Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:33, реферат
Краткое описание
Трудовое право непосредственно регулирует отношения общественной организации труда. Придавая этим отношениям устойчивую форму правовых отношений, оно наделяет их участников правами и обязанностями, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Главное место среди общественных отношений, составляющих предмет трудового права, занимают трудовые отношения. Они складываются как в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда.
Особенная часть трудового
права значительно шире Общей части. При
этом роль и функции правовых институтов
данной части неодинаковы. Одни институты
призваны регулировать отдельные элементы
содержания трудового отношения (например,
институт трудового договора регламентирует
порядок возникновения, изменения и прекращения
трудовых отношений); другие — какое-либо
одно из отношений, непосредственно связанных
с трудовым (например, отношения по рассмотрению
трудовых споров).
Последовательность расположения
институтов Особенной части определяется
значением и спецификой соответствующего
участка регламентируемого отношения.
Современная система трудового
права России включает в себя следующие
институты:
трудоустройства и занятости (объединяет
нормы, регулирующие отношения, связанные
с подысканием гражданам подходящей работы);
трудового договора (объединяет нормы,
регулирующие прием на работу, переводы
и увольнения);
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работников
непосредственно у данного работодателя;
рабочего времени;
времени отдыха;
оплаты и нормирования труда;
гарантии и компенсации;
дисциплины труда;
охраны труда;
материальной ответственности сторон
трудового договора;
особенностей регулирования труда отдельных
категорий работников;
надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
разрешения трудовых споров.
Перечисленные институты трудового
права России призваны в рамках предмета
данной отрасли права регулировать "свой"
предмет — отдельный вид общественных
отношений либо отдельный элемент (сторону)
единого сложного трудового отношения.
Система трудового права закрепляется
в различных формах, и прежде всего в кодифицированном
акте — Трудовом кодексе РФ.
От системы трудового права
как отрасли следует отличать систему
трудового законодательства. Система
трудового законодательства, выраженная
главным образом в составе и внутреннем
строении кодификационных актов, отражает
объективно существующую систему трудового
права. В свою очередь последняя не может
не учитывать систему законодательства.
Но, отражая объективные требования, система
законодательства испытывает на себе
также влияние субъективных факторов,
зависит от целенаправленного усмотрения
законодателя. Поэтому система отрасли
трудового права и система трудового законодательства
(в том числе и структура кодификационных
актов) в известной мере не совпадают.
Несовпадение имеет место, в частности,
в том, что в Трудовом кодексе РФ не выдержано
деление институтов трудового права на
две основные части — Общую и Особенную.
Так, институт профсоюзов, несмотря на
его общее значение, помещен в Особенной
части (гл. 58 ТК РФ).
Но, несмотря на некоторые особенности
распределения нормативного материала
в Трудовом кодексе РФ, в нем проявляется
структура отрасли трудового права как
основа системы трудового законодательства.
Кроме того, если система трудового
права содержит только чисто правовые
нормы, то система трудового законодательства
помимо нормативных актов о труде — еще
и преамбулы, введения, указывающие на
цель принятия соответствующих решений
актов и их практическое значение.
Наряду с системами трудового
права и трудового законодательства существует
и система науки трудового права. Трудовое
право как самостоятельная отрасль российского
права и служит предметом изучения науки
трудового права. Указанная цель достигается
путем разработки наукой права совокупности
определенных правовых взглядов, выводов
и суждений. Наука изучает нормы права
и нормативные акты в их взаимосвязи и
взаимообусловленности с развитием экономики,
политики и социальной жизни общества.
Она исследует и оценивает систему норм
трудового права и нормативных актов с
точки зрения их демократичности, сравнивает
систему трудового права России с системой
трудового права других стран. Система
науки трудового права в основном соответствует
системе трудового права, но между ними
есть и различия. Так, в системе трудового
права России нет раздела о международно-правовом
регулировании труда, а в системе науки
трудового права он имеется.
В системе науки трудового права
также выделяются Общая и Особенная части.
