Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма,1 обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Содержание

1. Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций в условиях рынка……………………………………………………………….…3
2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами………..10
Список использованной литературы…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  России действуют Конвенции МОТ N 11 "О праве на организацию  и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921) и N 87 "О свободе  ассоциаций и защите права на организацию" (1948), согласно которым трудящиеся имеют  право создавать по своему выбору организации и вступать в них  для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. с момента  вступления в силу ТК РФ, в статьях  гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность  за их нарушения, именно поэтому нормы  Закона о профсоюзах следует применять  в соответствии их ТК РФ.

Если социальное назначение профессиональных союзов - представлять и защищать права и интересы работников - было и остается неизменным, то этого  нельзя сказать об их правовой базе. Такую правовую базу имел только один профсоюзный орган - профсоюзный  комитет предприятия, учреждения, организации. Юридические нормы определялась нормативным актом - "Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.

Представители работников имеют  право получать от работодателя информацию по вопросам:

1) реорганизации или ликвидации  организации;

2) введения технологических  изменений, влекущих за собой  изменение условий труда работников;

3) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  работников;

4) и другим, предусмотренным  ТК РФ, иными ФЗ, учредительными  документами организации, коллективным  договором.

Представители работников имеют  право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие  предложения и участвовать в  заседаниях указанных органов при  их рассмотрении.

В соответствии с ТК РФ учет мнения представительного органа работников требуется относительно следующих  решений:

1) об отмене режима  неполного рабочего времени (ст. 73 ТК РФ);

2) о привлечении работников  к сверхурочным работам в случаях,  не предусмотренных ч. 3 ст. 99 ТК РФ;

3) о разделении рабочего  дня на части (ст. 105 ТК РФ);

4) о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ст. 113 ТК РФ;

5) об утверждении графика  отпусков (ст. 123 ТК РФ);

6) об установлении заработной  платы (ст. 135 ТК РФ);

7) об утверждении формы  расчетного листка (ст. 136 ТК РФ);

8) о стимулирующих выплатах (ст. 144 ТК РФ);

9) об установлении конкретных  размеров повышенной оплаты труда  работников, занятых на тяжелых  работах, работах с вредными  и (или) опасными и иными  особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ) и в других случаях.

Рассматривая предложенные работодателем решения, представительные органы работников должны проверять  их соответствие действующему законодательству о труде и существующему в организации порядку подготовки и принятия подобных решений.

При проведении представительными  органами работников консультаций с  работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, необходимо следить за тем, чтобы в таких  актах не содержалось норм, ухудшающих положение работников по сравнению  с действующими законодательными актами.

Право представительных органов  на получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим  интересы работников, является важным при реализации не только права на участие работников в управлении организаций, но и при коллективно-договорном регулировании трудовых отношений, повышая уровень правовой защищенности трудовых прав работников.

В качестве формы участия  работников в управлении организации  ТК РФ предусматривает обсуждение с  работодателем вопроса о работе организации, возможность вносить  предложения по ее совершенствованию. Это может быть реализовано непосредственно  каждым работником либо представлениями  работников от имени всего коллектива. Высказываемые предложения могут  касаться мероприятий по предотвращению массовых увольнений, переобучению персонала  и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 
1. Бирюков А. Работодатель –  новый полномочный партнер социального  диалога // Управление персоналом.–  М., 2000 №4 
2. Буданова М.А., Халушаков М.М. Предприниматели современной России как субъект социального партнерства // Народонаселение 2001, №3(13) 
3. Кисилев. В.Н. Российская модель социального партнерства (Сущность, проблемы, факторы становления) // Труд и социальные отношения М., АТ и СО 2002, №3 
4. Кисилев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России 2-е изд.– М.: Экономика, 2002 
5. Сергеев Е.И. Политическая социология.– М.: ИНФРА-М, 2003 
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации.– М., 2002 
7. Шмаков М.В. «Повышение уровня и качества жизни – цель и главный критерий оценки эффктивности экономических преобразований» Сборник «Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России» – М., 1998

8. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации, 2012

9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями и дополнениями)

1 Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания

2 Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

 


Информация о работе Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций в условиях рынка