Содержание
§1.
Охрана труда
1.1
Понятие охраны труда и основные направления
государственной политики в области охраны
труда
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает,
что труд и здоровье людей охраняются
государством, а в ст. 37 закрепляет, что
граждане реализуют право на труд в условиях,
безопасных для их здоровья.
Охрана труда в широком
смысле — это система обеспечения жизни
и здоровья работника в процессе труда
всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими,
санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими,
организационно-техническими и др. Это
широкое понятие охраны труда закреплено
в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах
Российской Федерации об охране труда»
(Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса.
Поэтому охрану труда каждый изучает в
своем аспекте — не. только юридические,
но и технические, экономические, медицинские
вузы. Лишь такое широкое понятие охраны
труда способно обеспечить безопасные
и здоровые условия труда работников.
Если хотя бы один ее компонент нарушен,
нарушается вся охрана труда работника.
В этом широком смысле охрана труда нужна
везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона
об охране труда распространяет это понятие
более ограниченно — на труд в общественной
организации на производстве всех форм
собственности, включая труд как работников,
так и администрации, членов производственных
кооперативов, студентов-практикантов,
военнослужащих, привлекаемых к работе
на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих
исправительные работы на предприятиях.
В трудовом праве используется
понятие охраны труда в узком
смысле — это система правовых
норм, предусматривающих в законодательстве,
коллективных и трудовых договорах и соглашениях
мероприятия и средства обеспечения безопасных
и здоровых условий труда работников и
мер по оздоровлению и улучшению этих
условий.
Третий аспект понятия охраны
труда (как один из основных принципов
трудового права) — обеспечение здоровых
и безопасных условий труда работников.
Институт охраны
труда состоит из следующих групп
норм, которые тесно взаимосвязаны:
1) нормы — принципы
государственной политики в области
' охраны труда и правила государственного
управления охраной труда;
2) право работника
на охрану труда и его гарантии;
3) нормы организации
и обеспечения охраны труда
работодателем, включая предупредительный
надзор и расследование несчастных случаев
на производстве;
4) правила по технике
безопасности и производственной
санитарии, система стандартов безопасности
труда (ССБТ);
5) правила особой
охраны труда женщин;
6) правила особой
охраны труда молодежи и лиц
с пониженной трудоспособностью.
Значение охраны труда многоаспектно.
Всесторонняя охрана труда имеет большое
социальное, экономическое и правовое
значение.
Социальное значение
охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье
трудящихся от возможных производственных
вредностей; б) способствует их культурно-техническому
росту: лишь не чрезмерно усталый от работы
в грязных, загазованных производственных
помещениях работник способен вечерами
учиться, повышать свою квалификацию,
читать, развлекаться, заниматься спортом,
развивать личность; в) способствует гуманизации
труда.
Экономическое значение
охраны труда заключается в том, что она способствует:
а) росту производительности труда работников,
а тем самым и росту производства, экономики;
б) сокращению потерь рабочего времени
от временной нетрудоспособности работников
из-за производственных травм, профессиональных
заболеваний, экономии средств Фонда социального
страхования.
Правовое значение
охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности,
учитывая женский организм, организм подростков,
пониженную трудоспособность инвалидов,
пенсионеров; б) реализует субъективное
право работников на всестороннюю охрану
труда и обязанность работодателя по обеспечению
этого права; в) является важнейшим элементом
трудового правоотношения, прием работников
осуществляется с учетом тяжести условий
труда.
1.2
Требования охраны труда и организация
охраны труда
В числе норм права, регулирующих
отношения в области охраны труда, особое
место занимают государственные нормативные
требования охраны труда — правила, процедуры,
критерии, которые рассчитаны на сохранение
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности и обязательны
для исполнения юридическими и физическими
лицами при осуществлении ими любых видов
деятельности, в том числе при проектировании,
строительстве (реконструкции) и эксплуатации
объектов, конструировании машин, механизмов
и другого оборудования, разработке технологических
процессов, организации производства
и труда.
Государственные нормативные
требования охраны труда содержатся в
федеральных законах и иных нормативных
правовых актах РФ и законах и иных нормативных
правовых актах субъектов РФ об охране
труда153.
Наиболее широкий круг государственных
нормативных требований охраны труда,
закрепленных федеральным законом, содержится
в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана
труда», «Особенности регулирования труда
отдельных категорий работников» и др.).