В Общей части рассматриваются предмет,
метод и система трудового права и т.д.
Особенная часть науки трудового права
содержит учение о трудоустройстве, трудовом
договоре, правовом регулировании рабочего
времени и времени отдыха, дисциплинарной
и материальной ответственности, о нормировании
труда и заработной платы, охране труда
и т. д.
Таким образом, система науки
трудового права России и по своему предмету,
и по своему содержанию шире системы трудового
права как отрасли и шире системы трудового
законодательства.
Трудоустройство
молодёжи
Главной задачей государства
в сфере труда и занятости выпускников
общеобразовательных школ, учреждений
начального, среднего специального профессионального
образования, является предоставление
им равных возможностей в реализации права
на труд и выбор профессии с помощью различных
мероприятий, включая профессиональную
подготовку, установление квот, стимулирование
работодателей к приему этих граждан на
работу, а также резервирование отдельных
видов работ (профессий) для трудоустройства
таких граждан.
Значительная роль в решении данной задачи
принадлежит законодательству о труде
молодежи, содержащие дополнительные
гарантии по обеспечению занятости молодежи,
охране труда, а также правовые нормы,
направленные на облегчение процесса
перехода молодежи от учебы к трудовой
деятельности.
В целях содействия занятости выпускников
общеобразовательных учреждений и учреждений
начального профессионального образования,
органами местного самоуправления осуществляется
квотирование рабочих мест, т.е. устанавливается
минимальное количество рабочих мест,
на которые работодатель обязан трудоустроить
граждан из числа молодежи, включая рабочие
места, где уже работают лица этой категории.
Размер квоты и сроки ее действия определяются
органами местного самоуправления с привлечением
соответствующего территориального органа
государственной службы занятости населения,
органа по труду и общественной организации,
представляющей интересы молодежи, и утверждаются
на срок не менее календарного года.
Квотирование осуществляется как для
трудоустройства выпускников общеобразовательных
учреждений, образовательных учреждений
начального и среднего профессионального
образования, а также для лиц моложе 18-ти
лет, особо нуждающихся в социальной защите
и испытывающих трудности в поиске работы
(сирот, выпускников детских домов, детей
оставшихся без попечения родителей, подростков,
оставивших учебу, лиц, освобожденных
из учреждений, исполняющих наказания,
и др.). Отказ в приеме на работу в счет
установленной квоты указанным лицам
из числа молодежи запрещается и может
быть обжалован ими в суд.
При обращении в органы государственной
службы занятости населения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
в возрасте от 14 до 18 лет эти органы на
основании ст. 9 ФЗ № 159 ФЗ от 21 декабря
1996 г. в ред. Федеральных законов от 22. августа
2004 г. № 122 – ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»
должны осуществлять профориентационную
работу с указанными лицами и обеспечивать
диагностику их профессиональной пригодности
с учетом состояния здоровья за счет средств
государственного фонда занятости населения
РФ. Органы исполнительной власти субъектов
РФ обеспечивают профессиональную деятельность
выпускников учреждений социального обслуживания
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. В учреждении социального
обслуживания могут быть созданы специализированные
рабочие места.
Трудоустройство молодежи в счет установленной
квоты производится работодателем по
направлению территориальных органов
службы занятости населения. При этом
комитет по труду и занятости населения
мэрии совместно с органами опеки и попечительства
администраций районов города в течение
трех лет работы обеспечивают контроль
за адаптацией выпускников учреждений
на производстве.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным
в органах государственной службы занятости
в статусе безработного детям-сиротам,
детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, выплачивается
пособие по безработице в течение 6 месяцев
в размере уровня средней заработной платы,
сложившегося в области.
Органы службы занятости в течение указанного
срока осуществляют профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку
и трудоустройство лиц данной категории.
