Понятие источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.

Содержание

Понятие источников трудового права, их классификация……………………3
Занятость и трудоустройство……………………………………………………7
Удержания из заработной платы………………………………………………..13
Рассмотрение коллективных трудовых споров……………………………….28
Выдача копий документов, связанных с работой…………………………….37
Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных
работах………………………………………………………………………….39
Практические задания………………………………………………………….41
Литература………………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Трудов. право.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.

Трудоустройство - это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности. Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача – подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для работодателя будет направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 21 этого закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

 

Вопрос №36. Удержания из заработной платы.

                                Обязательные удержания. 
                               Отчисления в Пенсионный фонд.

Отчисления страховых взносов с заработка работающих граждан в Пенсионный фонд РФ предусмотрены Федеральным законом. Хотя плательщиками являются сами физические лица, однако удержания соответствующих сумм обязаны производить работодатели (предприятия) при выплате доходов гражданам (физическим лицам), работающим по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и по авторским договорам. Взносы исчисляются с суммы начисленного заработка (вознаграждения) до производства удержаний подоходного налога. Удержания в размере 20% в Пенсионный фонд не производятся с вознаграждений, выплачиваемых по договорам с индивидуальными предпринимателями (лицами, занимающимися частной практикой), осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, о чем последними должны быть представлены документы о государственной регистрации в качестве самостоятельного налогоплательщика. Если получателями вознаграждений являются граждане, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, удержания в Пенсионный фонд не осуществляются.

 

                             Налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц взимается с 2001 года на основании Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ является «доход, полученный налогоплательщиками в календарном году от источников в Российской Федерации». При этом для лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, учитывается также доход от источников за ее пределами. В состав доходов (кроме дивидендов, процентов, страховых выплат, доходов от реализации, пособий и т. д.) включаются суммы, полученные за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, полученные как в денежной, так и в натуральной формах (оплата коммунально-бытовых услуг, питания, отдыха, обучения, а также получение безвозмездно товаров). Также облагаются налогом доходы в виде материальной выгоды (экономия на процентах за пользование заемными средствами, выгода от приобретения ценных бумаг, от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц).

В совокупный доход не включаются согласно Налоговому кодексу: государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности) и пенсии; компенсационные выплаты и различные вознаграждения (ст. 217 НК) в соответствии с законодательством; алименты; стипендии; некоторые виды единовременной материальной помощи. При этом некоторые доходы не подлежат обложению до тех пор, пока не превысят определенные размеры. Налог исчисляется и удерживается предприятиями по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала календарного года с суммы совокупного дохода граждан, уменьшенного на установленные законом стандартные налоговые вычеты: 400 рублей (если налогоплательщик не относится к льготным категориям, по которым вычитается 3000 рублей или 500 рублей), а также 1000 рублей на каждого ребенка при нахождении его на обеспечении у работника. Данные вычеты из дохода производятся по письменному заявлению работника с предоставлением документов (у одного из работодателей) и действуют до месяца, в котором доход нарастающим итогом у этого работодателя не превысит 40000 рублей. Налогообложение производится с учетом имеющихся льгот у работника, с зачетом удержанной ранее суммы, в основном по ставке 13% (в отношении определенных видов доходов действуют повышенные ставки: 30 % -для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, и дивидендов; 35% - для выигрышей, страховых выплат, процентных доходов). Начисление налога производится на полный доход, подлежащий налогообложению, независимо от проведения каких-либо перечислений и удержаний. При этом не принимаются во внимание доходы, полученные работником от других предприятий. Суммы налога, не удержанные или удержанные не полностью, взыскиваются с работников ежемесячно до полного погашения задолженности; при этом следует помнить, что общая сумма удержаний не должна превышать половины выплаты.

 

                     Удержания по исполнительным листам.