Руководителю каждого предприятия
необходимо помнить, что обеспечение безопасности
и условий труда, соответствующих государственным
нормативным требованиям охраны труда,
является обязанностью работодателя.
Государственные нормативные
требования охраны труда обязательны для
исполнения юридическими и физическими
лицами при осуществлении ими любых видов
деятельности (ст.211 ТК РФ).
Пунктом 3 статьи 37 Конституции
РФ установлено право каждого на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены.
Статья 219 Трудового кодекса
устанавливает право работника:
1. На рабочее место, соответствующее
требованиям охраны труда.
2. На получение достоверной
информации от работодателя:
об условиях и охране труда
на рабочем месте,
о существующем риске повреждения
здоровья,
о мерах по защите от воздействия
вредных и (или) опасных производственных
факторов.
В соответствии с положениями
статьи 209 Трудового кодекса, под охраной
труда подразумевается система сохранения
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающая в себя:
правовые,
социально - экономические,
организационно - технические,
санитарно - гигиенические,
лечебно - профилактические,
реабилитационные,
иные мероприятия.
Соблюдение требований охраны
труда и контроль за их выполнением осуществляется
работодателями в следующем порядке (ст.217
Трудового кодекса):
1. В компаниях, занимающихся
производством, с численностью сотрудников
свыше 50 человек, необходимо:
либо создать службу охраны
труда,
либо ввести должность специалиста
по охране труда (с соответствующей подготовкой
или опытом работы в данной сфере).
2. В компаниях, занимающихся
производством, с численностью сотрудников,
не превышающей 50 человек, решение:
о создании службы по охране
труда,
о введении должности специалиста
по охране труда,
принимается с учетом специфики
производственной деятельности такой
компании.
3. При отсутствии:
службы охраны труда,
штатного специалиста по охране
труда,
осуществляют их функции и несут
ответственность:
работодатель - ИП (лично),
руководитель организации,
другой уполномоченный работодателем
работник, организация, специалист, оказывающие
услуги в области охраны труда, привлекаемые
по договору ГПХ.
В целях обеспечения:
правильной организации системы
охраны труда,
безопасных условий труда, организации
необходимо разработать локальные правовые
акты по охране труда.
В соответствии со ст.8 Трудового
кодекса, работодатель вправе принимать
локальные нормативные акты, содержащие
нормы трудового права, в пределах своей
компетенции в соответствии с трудовым
законодательством, иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового
права.
Эти локальные акты представляют
собой правовую основу системы охраны
труда в компании.
Так же эти нормативные акты
могут помочь компании предотвратить
несчастные случаи на производстве и значительно
упростят процедуру рассмотрения таких
случаев, если, не смотря на усилия работодателя,
они будут иметь место.
Выполнение правил по охране
труда обязательно как для работодателя,
так и для работников организации.
В статье будут рассмотрены
требования действующего законодательства
к организации системы охраны труда на
предприятиях, обязанности работодателей
и работников в сфере охраны труда, а так
же методология составления правил и инструкций
по охране труда.
Государственные
нормативные требования охраны труда
В соответствии со ст.211 Трудового
кодекса, порядок:
разработки,
утверждения,
изменения
подзаконных нормативных правовых
актов, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда, в том числе стандарты
безопасности труда, устанавливается
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г.
№1160 «Об утверждении Положения о разработке,
утверждении и изменении нормативных
правовых актов, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда»,
с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
К нормативным правовым актам,
содержащим государственные нормативные
требования охраны труда, относятся (п.2
Постановления №1160):
1. Стандарты безопасности труда
(ГОСТы).
2. Правила и типовые инструкции
по охране труда.
3. Государственные санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы:
санитарные правила и нормы,
санитарные нормы,
санитарные правила,
гигиенические нормативы,
устанавливающие требования
к факторам рабочей среды и трудового
процесса.
При разработке правил по охране
труда необходимо учитывать положения
системы ГОСТов по безопасности труда.
В частности, требования ГОСТа
12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности
труда. Системы управления охраной труда»,
целью которого является:
содействие защите работников
от воздействия опасных и вредных производственных
факторов,
исключению несчастных случаев,
в том числе со смертельным исходом,
профессиональных заболеваний
на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание
системы управления охраной труда в организации.
Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение
охраны труда в организации, включая соответствие
условий труда требованиям охраны труда,
установленным национальными законами
и иными нормативными правовыми актами,
входит в обязанности работодателей.
В связи с этим работодатель
должен продемонстрировать руководство
и заинтересованность в деятельности
по обеспечению охраны труда в организации
и организовать создание системы управления
охраной труда.
Основные элементы управления
охраной труда:
политика,
организация,
планирование и применение,
оценка,
действия по совершенствованию.
Организация охраны
труда.
Организация охраны труда включает
государственное управление, органы охраны
труда, ее планирование и финансирование,
предупредительный надзор и расследование
несчастных случаев на производстве, их
профилактику и учет.
Государственное
управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ
об охране труда) заключается в реализации
указанных основных направлений государственной
политики, разработке нормативных актов
в этой области, а также в утверждении
требований к средствам производства,
технологиям и организации труда, обеспечивающим
здоровые и безопасные условия труда работника.
Госуправление охраной труда
осуществляет непосредственно Правительство
Российской Федерации и по его поручению
Минтруд РФ и другие федеральные органы
исполнительно власти, а на территории
субъектов РФ - федеральные органы и органы
субъектов РФ в пределах их полномочий.
Распределение полномочий по охране труда
между федеральными органами осуществляет
Правительство РФ. В отраслевых министерствах,
ведомствах и объединениях предприятий
(концерны, ассоциации и др.) создаются
службы охраны труда для обеспечения соблюдения
требований охраны труда, осуществления
контроля за их выполнением в каждой организации
производственной деятельности.
В организациях, осуществляющих
производственную деятельность, с численностью
более 100 работников создается служба
охраны труда или вводится должность специалиста
по охране труда, а с численностью 100 и
менее работников решение о создании такой
службы или введении должности специалиста
по охране труда принимает работодатель
с учетом специфики деятельности организации.
Если он решит не создавать их, то должен
заключить договор со специалистами или
организациями об оказании услуг в области
охраны труда. Структуру и численность
службы охраны труда в организации определяет
работодатель с учетом рекомендаций Минтруда
РФ по этому вопросу (ст. 217 ТК). В организации
по инициативе работодателя и (или) по
инициативе работников или профкома для
организации работ по охране труда создается
комитет (комиссия) по охране труда из
представителей работодателя и работников
на паритетной основе. Ответственность
за состояние условий и охраны труда на
производстве законом возлагается на
работодателя (его администрацию). Статья
212 Трудового кодекса подробно перечисляет
обязанности работодателя в области охраны
труда. Изучите их тщательно. За нарушение
каждой из 20 указанных в ней обязанностей
по обеспечению охраны труда работодатель
несет ответственность. Основы об охране
труда в ст. 23 закрепляют ответственность
работодателей и лиц, виновных в нарушении
требований охраны труда. Планирование
мер по охране труда и их финансирование
должны на каждом производстве осуществлять
работодатели. Комплексные планы улучшения
условий труда, охраны труда трудовые
коллективы одобряют и конкретизируют
в коллективных договорах и соглашениях.
В них, в частности, указывается, что выделенные
на охрану труда средства запрещается
использовать на другие цели. Кодекс в
ст. 226 предусмотрел порядок финансирования
мер по охране труда. Предупредительный
надзор за охраной труда в отличие
от текущего (в процессе труда) называется
так потому, что осуществляется еще до
пуска в эксплуатацию промышленных зданий,
сооружений, оборудования, технологических
процессов. В предупредительный надзор
входит прием в эксплуатацию промышленных
зданий, машин, станков, технологических
процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному
надзору относится и вводный предварительный
при приеме на работу инструктаж работников
по технике безопасности и производственной
санитарии. По срокам и содержанию инструктаж
согласно ГОСТ 12.0.004-90 "Системы стандартов
безопасности труда" бывает:
а) вводный со всеми работниками при их
приеме на работу, а также со студентами
и учащимися-практикантами, с лицами, командированными
на данное производство; б) первичный на
рабочем месте; в) повторный, если требуют
обстоятельства; г) внеплановый при изменении
правил охраны труда технологического
процесса и т. д., а также при несчастных
случаях, если в акте о нем указано на это;
д) целевой при работе по ликвидации последствий
аварий, катастроф и т.д.