Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также сооответствующей правоприменительной практики.
Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
определение сущности, и задач правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом;
выявление особенностей правового регулирования труда работника, обусловленных особенностями его личности и общего правового положения;
анализ специфики регулирования труда работников с учетом характера и условий их работы.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ.
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
3. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЕГО ЛИЧНОСТЬЮ.
3.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
3.2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОЛОДЕЖИ.
3.3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ.
4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ С ХАРАКТЕРОМ И УСЛОВИЯМИ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ (ДОМАШНИЕ РАБОТНИКИ, РАБОТНИКИ-НАДОМНИКИ). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ. |
7 |
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ. |
11 |
3. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЕГО ЛИЧНОСТЬЮ.
3.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
3.2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОЛОДЕЖИ.
3.3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ |
14
14
17
20 |
4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ С
ХАРАКТЕРОМ И УСЛОВИЯМИ |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников.
Наряду с этим нормы законодательства о труде направлены также на защиту интересов работодателя и на обеспечение оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.
Именно задачи по соблюдению принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод работников и по обеспечению защиты интересов работодателей и государства обусловили необходимость закрепления в законодательстве о труде наряду с общими нормами права, распространяющимися на всех работников, особых правил регулирования труда отдельных категорий работников.
Нормы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников закреплены как в самостоятельном разделе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) [2], так и в специальных нормативных правовых актах. При этом закрепление данных норм в ТК значительно облегчает правоприменительную деятельность в отношении указанных категорий работников.
Закрепление соответствующих норм в ТК обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников, коллизионных вопросов, возникающих на практике, противоречий, имеющих место в огромном массиве правовых документов не только в области трудового, но и других отраслях права.
Все это ставит перед наукой трудового права задачу дальнейшего исследования особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников, что и предопределило выбор темы данной курсовой работы, а также ее актуальность и значимость.
В силу невозможности охватить в рамках данной работы особенностей правового регулирования труда в отношении всех категорий работников, внимание будет уделено исследованию отдельных, наиболее значимых категорий таких работников.
Целью данной курсовой работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также сооответствующей правоприменительной практики.
Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
определение сущности, и задач правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом;
выявление особенностей правового регулирования труда работника, обусловленных особенностями его личности и общего правового положения;
анализ специфики регулирования труда работников с учетом характера и условий их работы.
Структура курсовой работы соответствует целям работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В процессе подготовки и выполнения настоящей работы изучалась учебная и специальная научная литература по трудовому праву, анализировались нормы трудового законодательства, регулирующие особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Были использованы работы как отечественных, так и российских ученых-правоведов, в том числе труды таких авторов, как А.А. Войтика, С.Ю. Головиной, А.А. Кеника, К.И. Кеник, М.С. Мищенко, Ю.П. Орловского, Т.М. Петоченко, К.Л. Томашевского, К.К. Уржинского, Р.И. Филипчик, Е.В. Чичиной, Н.Н. Шептулиной и др.
При написании курсовой работы в качестве основных использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Отдельные нормы ТК ограничивают применение общих правил по отношению к отдельным категориям работников либо предусматривают для них дополнительные правила с учетом необходимости особой защиты некоторых категорий работников, характера выполняемой работы, характера трудовой связи работника с организацией и других факторов
Указанный подход к регулированию трудовых отношений в Республике Беларусь не противоречит международным правовым нормам и Конституции Республики Беларусь.
Так, закрепляя общие принципы регулирования прав граждан в сфере труда, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, предусматривает, что закрепленные в нем права могут ограничиваться законом, поскольку это совместимо с природой указанных прав и осуществляется исключительно с целью способствовать общему благосостоянию (ст. 4 Пакта) [37, с. 10].
В части первой статьи 23 Конституции Республики Беларусь также подчеркивается, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [1].
Что касается правовых норм, устанавливающих дополнительные правила регулирования труда отдельных категорий работников, то необходимость их принятия названным Международным пактом также предусматривается. Например, закрепляя в ст. 6 признание права каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, Пакт подчеркивает необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода до и после родов с предоставлением работающим матерям оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также по особой охране несовершеннолетних. Дети и подростки, говорится в Пакте, должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для их жизни либо могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Широкая помощь признается необходимой и для семьи, особенно в период, когда на ней лежит ответственность и забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10 Пакта) [37, с. 11].
С учетом общепризнанных принципов и норм международного права в ст. 14 ТК предусматривается, что не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях или обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).
