Социальное партнерство в сфере трудовых отношений: правовые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная сфера социального регулирования предполагает активизацию деятельности таких субъектов, как бизнес и сам человек через нахождение разных способов получить доходы. А вот финансирование социальной сферы осуществляется как государством, так и рыночными структурами через программы страхования.
В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений……………….5
2.Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда………….9
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная трудовое право.docx

— 37.88 Кб (Скачать файл)

                        Министерство образования и науки  РТ

               Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

 

 

 

 

                 Контрольная работа

                              по дисциплине: «Трудовое право» 

на тему: «Социальное партнерство в сфере трудовых отношений:

                                     правовые проблемы»

 

 

 

                                                                               

 

 

                                                                                Выполнил студент

                                                                               группы:  69-81 
                                                                                    Валиуллина Г.Г.

                                                                              Проверил: Минкин М.Р.

 

                                         

 

 

 

                                          

                               Альметьевск, 2012

                                    Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений……………….5

2.Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда………….9

Заключение…………………………………………………………………..15                                                                                                      

Список использованной литературы……………………………………….17                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

                                         Введение.

      Развитие социального партнерства в России неразрывно связано со становлением рыночной экономики. В условиях рыночного хозяйствования интересы работодателя, работников, их представителей в сфере трудовых отношений не всегда совпадают. В настоящее время для собственника организации важно нанять и сохранить для своего предприятия только такую рабочую силу, которая необходима ему для эффективного обеспечения действующего в организации технологического процесса изготовления товара, оказания услуг, выполнения работ; предоставить наемному работнику минимальные (стандартные) условия охраны и оплаты его труда. Работники (их представители), напротив, стремятся обеспечить себе занятость, сохранить рабочее место, потребовать от работодателя создать условия безопасные для жизни и здоровья и благоприятные для выполнения трудовых обязанностей, для более высокого по сравнению с инфляцией роста заработной платы. Противостояние интересов работодателя и работников, мешающих нормальной жизнедеятельности организации, нуждается в осознании сторонами, в урегулировании путем компромиссов, взаимных уступок, соглашений и договоров. Это сложная, длящаяся во времени                    деятельность и охватывается понятием «социальное партнерство».      Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей.  

         Рыночная сфера социального регулирования предполагает активизацию деятельности таких субъектов, как бизнес и сам человек через нахождение разных способов получить доходы. А вот финансирование социальной сферы осуществляется как государством, так и рыночными структурами через программы страхования.

     В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

  1.Социальное партнерство в сфере трудовых отношений.

   

 В современных условиях  преобладающим способом регулирования  отношений наемного труда становится  способ достижения договоренности  между трудом и капиталом, получивший  наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку  истинно партнерские отношения  между наемными работниками и  работодателями не складываются  ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом  интересов имеет место и их  общность: обеспечение эффективного  функционирования организации как  необходимого условия для реализации  интересов и работодателя, и работников.

    В России социальное  партнерство выступает как определенного  рода амортизатор социальной  напряженности, открытой конфронтации  интересов и институтов в сфере  труда. В ходе процедур социального  партнерства происходит оформление  интересов и прав, реструктурированных  социальных, корпоративных и региональных  групп, формирование адекватных  им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка  практики коллективных договоров.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ).

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

    Конкретные способы  взаимодействия работников и  работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства». Статья 27 ТК называет четыре формы социального партнерства. Это:

-проведение коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений  и их заключению;

-проведение взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников  и совершенствования трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

-участие работников, их  представителей в управлении  организацией;

-участие представителей  работников и работодателей в  разрешении трудовых споров.

Универсальными сторонами отношений социального партнерства являются работники и работодатели. Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей. Соответственно к регулированию данных отношений не применяются нормы раздела 2 ТК РФ. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести соглашение, во-первых, между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, во-вторых, между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В общем случае сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей.

Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».

Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке. ТК РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган - Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов  сторон;

- заинтересованность сторон  в участии в договорных отношениях;

- содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

- соблюдение сторонами и их  представителями законов и иных  нормативных правовых актов;

- полномочность представителей  сторон;

- свобода выбора при обсуждении  вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных  договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей  за невыполнение по их вине  коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

      Принципы социального  партнерства - это основные начала, исходные положения, которым в  своей деятельности должны следовать  стороны социального партнерства. Принципами социального партнерства  руководствуется и государство, осуществляя нормативное регулирование  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений. Данный тезис  находит подтверждение в статье 24 ТК РФ, поскольку закрепленная  в ней совокупность принципов  объединяет в себе и принципы  взаимодействия сторон социального  партнерства, и принципы законодательного  регулирования отношений социального  партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.Правовые проблемы социального  партнерства в сфере труда.

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.

Социальное партнерство является достаточно новым институтом трудового законодательства. Действующие статьи второй части ТК играют важную роль в создании системы социального партнерства, расширении и развитии договорного регулирования социально-трудовых отношений, содействии согласованию интересов как работников и работодателей, так и интересов государства в целом.

    Социальное партнерство  может выражаться в форме коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений  и их заключению, взаимных консультаций, участия работников, их представителей  в управлении организацией, участия  представителей работников и  работодателей в разрешении трудовых  споров. Кроме перечисленных форм  социального партнерства стороны  могут использовать и иные  способы взаимодействия. В современных  условиях социальное партнерство  выступает как способ согласования  интересов работников и работодателей  в процессе поиска соответствующих  решений, при разрешении возникающих  противоречий и предотвращении  конфликтов в социально-трудовой  сфере. Социальное партнерство позволяет  наиболее эффективно решить вопросы  обеспечения социального мира, поддержания  оптимального баланса интересов работодателей и работников, установления стабильности гражданского общества.

  Целью социального  партнерства является согласование  интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, направленное  на установление государственных  гарантий интересов работников  и создание благоприятных условий, при которых в равной степени  реализуются права работников  и работодателей. Достижению этой  цели в значительной степени  могут способствовать реальные  отношения социального партнерства, которые строятся на принципе  трехстороннего или двухстороннего  участия и представительства. На  каждом из уровней социального  партнерства интересы сторон  выражают различные представители. Так, на государственном (федеральном) уровне в этих отношениях участвуют  общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей  и федеральные органы государственной  власти. Аналогичная ситуация складывается  и на межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном  уровнях. На уровне организации  эти отношения имеют двусторонний  характер.

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в РФ законодательство о социальном партнерстве пришлось создавать практически с «чистого листа». В прежнее время понятия «социальные партнеры», «трипартизм» и некоторые другие почти не употреблялись, так как в соответствии с официальной доктриной при социализме не формируется гражданское общество, а также не возникают основания для социальных конфликтов и противоречий.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере трудовых отношений: правовые проблемы