Охрана труда как институт трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ охраны труда как института трудового права.
Поставленная цель в рамках данной работы достигается реализацией следующих задач:
- характеристикой охраны труда;
- изучением государственных нормативных требований охраны труда;
- рассмотрением обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- исследованием организации охраны труда.
Охрана труда – одна из наиболее острых проблем современного общества, имеющая глобальный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Общая характеристика охраны труда………………………………5
Глава II Требования и организация охраны труда
2.1 Государственные нормативные требования охраны труда……………..7

2.2 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда………………………………………………………………………………12
2.3 Организация охраны труда……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ТРУД.ПР.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Результаты аттестации рабочих  мест по условиям труда используются также при анализе и оценке соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляемых в процессе сертификации работ по охране труда на основании заявки организации.

  1. в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  2. недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  3. информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

Работодатель  обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной  защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.

Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен  в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие принимаются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).

Работодатель обязан информировать  работников о состоянии условий  труда  на рабочих местах и в  организации в целом. В частности, сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда. Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах - также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях.

В случае непредоставления  работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также в органы общественного контроля.

  1. предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  2. принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

Работодатель  обязан предотвращать аварийные  ситуации. Эта обязанность реализуется  путем закрепления в инструкциях  по охране труда для работников специальных  разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются: перечень основных возможных аварийных ситуаций  и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. Кроме того, работодатель должен разработать комплекс мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.

Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны: проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами  или  с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии 9.

  1. расследование и учет в установленном ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  2. санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  3. беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Законодательство  об охране труда не только возлагает  на работодателя обязанность обеспечить безопасные условия и охрану труда в организациях, но и предусматривает необходимость государственного надзора и контроля профсоюзов за соблюдением требований охраны труда и определяет органы, выполняющие такие функции. Работодатель должен обеспечить допуск должностных лиц этих органов для проведения ими проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

  1. выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  2. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Социальное  страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных  средств путем перечисления Фонду  социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей10.

  1. ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  2. разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов;
  3. наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению  безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по поведению аттестации рабочих  мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. предусмотрена необходимость проведения сертификации работ по охране туда. В этих целях в соответствии с постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. №28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда в организациях11.

Федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.

       Организационную структуру ССОТ  образуют:

       Минздравсоцразвития  России;

       Центральный орган ССОТ, определяемый Минздравсоцразвития России;

       центр охраны труда;

       центральные органы отраслевых  подсистем ССОТ;

       аккредитованные органы по сертификации;

       аккредитованные испытательные  лаборатории (центры).

Сертификация  работ по охране труда осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.

Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным  нормативным требованиям  охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001г. №65212.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организация  охраны труда

Организация охраны труда включает: государственное управление, государственную экспертизу условий труда, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда является одним их основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК), сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7 Конституции РФ).

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации  непосредственно или по его поручению  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правительство РФ, будучи органом исполнительной власти, осуществляет исполнительную власть РФ, регулирует отношения в  социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти и др.13

Федеральным органом  исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере условий  и охраны труда, является Минзравсоцразвития России.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено  право осуществлять отдельные функции  по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные  и контрольные функции в области  охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Другие федеральные  органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией.

Например, министр  МЧС России в пределах своей компетенции  решает вопросы правовой и социальной защиты работников МЧС России, органов, подразделений и организации системы МЧС России и членов их семей; Заключает в установленном порядке отраслевое  тарифное соглашение в качестве работодателя; утверждает в установленном порядке описание формы одежды, обуви и средств специальной защиты, нормы снабжения специальной одеждой и снаряжением, в т.ч. временные, порядок обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий государственных служащих и лиц, замещающих должности, не относящихся к должностям государственной службы, и другие вопросы.

Значительная  роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда. При этом указанные органы не только выявляют случаи нарушения требований труда и причины их возникновения, но и пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

Информация о работе Охрана труда как институт трудового права