Понимание сущности и значения специфики правового регулирования труда отдельных категорий работников требует исследования единства и дифференциации правового регулирования труда как метода гражданского права.
Одной из важнейших характеристик метода трудового права признается единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство выражается в установлении норм общего действия для всех работников независимо от области их трудовой деятельности, территории проживания, личности субъекта трудовых правоотношений, условий и характера и труда и др. Дифференциация предполагает установление норм специального назначения, имеющих ограниченную сферу действия, приспосабливающих общие правила к отдельным категориям работников исходя из специфики субъекта или условий его труда. В частности, публичный характер трудовой деятельности государственного служащего диктует необходимость введения повышенных требований к кандидату на государственную должность.
Единство и дифференциация трудового права – взаимосвязанные явления. По мнению Орловского, «дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда» [20, с. 210].
Единство регулирования труда отражается в общих положениях трудового законодательства, в единых подходах к оформлению трудовых отношений, равных правах работников на вознаграждение за труд равной ценности и других положениях. Дифференциация правового регулирования труда характеризуется в специальных правилах трудового законодательства, отражающих особенности трудовых отношений с отдельными категориями работников (Закон «О государственной службе»), в отдельных отраслях экономики (в частности, на транспорте, в лесной промышленности, сельском хозяйстве), у некоторых категорий нанимателей (в организациях с иностранными инвестициями, в колхозах и др.) и на определенных территориях (территориях, подаергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС).
ТК в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде посвящает особенностям регулирования труда отдельных категорий работников отдельный раздел – XIII. Пятнадцать глав этого раздела регулируют трудовые отношения самых разных групп работников – руководителей, женщин и лиц с семейными обязанностями, инвалидов, несовершеннолетних работников, совместителей, домашних работников, работников-надомников, временных и сезонных работников и др.
Естественно, что далеко не все особенности правовой регламентации труда нашли отражение в данном разделе ТК. Некоторые специальные правовые нормы остались за пределами Кодекса. Так, в иных специальных нормативных правовых актах установлены особенности труда государственных служащих, военнослужащих и др.
Следует согласиться с мнением отдельных ученых о том, что сосредоточение специальных правил, касающихся отдельных категорий работников, в одном разделе свидетельствует о совершенствовании системы ТК, о том, что, по сути, можно вести речь о необходимости выделения специальной (наравне с существующими общей и особенной) части трудового права [15, с. 10].
Регламентация трудовых отношений отдельных категорий работников характеризуется различной степенью полноты охвата и разными правовыми средствами дифференциации.
Основаниями дифференциации правового регулирования труда являются факторы, которые обусловливают необходимость в особом регулировании трудовых отношений с отдельными категориями работников. Многообразие данных факторов вызывает необходимость их классификации.
Традиционно основания дифференциации делят на две большие группы: субъективные и объективные факторы. Субъективные факторы обусловлены личностью работника, а объективные – иными обстоятельствами, не связанными с работником [30, с. 497].
Следует иметь в виду, что данная классификация, равно как и любые другие, является условной, поскольку одни и те же обстоятельства могут рассматриваться и как субъективные, и как объективные (так, неполная занятость работника может быть обусловлена как недостаточной загруженностью производства, так и желанием работника с семейными обязанностями больше времени проводить с ребенком).
К субъективным основаниям дифференциации правового регулирования труда относятся половозрастные отличия (труд женщин, молодежи), состояние трудоспособности (труд инвалидов), семейное положение работника, совмещение работы с обучением.
Использование вышеуказанных дифференцирующих оснований должно основываться на обеспечении указанным лицам здоровых и безопасных условий труда и иных гарантий.
Объективными основаниями дифференциации правового регулирования труда являются статус (тип) нанимателя-юридического лица (труд в организациях с иностранными инвестициями), специфика деятельности организации (служба в государственном аппарате), территориальное расположение нанимателя (на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению), характер и условия выполняемой работы (работа по совместительству, труд временных и сезонных работников, надомников и домашних работников).
В качестве способов дифференциации правового регулирования труда выступает формулирование законодателем наряду с общими правилами специальных норм, которые можно подразделить на:
нормы-дополнения (нормы-льготы и нормы-ухудшения), которые устанавливают дополнительные льготы и гарантии работникам (например, удлиненные трудовые отпуска для инвалидов) либо ухудшение условий их труда (контрактная форма найма);
Информация о работе Правовое регулирование труда отдельных категорий работников