Временная занятость безработной молодежи
может быть обеспечена путем привлечения
молодых безработных граждан к выполнению
общественных работ, т.е. общедоступных
видов трудовой деятельности, как правило,
не требующих предварительной профессиональной
подготовки работников, имеющих социально
полезную направленность (благоустройство
территории, восстановление памятников
архитектуры, уход за престарелыми и детьми
в соответствующих учреждениях и т.д.).
Проведение указанных работ организуется
органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления
по предложению и при участии органов
службы занятости в организациях, для
которых выполняются общественные работы,
а при необходимости – субъектами РФ и
фондом занятости.
Направление на такие работы осуществляется
органами службы занятости. С лицами, желающими
участвовать в общественных работах, заключается
срочный трудовой договор сроком до шести
месяцев. Работодатель не вправе отказывать
лицам, направляемым органами службы занятости
населения, в приеме на общественные работы,
проведение которых финансируется за
счет средств субъектов РФ или Государственного
фонда занятости населения.
Лицам, занятым на общественных работах,
оплата труда производится за фактически
выполненный объем работ в соответствии
с действующими на предприятии условиями
оплаты труда или на договорной основе,
но не ниже минимального уровня, установленного
законодательством. Кроме того, за ним
сохраняется право на получение пособия
по безработице.
Право на труд молодежи обеспечивается
специальными гарантиями на стадии трудоустройства,
так например, по общему правилу, согласно
п. 1 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора
допускается с лицами, достигшими 16 лет.
Данное правило имеет ряд исключений,
согласно п. 2 ст. 63 ТК РФ в случаях получения
основного общего образования, либо оставления
в соответствии с федеральным законом
общеобразовательного учреждения трудовой
договор могут заключать лица, достигшие
возраста 15 лет.
В п. 3 ст. 63 ТК РФ содержится правило, согласно
которому прием на работу граждан, достигших
четырнадцатилетнего возраста, для выполнения
ими в свободное от учебы время легкого
труда, не причиняющего вреда их здоровью
и не нарушающего процесса обучения, производится
работодателем только с согласия одного
из родителей несовершеннолетнего, или
его законного представителя (опекуна,
попечителя) и органа опеки и попечительства.
Новеллой ТК является допустимость заключения
трудового договора с работниками, не
достигшими возраста 14 лет, в организациях
кинематографии, театрах, театральных
и концертных организациях, цирках, для
участия в создании и (или) исполнении
произведений без ущерба здоровью и нравственному
развитию несовершеннолетнего, согласно
п. 4 ст. 63 ТК РФ трудоустройство граждан,
не достигших возраста 14 лет, принимаемых
в данные организации, допускается только
с согласия одного из законных представителей
несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.
С целью охраны здоровья работающих несовершеннолетних
граждан России, трудовое законодательство
предусматривает обязательные медицинские
осмотры работников в возрасте до 18 лет,
такие осмотры согласно ст. 69 ТК РФ, предусмотрены
для них при устройстве на работу, и в дальнейшем
проводятся для работающих подростков
ежегодно, за счет средств работодателя.
Учитывая возрастную неадаптированность
молодежи к отношениям в области трудоустройства
и регулирования труда, законодатель предусматривает
в ст. 70 ТК РФ, условие о недопустимости
назначения испытания при приеме на работу
для лиц, не достигших возраста 18 лет, а
также для лиц, окончивших образовательные
учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования и впервые
поступающих на работу по полученной специальности.
Гарантированное трудовым законодательством
РФ право на труд лиц, не достигших возраста
18 лет, обеспечивается не только на стадии
трудоустройства, но и при расторжении
с ними трудового договора. Эти гарантии
закреплены действующим законодательством
и направлены на ограничение увольнения
несовершеннолетних работников. Согласно
ст. 269 ТК РФ, расторжение трудового договора
с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе
работодателя допускается, помимо соблюдения
общего порядка увольнения, только с согласия
государственной инспекции труда субъекта
РФ и районной (городской) комиссии по
делам несовершеннолетних.