К данной группе удержаний относятся: 
1. Удержания алиментов по исполнительным документам; 
2. Прочие удержания по исполнительным листам, переданным судебными исполнителями предприятиям (учреждениям, организациям) для производства взысканий в пользу юридических и физических лиц; 
3. Удержания по исполнительным надписям нотариальных контор. 
Все перечисленные удержания производятся в обязательном порядке без издания приказа администрации и без письменного согласия работника на это. Основанием для исчисления соответствующих сумм, причитающихся к удержанию, служат сами исполнительные документы. Взыскание сумм алиментов может осуществляться на основании: письменных заявлений граждан о добровольной уплате алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов; исполнительных листов судебных органов; других данных. Размеры алиментов могут устанавливаться как в долях к начисленной сумме заработка (вознаграждения, другого дохода), так и в твердой сумме. В случае с твердым размером алиментов необходимо учитывать порядок индексации сумм взыскиваемых алиментов. Размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса составляет: на одного ребенка — 1/4; на двух детей — 1/3; трех и более — 1/2 дохода работника, с которого установлено удержание. В соответствии со ст. 117 Семейного кодекса «индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией предприятия по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда». При исчислении суммы алиментов бухгалтерам предприятий необходимо учитывать следующие положения: взыскание алиментов производится с начисленной суммы заработка (дохода), из которого допускается производство удержаний, за минусом удержанных сумм подоходного налога; при удержании алиментов с должника, отработавшего неполный рабочий месяц вследствие прогула, сумма алиментов определяется исходя из заработной платы, исчисленной как за полный рабочий месяц; удержание алиментов с выплат, производимых за соответствующий расчетный период (например, с вознаграждения за выслугу лет, вознаграждения по итогам работы предприятия за год и т.п.) в случаях, когда начало или окончание их взыскания не совпадает со временем, за которое выплачивается вознаграждение, производится пропорционально времени, дающему право на получение алиментов. В случае начисления указанных сумм после увольнения должника и возвращения исполнительного листа бухгалтерия выплачивает удержанные суммы взыскателю без исполнительного листа, о чем уведомляется суд, в который исполнительный лист направлен; удержания алиментов с сумм пособий по социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) могут быть произведены только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов или нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов (статья 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»№ 119-ФЗ). Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия (18 лет) или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия, при усыновлении (удочерении) ребенка, а также в случае смерти ребенка, на содержание которого взыскивались алименты. Размер алиментов на содержание родителей, недееспособных супругов или совершеннолетних детей устанавливается решением суда в фиксированной сумме. Удержанные алименты могут выдаваться взыскателю лично из кассы, переводиться ему по почте или на счет в учреждении банка. При увольнении работника, из заработной платы которого производятся удержания алиментов, бухгалтер «обязан сделать на исполнительном листе отметки обо всех удержаниях и суммах оставшейся задолженности, заверив их печатью предприятия. В трехдневный срок исполнительный документ должен быть передан заказной корреспонденцией в суд по новому месту работы работника, а если оно неизвестно — в суд по месту его жительства. Если оно также неизвестно, исполнительный лист направляется в суд по месту нахождения предприятия». О всяком движении исполнительного листа следует письменно уведомлять получателя алиментов. Родители могут заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Такое соглашение заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Нотариально заверенное соглашение имеет силу исполнительного листа (п. 3 ст. 100 Семейного кодекса). 
    К удержаниям, производимым на основании исполнительных документов, относятся также удержания за ущерб, причиненный предприятиям и физическим лицам, удержания из заработной платы лиц, отбывающих исправительные работы без лишения свободы, и т.п. Во всех случаях основанием для производства удержаний являются исполнительный лист суда или исполнительная надпись органов нотариата, в которых оговариваются размеры (суммы) удержаний и реквизиты получателей. Исполнительная надпись может быть оформлена в случаях: взыскания задолженности по нотариально удостоверенным сделкам, связанным с получением денег, осуществлением возврата или передачи имущества; взыскания задолженности по основаниям, вытекающим из расчетных и кредитных отношений (по документам, устанавливающим задолженность по ссудам, выданным предприятиями своим работникам на индивидуальное жилищное строительство и капитальный ремонт жилых домов, а также на хозяйственное обзаведение и) по документам, устанавливающим задолженность членов жилищно-строительных кооперативов по платежам в погашение ссуд, выданных на строительство жилых домов); взыскания задолженности за товары, купленные в кредит; взыскания задолженности по основаниям, вытекающим из трудовых отношений (по документам, устанавливающим обязанность работника в связи с неприбытием к месту работы возвратить неотработанный аванс, выданный в счет заработной платы, единовременное пособие, расходы по проезду и суточные, выданные ему при заключении трудового договора, связанного с переездом к новому месту жительства, по документам, устанавливающим задолженность предприятию работника за выданные ему постельные принадлежности и не возвращенные им при увольнении с работы, по документам, устанавливающим задолженность за форменное обмундирование, оставшееся за уволенными работниками предприятий, в которых введено ношение форменной одежды, по документам, устанавливающим задолженность по мелким недостачам, оставшуюся за материально ответственными работниками предприятий в случае увольнений этих работников и выдачи ими обязательств о погашении указанной задолженности); взыскания задолженности с родителей за содержание детей в детских учреждениях предприятия; взыскания задолженности с граждан по оплате за пользование предоставленным им имуществом по договору бытового проката.

