Пенсионное обеспечение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан. В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации................................................................................................................4
2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации................................................................................................................6
2.1 Виды законов.....................................................................................................6
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения..................................................................................................................7
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России.......................................................................8
3 Нормативно правовые акты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения............................................................................................................13
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации»............................................................................................................13
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования».....................................17
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»....................................................................................19
Заключение.............................................................................................................20
Список использованной литературы...................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжский Государственный  Технологический Университет»

 

 

 

 

Кафедра БУ и У

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: "Трудовое право"

на тему:"Пенсионное обеспечение в РФ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. зНН-31

Шамсутдинова Л.Н.

Проверила: к.э.н.,

Шлычков Д.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................3

1 Предпосылки к реформированию  пенсионной системы в Российской  Федерации................................................................................................................4

2 Законодательная база  пенсионного обеспечения в Российской  Федерации................................................................................................................6

2.1 Виды законов.....................................................................................................6

2.2 Конституция Российской  Федерации – гарант пенсионного  обеспечения населения..................................................................................................................7

2.3 Закон «О государственных  пенсиях в Российской Федерации»  как основа пенсионного обеспечения  в России.......................................................................8

3 Нормативно правовые акты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения............................................................................................................13

3.1 «Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации» и  «Программа пенсионной реформы  в Российской Федерации»............................................................................................................13

3.2 Федеральный закон «Об  индивидуальном персонифицированном  учете в системе государственного  пенсионного страхования».....................................17

3.3 Федеральный закон «О  порядке исчисления и увеличения  государственных пенсий»....................................................................................19

Заключение.............................................................................................................20

Список использованной литературы...................................................................22


 

Введение

 

На основе существующей нормативной  базы путем описания ее системы и  задач, а так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное законодательство, а значит и вся  система пенсионного обеспечения  в последние годы.

Социальное обеспечение  населения Российской Федерации  является одной из наиболее  актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических  и социальных преобразований. Это  требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в  области правового обеспечения  реформ, создания законодательства, отвечающего  новым социально экономическим  условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты  правового регулирования пенсионного  обеспечения в своей курсовой работе.

 

1.Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации.

Для лучшего понимания  проблем, существующих в системе  пенсионного обеспечения в России, целесообразно сравнить ее основные параметры с системой социального  обеспечения в СССР. До начала 90-х  годов в СССР существовал единый фонд социального страхования, из которого выплачиваются пенсии, а так же пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, на санаторное лечение. Не существовало страхование от безработицы, а так  же больничного страхования, поскольку  государство обеспечивало лечение  заболевших по бесплатной основе.[1] Для финансирования фонда социального обеспечения устанавливался тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы.[2] Размер тарифа устанавливался государством и был дифференцирован по различным отраслям. В последние до перестроечные годы он составлял от 7 до 14 копеек на каждый рубль заработной платы. Этих денег было недостаточно, поэтому примерно такое же количество поступало из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатство общества. В начале 90-х годов в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике социальное страхование в Российской Федерации  в Финансовом отношении претерпело три существенных изменения. Во-первых, Фонд социального страхования сузился до пределов России, во-вторых, он распался на ряд самостоятельных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и собственно Фонд социального страхования. В-третьих, были резко повышены отчисления работодателей в указанные фонды с тем, что бы они перестали зависеть от дотаций со стороны государственного бюджета и могли обеспечить падающие на их выплаты за счет собственных доходов. Впервые после 1917 года к взносам в Пенсионный фонд стали привлекать взносы  самих застрахованных, хотя в самых скромных размерах (1% от заработанной платы).

Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального  обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой  и полное реформирование законодательной базы.

На данный момент нормативную  основу пенсионного обеспечения  в Российской Федерации составляют следующие законы:

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации  «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» от 20.11.1990 года.

Закон Российской Федерации  « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах  Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.

Закон Российской Федерации  «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.

Закон Российской Федерации  «О государственной службе» от 31.07.1995 года.

Закон Российской Федерации  «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

Положения указанных законов  конкретизированы в целом ряде подзаконных  нормативных актов (постановление  правительства, письмо министерства труда  и социальной защиты и т.д.).

 

2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1 Виды законов

 

Итак, мы подошли к тому моменту, когда уже можно определить круг законов, которые будут нас  интересовать при рассмотрении данного  вопроса. Как я уже говорила, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного  обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации  имеется довольно таки сложная и  разветвленная система нормативных  актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система  имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

Так, во главе Российского  законодательства стоит Конституция  РФ, которая закрепляет основные права  и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится  так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической  силе стоят   Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.

 

2.2 Конституция  РФ - гарант пенсионного обеспечения  населения.

 

Социальная политика государства  является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической  политики государства.

Конституция РФ провозглашает  Россию социальным государством со всеми  вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается  и гарантируется минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция  провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе  и в области социального обеспечения  населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение  и социальную защиту. В частности  ст.39 Конституции РФ гласит:

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Государственные пенсии и  социальные пособия устанавливаются  законом.

Поощряется  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция  гарантирует социальную защиту граждан  Российской Федерации и провозглашает  основные направления государственной  внутренней политики касающейся пенсионного  обеспечения.

Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком  смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых  взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных  и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются  ссылки на федеральные законы, о  которых пойдет речь в дальнейшем.

 

2.3Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.

 

В основу современной системы  государственного пенсионного обеспечения  России положен так называемый «договор поколений»[3]. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.[4]

Основополагающая идея российского  пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная  система обязательного пенсионного  страхования, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается  в следующем:

каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному  страхованию независимо от воли и  желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным  или государственным предприятием. Другими словами, это система  принудительная. Принуждение осуществляется государством в связи с чем  в некоторых странах, в том  числе и России, подобная система  называется государственной;

все условия и нормы  уплаты соответствующих страховых  взносов, так же как условия и  нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению  президента и правительства.

В чем же заключается экономическая  и социальная сущность обязательного  социального страхования?

Экономическая сущность коренится  в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость  рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в  развитых странах ценной «живого» труда  в период её функционирования непосредственно  в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в  жизни человека, когда ему выплачивается  заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.

Социальная сущность заключается  в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и  работающих в разных регионах, в  различных отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.

Отсюда следует несколько  выводов и принципиальных положений:

-пенсионеры из числа  застрахованных не иждивенцы  общества, а люди, заработавшие пенсию;

-пенсионные взносы должны  взиматься в размерах, обеспечивающих  возможность предоставлению человека  такую пенсию, которая обеспечивает  достойную его жизнь в пенсионный  период;

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