В связи с тем, что Российское государство
в соответствии с международными актами
приняло на себя обязательства по защите
лиц, не достигших 18-летнего возраста от
экономической эксплуатации и от выполнения
любой работы, которая может представлять
опасность для их здоровья или служить
препятствием в получении ими образования,
либо наносить ущерб здоровью, а также
физическому, умственному, духовному,
моральному и социальному развитию, законодательство
о труде Российской Федерации, максимально
приближаясь к общемировым стандартам
в области регулирования трудовых и связанных
с ними отношений, предусматривает для
несовершеннолетних дополнительные гарантии.
Так, в соответствии со ст. 265 ТК РФ, запрещается
применение труда лиц моложе 18-лет на тяжелых
работах и на работах с вредными или опасными
условиями труда, на подземных работах,
а также на работах, выполнение которых
может причинить вред их здоровью и нравственному
развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре
и клубах, в производстве, перевозке и
торговле спиртными напитками, табачными
изделиями, наркотическими и токсическими
препаратами), запрещается переноска и
передвижение работниками в возрасте
до 18 лет тяжестей, превышающих установленные
для них предельные нормы (для юношей в
возрасте от 16 до 18 лет – 16,4 кг; для девушек
этого возраста – 10,25кг, определены также
нормы перемещения тяжести на тележках,
в вагонетках. Причем несовершеннолетние
допускаются к переноске и передвижению
тяжестей в пределах установленных для
них норм лишь при условии, что этот труд
непосредственно связан с их основной
профессией или специальностью и занимает
не более одной трети времени. Подростки
в возрасте от 15 до 16 лет могут привлекаться
к переноске и передвижению тяжести лишь
в исключительных случаях с понижением
весовых норм для них в 2 раза).
Для лиц моложе 18 лет установлены сокращенная
продолжительность рабочего времени и
дополнительные требования к режиму их
труда. Так, в соответствии со статьей
92 ТК РФ, нормальная продолжительность
рабочего времени сокращается на: 16 часов
в неделю – для работников в возрасте
до 16 лет, на 4 часа в неделю – для работников
в возрасте от 16 – 18 лет.
Продолжительность рабочего времени
учащихся общеобразовательных учреждений
в возрасте до 18 лет, работающих в течение
года в свободное от учебы время, не может
превышать половины норм, перечисленных
выше и установленных для лиц, не достигших
возраста 18 лет.
Согласно ст. 94 ТК РФ, на предприятиях
и в учреждениях, работающих по режиму
пятидневной рабочей недели с двумя выходными
днями продолжительность ежедневной работы
лиц от 15 до 16 – 5 часов, а от 16 до 18 лет не
может превышать 7 часов, для учащихся
общеобразовательных учреждений, образовательных
учреждений начального и среднего профессионального
образования, совмещающих в течение учебного
года учебу с работой, в возрасте от 14 до
16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет
– 3,5 часа.
Согласно трудовому законодательству
РФ, рабочих и служащих, не достигших 18-летнего
возраста, запрещается привлекать к работам
в ночное время (ст. 96 ТК), а также к сверхурочным
работам (ст.99 ТК). В статье 268 ТК РФ по сравнению
со ст. 177 КЗоТ РСФСР расширен перечень
работ в условиях, отклоняющихся от нормальных,
привлекать к которым несовершеннолетних
запрещается. Запрет распространяется
не только на привлечение к сверхурочной
работе, работе в ночное время, но и на
направление в служебные командировки,
а также на работу в нерабочие праздничные
дни. Исключение установлено для творческих
работников средств массовой информации,
организаций кинематографии, театров,
театральных и концертных организаций,
цирков и иных лиц, участвующих в создании
и (или) исполнении произведений, профессиональных
спортсменов в соответствии с перечнями
профессий, устанавливаемыми Правительством
Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п. 2 ст. 122 ТК, ежегодный оплачиваемый
отпуск по заявлению несовершеннолетнего
работника должен быть предоставлен в
любое удобное для него время, в том числе
и до достижения шести месяцев его непрерывной
работы на предприятии. Ст. 267 ТК РФ устанавливает
продолжительность ежегодного оплачиваемого
отпуска работникам в возрасте до 18 лет,
не менее 31 календарного дня.
