Понятие источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить понятие источников трудового права; выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России; определить влияние международных норм трудового права.

Содержание

Введение
1. Понятия источников трудового права и их системы.
2. Особенности системы источников трудового права.
3. Классификация источников трудового права.
4. Общая характеристика важнейших источников трудового права.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

понятие источников трудового права.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

В том случае, когда  по тому или иному вопросу не приняты федеральные законы или иные нормативные правовые акты, органы государственной власти субъекта РФ могут принять свои акты, которые после появления федеральных законов приводятся в соответствие с ними (ст. 6 ТК).

Региональные нормативные акты не могут устанавливать трудовые права и гарантии работникам ниже федерального уровня, а также иным образом противоречить Трудовому кодексу или иным федеральным законам. Дополнительные по сравнению с федеральным законодательством права и гарантии предоставляются за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Региональное законодательство состоит из законов субъектов  РФ и иных нормативных правовых актов, принимаемых региональными органами государственной власти.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, в трудовом праве действуют акты, принимаемые в установленном законом порядке органами местного самоуправления и работодателем.

        Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, принимаются в пределах предмета ведения местного самоуправления. Это комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и содействие занятости. По этим вопросам, которые могут включать управление рынком труда, стимулирование труда в той или иной сфере и т.п., представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, иные органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут принимать нормативные правовые акты, которые вступают в силу с момента опубликования (обнародования) В большинстве случаев они именуются решениями и постановлениями. Глава муниципального образования, главы администраций издают постановления и распоряжения, руководители структурных подразделений — приказы.

Локальные нормативные  акты.

 Специфическим источником  трудового права выступает локальный  нормативный акт, принимаемый  работодателем в пределах своей  компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового  распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В тех случаях, когда  законодательство или иные нормативные  правовые акты не требуют учета мнения представителей работников, локальный  акт может быть принят единолично работодателем.

К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале и некоторые другие.

Основным назначением  локальных актов является конкретизация  законодательства о труде с учетом организации труда и условий  конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным  нормативным актам относятся:

- локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования.

- графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их количество, продолжительность междусменного перерыва. (ст. 103 ТК);

- локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). (ст. 135 ТК);

- правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения пропускного режима, прохождения медосмотров и т.п. (ст. 189 и 190 ТК);

- инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем.

Все перечисленные локальные  нормативные акты принимаются с  учетом мнения представительного органа работников

- должностные инструкции. Утверждаются единолично руководителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности.

На практике получил  распространение и такой локальный  нормативный акт, как положение  о персонале. Обычно оно принимается руководителем организации, в которой не заключается коллективный договор.

По решению работодателя (или по соглашению социальных партнеров) могут приниматься и другие локальные  нормативные акты. Локальные нормативные  акты должны соответствовать трудовому законодательству.                                    Акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Заключение

 

Подводя итог работе можно сказать о значительном изменении всей законодательно-нормативной базе страны. Задача нормотворческих органов состоит в том, чтобы обновить общие положения трудового законодательства, привести их в соответствие с существующими экономическими реалиями, а так же достаточно подробно решить вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями, на базе социального партнерства и учета обеих сторон трудового договора.

Таким образом изменение социально-экономической  обстановки в стране повлекло за собой значительное изменение законодательства, а следовательно и источников трудового права.

Трудовое право как система  юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных структурах—предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.

В курсовой работе приведено несколько  классификаций источников трудового  права с указанием их условий, сферы и времени действия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. М. 1998
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2009

 

Специальная литература:

1. Трудовое право России. Практикум. Под ред. Дмитриевой И.К., Куренного А.М. - Учебное пособие - 2011. — 792 с.

2.  Трудовое право Российской Федерации. Смоленский М.Б. -Учебник - 2011. — 491 с.

3. Трудовое право России. Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. -Учебник - 2010. — 648 с.

4. Трудовое право России. Буянова М.О. - Учебник - 2009. — 240 с.

5. Трудовое право. Под ред. Смирнова О.В., Снигиревой И.О. - Учебник- 2008. — 600 с.

6. Трудовое право. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. - 2008. — 208 с. 

 


Информация о работе Понятие источников трудового права