Охрана труда как институт трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 ст.7 Конституции РФ) 1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно статье 37 Конституции РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, - одно из основных прав человека и гражданина, а охрана труда и здоровья людей провозглашена в части 2 ст.7 Конституции РФ как одно из основных направлений социальной политики РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

ТРУДОВОЕ Министерство образования и науки Российской Федераци1.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Работник имеет право участвовать лично или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В свою очередь, лица, которые составляют документы по перечисленным вопросам, обязаны обеспечить участие работников при их разрешении. Невыполнение данной обязанности является основанием для обжалования составленных документов в судебном порядке, так как работник был лишен возможности представить свои доказательства при их составлении.

Работник вправе пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка за время его прохождения. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по предоставлению работнику возможности пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) при наличии медицинских рекомендаций. Невыполнение этой обязанности работодателем позволяет работнику самостоятельно реализовать рассматриваемое право, поскольку освобождение от работы на период прохождения указанного осмотра (обследования) не зависит от усмотрения работодателя. Самостоятельное использование работником рабочего времени для прохождения в соответствии с медицинскими рекомендациями осмотра (обследования) не может рассматриваться в качестве прогула, так как работник отсутствует на работе по уважительной причине, признанной таковой в ст.219 ТК РФ, гарантирующей прохождение этого осмотра (обследования) 27.

Работник имеет право на получение компенсации за особые условия труда, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размер и условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В определенном таким образом порядке устанавливается минимальный уровень гарантий на получение рассматриваемых компенсаций. Дополнительные льготы за работу с вредными и (или) опасными условиями труда могут быть установлены в коллективном договоре. Невыполнение работодателем обязанности по выплате указанных компенсаций является основанием для его привлечения к установленным в законодательстве санкциям, в частности к материальной ответственности в виде выплаты процентов за каждый день задержки компенсации работникам на основании ст.236 ТК РФ.

В ст.220 ТК РФ перечислены гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. К их числу относятся:

1) сохранение за работником места работы (должности) на период приостановки работ органами государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника;

2) обеспечение работников, отказавшихся от работы, создающей угрозу жизни и здоровью, другой работой, а при ее отсутствии сохранение за ними среднего заработка на весь период до устранения данной опасности;

3) запрет на привлечение работников, которые воспользовались правом на отказ от работы, создающей угрозу жизни и здоровью, а также от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, к дисциплинарной ответственности;

4) запрет требовать от работников, которые не обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты, выполнения трудовых обязанностей, сохранение за работниками среднего заработка на период невыполнения трудовой функции в связи с отсутствием средств индивидуальной или коллективной защиты;

5) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника в процессе трудовой деятельности;

6) осуществление государственного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда;

7) привлечение к установленным законодательством мерам ответственности представителей работодателя, допустивших нарушения правил охраны труда.

Перечень гарантий, который дан в ст.220 ТК РФ, не является исчерпывающим. Работник может защищать свои права в сфере охраны труда в судебном порядке, а также иными способами, которые не запрещены действующим законодательством.

В соответствии со ст.221 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, гарантируется выдача индивидуальных средств защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с законодательством, а также хранение, стирка, чистка, сушка, дезинфекция и ремонт выданных работнику средств защиты за счет работодателя. Невыполнение этой обязанности работодателем является основанием для отказа работника от выполнения трудовой функции.

В ст.222 ТК РФ работникам гарантируется выдача молока и лечебно-профилактического питания за счет средств работодателя, если они заняты на работах соответственно с вредными или особо вредными условиями труда.

В ст.223 ТК РФ работникам гарантируются обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания в соответствии с требованиями охраны труда, а также перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании и по иным медицинским показаниям за счет средств работодателя.

Невыполнение работодателем указанных обязанностей позволяет работникам обратиться в суд с иском о возмещении убытков, понесенных в связи с приобретением продуктов питания, проездом к месту лечения или жительства, об обязаностии выполнить требования по охране труда и о компенсации морального вреда.

В ст.225 ТК РФ работникам гарантируется обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда. В ст.226 ТК РФ определены основные источники финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда и закреплено правило о том, что работник не должен нести расходов на финансирование указанных мероприятий.