Для рабочих моложе 18 лет, нормы выработки
устанавливаются исходя из норм выработки
для взрослых рабочих пропорционально
установленной для этих работников сокращенной
продолжительности рабочего времени (п.
1. ст. 270 ТК РФ). Например, если взрослый
рабочий за 8-ми часовую смену должен сделать
80 деталей, то для подростка от 16 до 18 лет
норма выработки, пересчитанная на 7 часов,
будет равна 70-ти деталям.
Для работников в возрасте до 18 лет, поступающих
на работу после окончания общеобразовательных
учреждений, образовательных учреждений
начального профессионального образования,
а также прошедших профессиональное обучение
на производстве, в предусмотренных законодательством
случаях и размерах и на определяемые
им сроки могут утверждаться пониженные
нормы выработки (п. 2 ст. 270 ТК). Такие нормы
утверждаются работодателем по согласованию
с соответствующим выборным профсоюзным
или иным представительным органом работников.
Размеры и сроки, на которые устанавливаются
пониженные нормы выработки для молодых
рабочих, установлены отдельными нормативными
актами и не одинаковы для различных отраслей
хозяйства.
Трудовое законодательство устанавливает
гарантии по оплате труда работников в
возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности
рабочего времени, в частности в соответствие
с п. 1 ст. 271 ТК РФ при повременной оплате
труда заработная плата работникам в возрасте
до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной
продолжительности работы. Работодатель
может за счет собственных средств производить
им доплаты до уровня оплаты труда работников
соответствующих категорий при полной
продолжительности ежедневной работы.
В соответствие с п. 2 ст. 271 ТК, труд работников
в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным
работам, оплачивается по установленным
сдельным расценкам. Работодатель может
устанавливать им за счет собственных
средств доплату до тарифной ставки за
время, на которое сокращается продолжительность
их ежедневной работы. В соответствие
с п. 3 ст. 271 ТК, оплата труда работников
в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных
учреждениях, образовательных учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального
образования и работающих в свободное
от учебы время, производится пропорционально
отработанному времени или в зависимости
от выработки. Работодатель может устанавливать
этим работникам доплаты к заработной
плате за счет собственных средств. По
нашему мнению, по сравнению с раннее действовавшим
КЗоТ новый ТК РФ в области регулирования
оплаты труда работников в возрасте до
18 лет несколько ущемляет положение несовершеннолетних.
Так, например, если в старом КЗоТ были
предусмотрены обязательные надбавки
к заработной плате несовершеннолетним
работникам, работающим на условиях сокращенной
продолжительности рабочего времени,
до полной продолжительности рабочего
времени взрослого человека, то новый
ТК РФ устанавливает лишь оплату согласно
отработанному рабочему времени, рекомендуя
при этом работодателю производить работникам,
не достигшим возраста 18 лет, доплаты за
счет собственных средств. Исходя из этого,
можно предположить, что в современных
условиях формирования рыночной экономики,
указанные доплаты несовершеннолетним
работникам по всей вероятности не предоставляются,
либо при лучшем исходе предоставляются
не полностью.
Заключение:
В РФ и ряде других стран самостоятельная
отрасль права, регулируются общественные
отношения, складывающиеся в связи с реализацией
гражданами и другими физическими лицами
своих способностей к труду.Предмет Т.п.
включает несколько групп трудовых и тесно
связанных с ними отношений, к которым,
в частности, относятся: а) отношения по
обеспечению занятости: б) отношения отдельных
рабо/пнйков и трудового коллектива с
работодателем, его ацмини-страцией; в)
отношения организационно-управленческие:
г) отношения по надзору и контролю за
трудовым законодательством и охраной
труда; д) отношения по подготовке кадров,
профессиональному их отбору и повышению
квалификации в сфере труда: е) отношения
по материальной ответственности участников
трудовых отношений за ущерб, причиненный
той или иной стороной:ж) социально-партнерские
отношения представителей работников,
работодателей и органов исполнительной
власти на федеральном, отраслевом, республиканском
и региональном уровнях; з) отношения по
разрешению трудовых споров.Метод Т.п.
