Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:10, реферат
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений..
Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход. [2]
В соответствии со статистикой МОТ (Международной организации труда) в состав занятого населения входят:
- лица, выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного рабочего дня;
- лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наёмного труда);
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
- лица, занятые уходом за инвалидами.
По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет. [6, c. 128].
К экономически неактивному (пассивному) населению в трудоспособном возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые экономической деятельностью, а также военнослужащие. [6, c. 129].
Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:
а) сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
Одной из основных целей экономической политики является обеспечение полной занятости, т.е. такую занятость, при которой все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми Международной организацией труда, являются следующие:
- добровольность занятости;
- равные возможности всех граждан;
- содействие трудовой
мобильности с учетом
- социальное партнерство
работодателей и профсоюзов
. ПОЛИТИКА
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).
Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].
В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].
В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].
В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.
Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[2].
Безработица
Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. В действительности определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
Общий уровень безработицы - процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе, и исключающей студентов, пенсионеров, заключенных, а также молодежь до 16 лет. [4, c. 98].
Главными причинами безработицы являются:
1. Структурные сдвиги в
экономике, выражающиеся в том, что
внедрение новых технологий, оборудования
приводит к сокращению
2. Экономический спад или
депрессия, которые вынуждают
3. Политика правительства
и профсоюзов в области оплаты
труда: повышение минимального
4. Сезонные изменения в
уровне производства в
5. Изменения в демографической
структуре населения, в частности
рост численности населения в
трудоспособном возрасте
Безработица в Беларуси сохраняется
на уровне 0,5% |
|||
Современный этап развития
рынка труда характеризуется процессами,
направленными на повышение экономической
и социальной эффективности занятости
населения, а также на обеспечение минимизации
негативных последствий оптимизации численности
работников организаций в условиях модернизации
и структурных преобразований экономики.
|
Как сообщает “Белорусский партизан”, в проекте закона также перечисляются категории граждан, которые будут освобождены от уплаты налога. Среди них военнослужащие, получающие денежное довольствие, студенты, пенсионеры, молодые мамы, получающие детское пособие, официальные безработные, которые зарегистрированы на бирже труда, заключенные и некоторые другие.
По оценке чиновников, денежные поступления в первый год реализации указа могут достигнуть 400 миллиардов рублей, но в дальнейшем будут сокращаться.
Как видно на снимке, под одним из документов стоит подпись замминистра труда и соцзащиты Петра Грушника. Однако в Минтруда, куда обратился FINANCE.TUT.BY, документы не комментируют, ссылаясь на то, что информация о планах по взысканию налога с безработных предназначена для служебного пользования.
В Минске ищут врачей, медицинских сестер и водителей, а в областях – водителей, сварщиков и трактористов
Если оценить количество вакансий на биржах труда и огромное число объявлений в стиле «Требуется!», то может показаться, что белорусскому рынку труда катастрофически не хватает рабочих рук буквально во всех профессиональных областях. Если же судить по масштабам оттока специалистов за рубеж, а также количеству неработающих людей, то в Беларуси хорошей работы днем с огнем не сыщешь. Так все же что нынче в дефиците — рабочие места или работники? Портал Prof-Press.by решил разобраться в этом вопросе, а помогло нам Управление политики занятости Министерства труда и социальной защиты РБ, которое предоставило необходимые цифры.