Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 06:48, реферат
Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. В условиях рыночной экономики значимом элементом системы управления безопасностью труда является разработка экономических механизмов регулирования и стимулирования деятельности по обеспечению соблюдения требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Управление безопасностью труда …………………………………….……..….3
Правовые нормативные и организационные основы безопасности труда…....4
Основные нормативные правовые акты по безопасности труда…..….……...11
Организационные основы безопасности труда ……………………………….12
Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда…......…………...17
Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производствен-ных объектов на соответствие требованиям по охране труда ………..….…..20
Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма ………………………………………………….………………..…24
Список использованной литературы…………………….….......……….…..…30
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский строительно-монтажный колледж»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 270802
«СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
ГРУППА СЭЗ-13-1з
Реферат на тему:
«ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ»
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Управление безопасностью труда
…………………………………….……..….3
Правовые нормативные и организационные
основы безопасности труда…....4
Основные нормативные правовые
акты по безопасности труда…..….……...11
Организационные основы безопасности
труда ……………………………….12
Обучение, инструктаж и проверка
знаний по охране труда…......…………...17
Аттестация рабочих мест по
условиям труда и сертификация производствен-ных
объектов на соответствие требованиям
по охране труда ………..….…..20
Расследование и учет несчастных
случаев на производстве, анализ травматизма
………………………………………………….………………..…
Список использованной литературы…………………….….......………
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА
Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. В условиях рыночной экономики значимом элементом системы управления безопасностью труда является разработка экономических механизмов регулирования и стимулирования деятельности по обеспечению соблюдения требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Наиболее важными задачами управления безопасностью труда являются:
• создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области безопасности труда;
• надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов;
• оценка и анализ условий и безопасности труда, заключающийся в аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств на соответствие требованиям охраны труда;
• анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследование и учет несчастных случаев на производстве;
• обучение и инструктирование работающих правилам и требованиям безопасности;
• разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда.
ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.
Правовые и нормативные основы безопасности труда
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.
Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.
Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.
1.Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерством труда и социального развития).
2.Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
3.Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
4.Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.
5.Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).
Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.
Основные законодательные акты по безопасности труда
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде-рации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
•принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
•государственное управление охраной труда;
•государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
•содействие общественному контролю в области охраны труда;
•расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
• координация деятельности в области охраны труда;
• распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
• государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;
• подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
• организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
• обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;
• международное сотрудничество в области охраны труда;
•проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
•установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.
Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.
Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.
Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:
• определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;
•установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;
•проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
•определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;
• предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
•определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
•приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.
Работодатель не имеет права применять новые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (статья 9 Закона).
Работник имеет право без каких-либо последствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.
Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.
Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.
Информация о работе Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда на предприятии