В законодательстве на основании ст.224 ТК РФ предусматриваются дополнительные гарантии в области охраны труда для отдельных категорий работников, в частности, несовершеннолетних, женщин, инвалидов, работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы. Перечень категорий работников, которым может быть предоставлена дополнительная защита в сфере охраны труда, а также количество мероприятий, используемых в качестве такой защиты, в законодательстве не определены исчерпывающим образом. В связи с чем в соглашениях, коллективном договоре, иных локальных актах организации работодатели за счет имеющихся у них средств могут предоставить работникам дополнительные по сравнению с законодательством гарантии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В частности, раздел пятый Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010гг28. посвящен вопросам защиты трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, стороны Соглашения обязуются:

разработать и осуществить меры экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда;

предусмотреть финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

предусмотреть создание в федеральных органах исполнительной власти в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников служб охраны труда как одной из основных составляющих государственной системы управления охраной труда;

обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключаемыми коллективными договорами и соглашениями и др.

 

Заключение

 

Несмотря на принятие в последние годы многих важных законодательных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников, реализация положений этих актов еще не стала первоочередной задачей в социально-трудовых отношениях. Работодатели используют различные способы уклонения от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Все это приводит к значительному росту несчастных случаев на производстве. Именно поэтому охрана труда как правовой институт обретает особую актуальность и регулируется законодательными актами, носящими комплексный характер.

В широком смысле под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Именно такое понятие закреплено в ст. 209 ТК.

В узком смысле охрана труда рассматривается как один из разделов (институтов) трудового права, выступающий в виде совокупности правовых средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство об охране труда не только представляет действующие нормы, регулирующие данный институт трудового права, но прежде всего раскрывает содержание субъективных прав и обязанностей сторон (субъектов) социально-трудовых отношений.

В соответствии с требованиями законодательства обязанности по обеспечению безопасных условий, права работника на охрану труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации и т.д.

За работником в области охраны труда законодательством закреплены следующие обязанности:

соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством РФ.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Так, в организациях с численностью более 10 работников по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародн. голосов.12 дек. 1993г. // Российская газета. № 237, 1993г.25.12.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2002.07.01 , N 1 (ч.1), ст.3.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. №2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997г.22.12 , № 51, ст.5712.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (ред. от 06.12.2007г.) // Собрание законодательства РФ. 2002.10.12 , № 50, ст.6246.
  5. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ (ред. от 25.07.2007г.)"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. 1998г.03.08, № 31, ст.3803.
  6. Федеральный закон от 22.08.2004г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004г.30.08 , № 35, ст.3607.
  7. Постановление Правительства РФ от 27.10.2003г. №646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" // Собрание законодательства РФ. 2003.27.10, № 44, ст.4313.
  8. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002г. № 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" // Российская газета. №186, 2002г.10.02.
  9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №401 "О федеральной службе по экологическому, технологическому атомному надзору" // Собрание законодательства РФ. 2004г.09.08, № 32, ст.3348.
  10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. №321 "Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ" // Собрание законодательства РФ. 2004г.12.07, N 28, ст.2898.
  11. Постановление Правительства РФ от 30.04.06 № 323 "Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" // Собрание законодательства РФ. 2004г.12.07, № 28, ст.2900.
  12. Постановление Правительства РФ от 30.04.06 № 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Собрание законодательства РФ. 2004г.12.02 , № 29, ст.2901.
  13. Постановление Правительства РФ от 30.04.06 № 325 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию" // Собрание законодательства РФ. 2004г.12.07, № 28, ст.2902.
  14. Совместное Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.02.2003 г. № 1/29 "Об утверждении порядка обучения об охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций" // Российская газета. № 35, 2003г. 22.02.
  15. Постановление Правительства РФ от 25.04.2003г. № 244 "Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2003 г. 05.05, № 18, ст.1716.
  16. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.202г. №28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" // Российская газета. №149-150, 2002г. 13.08.
  17. Постановление Министерства труда и социального развития от 8.02.2000г., №13 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" // "Охрана труда и социальное страхование", № 5, 2000г.
  18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2006г. №413 "Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" // "Охрана труда и социальное страхование", № 12, декабрь, 2006г.
  19. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.01.2001г. №7 "Об утверждении рекомендаций по организации кабинета по охране труда уголка охраны труда" // "Охрана труда и социальное страхование", № 4, 2001г.
  20. Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2008-2010гг. // Российская газета,. № 293, 2007г. 28.12.

Информация о работе Охрана труда как институт трудового права