организации.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к организации системы охраны труда на предприятиях, обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, а так же методология составления правил и инструкций по охране труда.

Государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии со ст.211 Трудового кодекса, порядок:

 разработки,

 утверждения,

 изменения

подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся (п.2 Постановления №1160):

1.   Стандарты безопасности труда (ГОСТы).

2.   Правила и типовые инструкции по охране труда.

3.   Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

 санитарные правила и нормы,

 санитарные нормы,

 санитарные правила,

 гигиенические нормативы,

устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

При разработке правил по охране труда необходимо учитывать положения системы ГОСТов по безопасности труда.

В частности, требования ГОСТа 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», целью которого является:

 содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов,

 исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом,

 профессиональных заболеваний на производстве.

ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание системы управления охраной труда в организации.

Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

В связи с этим работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

Основные элементы управления охраной труда:

 политика,

 организация,

 планирование и применение,

 оценка,

 действия по совершенствованию.

 

Организация охраны труда.

 

Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работника.

Госуправление охраной труда осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации и по его поручению Минтруд РФ и другие федеральные органы исполнительно власти, а на территории субъектов РФ - федеральные органы и органы субъектов РФ в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ. В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации производственной деятельности.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуг в области охраны труда. Структуру и численность службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций Минтруда РФ по этому вопросу (ст. 217 ТК). В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников или профкома для организации работ по охране труда создается комитет (комиссия) по охране труда из представителей работодателя и работников на паритетной основе. Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве законом возлагается на работодателя (его администрацию). Статья 212 Трудового кодекса подробно перечисляет обязанности работодателя в области охраны труда. Изучите их тщательно. За нарушение каждой из 20 указанных в ней обязанностей по обеспечению охраны труда работодатель несет ответственность. Основы об охране труда в ст. 23 закрепляют ответственность работодателей и лиц, виновных в нарушении требований охраны труда. Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом производстве осуществлять работодатели. Комплексные планы улучшения условий труда, охраны труда трудовые коллективы одобряют и конкретизируют в коллективных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что выделенные на охрану труда средства запрещается использовать на другие цели. Кодекс в ст. 226 предусмотрел порядок финансирования мер по охране труда. Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) называется так потому, что осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж согласно ГОСТ 12.0.004-90 "Системы стандартов безопасности труда" бывает: 
а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное производство; б) первичный на рабочем месте; в) повторный, если требуют обстоятельства; г) внеплановый при изменении правил охраны труда технологического процесса и т. д., а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это; д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т.д.

Информация о работе Охрана труда