                        Удержания по инициативе предприятия.

 
           Удержания за причиненный предприятию материальный ущерб.

Порядок возмещения ущерба, причиненного предприятию работниками, зависит от того, в какой форме оформлены отношения между ними. Если работник не является штатным сотрудником и выполняет работу на основании договора гражданско-правового характера, возмещение ущерба производится в соответствии с нормами гражданского законодательства, а именно главой 59 Гражданского кодекса РФ. В случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор, возмещение ущерба производится в соответствии с ТК РФ (ст. 232-234).Работники, виновные в причинении предприятию, учреждению, организации ущерба, несут материальную ответственность только при наличии прямого действительного ущерба. Материальная ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка рабочего или служащего и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством РФ. Материальная ответственность может быть возложена на работника только при наличии его вины в причинении прямого действительного ущерба предприятию противоправными действиями или бездействием. Противоправным считается поведение работника при неисполнении или неправильном исполнении им своих трудовых обязанностей, установленных законами, постановлениями, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями и другими обязательными правилами, а также приказами и распоряжениями администрации. Бездействие работника может быть признано противоправным, если в его обязанности входит совершение определенных действий. Работник «не может быть привлечен к ответственности в случае причинения ущерба, относящегося к нормальному производственно-хозяйственному риску. Риск считается оправданным, если совершенное действие соответствует современным знаниям и опыту, поставленная цель не могла быть достигнута другими действиями, а лицо, допустившее риск, приняло все возможные меры для предотвращения ущерба». Работник считается виновным в причинении ущерба, если он действовал умышленно или по неосторожности. Прямым действительным ущербом считаются: уменьшение наличного имущества предприятия вследствие утраты, недостачи; понижение его ценности вследствие порчи; необходимость дополнительных затрат на восстановление испорченного или приобретение нового имущества. Кроме того, ущерб может быть причинен предприятию путем разглашения работником доверенной ему коммерческой тайны. Работники предприятия могут быть привлечены к ограниченной или полной материальной ответственности. Под ограниченной понимается ответственность работника в размере прямого действительного ущерба, но не более его среднего месячного заработка. Случаи полной материальной ответственности определены статьей 242 ТК РФ. Такая ответственность наступает в следующих случаях: при наличии письменного договора, заключенного между работником (группой работников) о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему (им) для хранения или других целей; если ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда; если имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; если в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный им предприятию при исполнении своих трудовых обязанностей; ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей; в случае причинения ущерба недостачей, умышленном уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции); если ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии. В отдельных случаях действующим законодательством может устанавливаться материальная ответственность в случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный размер. Работник вправе добровольно возместить ущерб полностью или частично путем внесения соответствующих денежных сумм в кассу предприятия либо с согласия администрации в натуре (передачей равноценного или исправленного в свободное от работы время без оплаты имущества). 

Информация о работе Понятие источников трудового права