имеет см. ешанный характер. Нормы Т.п.
могут быть императивными и дозволительными,
но в большей мере распространены вторые.
Вместе стем Т.п. свойственны нормы рекомендательные,
устанавливающие желательные образцы
поведения и в силу этого обстоятельства,
соотносящиеся с локальными правовыми
актами или специальными нормативными
соглашениями. Императивные нормы выражаются
в виде либо запретов, либо предписаний.
Например, запрещается применение труда
женщин на тяжелых работах. В равной мере
запрещается переноска и передвижение
женщинами тяжестей, превышающих установленные
для них пределы (ст. 161 КЗоТ). При такой
форме воздействия законодателя на трудовые
отношения волеизъявление сторон исключается.
Необходимость государственно-властного
регулирования трудовых отношений диктуется
их спецификой. Дозволительные нормы предоставляют
возможность регулировать поведение субъектов
трудового отношения по своему усм. отрению.
Так, по согласованию сторон определяется
трудовая функция работника, допускается
совместительство и др.В структуре нормативных
актов, регулирующих общественно-трудовые
отношения, наука Т.п. различает правовые
нормы: а) определяющие содержание этих
отношений в составе всех ее элементов:
б) регламентирующие отдельные виды (элементы)
этих правовых отношений. Такое обстоятельство
предопределило соответствующую квалификацию
(она существует и в других отраслях), которая
предполагает деление всех правовых норм
на Общую и Особенную части. В Общую часть
входят нормы, касающиеся всех общественных
отношений, охватываемых Т. п.:предмет,
метод и система Т.п.: основные принципы
Т.п.; источники и субъекты Т.п.; правовые
отношения в сфере наемного труда и др.
К Общей части относятся также вопросы,
касающиеся коллективных договоров и
соглашений. В Особенную часть входят
правовые положения и нормы, регулирующие
составные элементы трудовых отношений
и устанавливающие отдельные права и обязанности
их участников, т.е. образующие институты:
трудоустройства;трудового договора',
профессиональной подготовки и повышения
квалификации кадров; рабочего времени
и времени отдыха:нормирования труда;дисциплины
труда: материальной ответственности;
охраны труда; надзора и контроля за охраной
труда и соблюдением трудового законодательства.
Центральным является институт трудового
договора. Наиболее полно система Т.п.
отражена в КЗоТ.Важнейший источник Т.п.
— Конституция РФ. Она обладает высшей
юридической силой и является правовой
основой текущего законодательства. В
Конституции РФ закреплены основные трудовые
права граждан как субъектов Т.п. и отражены
его принципы, а также законоположения,
запрещающие любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности и устанавливающие равенство
граждан перед законом и судом (ст. 19). В
ней закреплены и другие гарантии, предопределяющие
содержание институтов Особенной части
Т.п.: право на создание профессиональных
союзов (ст. 30); право на равный доступ к
государственной службе (ст. 32); право на
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной
законом деятельности (ст. 34); гарантии
свободного творчества, преподавания
(ст.44). Не менее важными являются основные
трудовые права: свобода труда, право свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию,
запрет принудительного труда и др.(ст.
37).Следующий" соответствии с юридической
иерархией источник Т.п. образуют ФЗ и
законы субъектов РФ, поскольку Конституция
РФ относит трудовое законодательство
к совместному ведению РФ и ее субъектов
(п. 1 ст. 72).Основной кодифицированный источник
Т.п. общего значения — КЗоТ. По существу,
он регулирует весь комплекс общественных
отношений, который входит в предмет отрасли
"Т.п.". Первый КЗоТ, в котором получили
закрепление лишь основные институты
Т.п. (всеобщность труда, право на труд,
запрещение эксплуатации человека человеком,охрана
труда, ограничение рабочего времени и
др.), был принят в 1918 г. Положения Кодекса
распространялись на всех работников
наемного труда и были обязательны для
всех предприятий, а также частных лиц,
использующих чужой труд. При переходе
к мирным условиям хозяй-ствования, когда
возросла необходимость в пересм. отре
действующего трудового законодательства
и приведении его в соответствие с новыми
экономическими требованиями производства,
в 1922 г. был принят второй КЗоТ. В нем были
заложены (применительно к тому времени)
основные демократические принципы трудовых
отношений: свобода применения труда,
всемерная охрана труда и гарантии защиты
трудовых прав;участие профсоюзов в установлении
условий труда и т.п. Кодекс сыграл большую
роль в правовом регулировании труда в
России и просуществовал около 50 лет —
до 1971 г. (в него вносились изменения, в
ряде случаев существенные, вызванные
изменением социально-экономической и
политической обстановки в стране на различных
исторических этапах ее развития). Действующий
в настоящее время КЗоТ был принят в декабре1971
г. (введен в действие 1 января1972 г.). Более
десятка раз в него вносились изменения
и дополнения. Весьма существенные коррективы
в КЗоТ были внесены Законом РФ от 25 сентября
1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и
дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР".
В основном они сводятся к следующему:
а) в централизованном порядке закреплена
лишь "минимальная планка" социально-правовых
гарантий в трудовых отношениях, которые
могут повышаться на основании коллективных
и индивидуальных трудовых договоров
(о продолжительности рабочего времени,
компенсации работы в выходной день, продолжительности
ежегодных отпусков и др.), а также в результате
соглашений между органами государственного
управления (отраслевыми, региональными,
местными), объединениями (союзами) предпринимателей
и соответствующими профсоюзными органами;
б) сфера действия законодательства о
труде распространена на работников предприятий
с различными формами собственности; в)
повышен уровень социальной защиты ряда
категорий работников (несовершеннолетние,
женщины и др.);г) существенно расширены
возможности профсоюзов для независимой
защиты своих членов и судебной защиты
трудовых прав работников и т.д.Источником
Т.п. служат также подзаконные акты, издаваемые
Президентом РФ. Так, в Указе от 21 апреля
1993г. №471 "О дополнительных мерах по
защите трудовых прав граждан Российской
Федерации" предусм. отрен ряд мер, направленных
на предупреждение массовой безработицы
и обеспечение трудовых прав граждан,
в том числе и об установлении органами
исполнительной власти (в зависимости
от состояния рынка труда) допустимого
уровня (предела) безработицы.Постановления
Правительства РФ как источник Т.п. принимаются
в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ,
нормативными указами Президента РФ. В
них развивается, конкретизируется, разъясняется
действующее законодательство, устанавливается
порядок его применения.На Минтруд РФ
возложены задачи разработки и реализации
единой государственной политики в области
труда и социальной защиты населения (вопросы
занятости, демографической, молодежной
и иммиграционной политики), налаживания
социального партнерства, предотвращения
и разрешения трудовых конфликтов, пенсионного
обеспечения и др. Правовые документы
обеспечивают также правильное единообразное
толкование и применение трудового законодательства.
Многие его постановления представляют
собой самостоятельный нормативный акт,
воплощающий в деталях идею закона, указа
Президента или Правительства РФ.За последние
годы появились качественно новые источники
Т.п. — генеральные, региональные, межотраслевые,
отраслевые, профессиональные тарифные,
территориальные и иные соглашения. Они
представляют собой договорные правовые
акты между представителями работников
и работодателей. В качестве третьей стороны
в таких соглашениях может быть представлен
соответствующий компетентный орган государственного
управления. Локальные источники Т.п. регламентируют,
как правило. социально-партнерские отношения
между работниками и работодателями непосредственно
на предприятиях.