Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:48, лекция

Краткое описание

Основным источником трудового права является «Трудовой Кодекс Республики Казахстан» принятый 15 мая 2007г. Нормы трудового права содержаться так же и в других актах трудового законодательства.
Каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника результатов его труда. «Трудовой Кодекс РК» устанавливает минимальные стандарты для трудовых отношений,

Вложенные файлы: 1 файл

лекция Трудовое законодательство для операторов АЗС и др..docx

— 116.17 Кб (Скачать файл)

 

Что говорит Трудовой кодекс об охране коммерческой тайны  работодателя?

В нескольких статьях Трудового кодекса Республики Казахстан упоминается о коммерческой тайне. Согласно подпункту 6) пункта 2 статьи 22 Трудового кодекса одной из основных обязанностей работников является обязанность не разглашать коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставшую ему известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.

В соответствии с  подпунктом 12) пункта 1 статьи 54 Трудового  кодекса разглашение работником сведений, составляющих государственные  секреты и иную охраняемую законом  тайну (к которой относится и  коммерческая тайна), ставших ему  известными в связи с выполнением  трудовых обязанностей, является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя.

Что нужно предусмотреть  при приеме работника на работу?

При заключении трудового  договора с работником, который в  силу своих обязанностей будет иметь  доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, работодателю можно рекомендовать  следующее:

  • разъяснить работнику, что он будет иметь доступ к коммерческой тайне и допускать его к таким сведениям только при получении его согласия;
  • письменно закрепить обязательства работника перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны;
  • ознакомить работника под роспись с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, к которым работник имеет право доступа;
  • ознакомить работника под роспись с нормами законодательства о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение коммерческой тайны;
  • письменно закрепить обязательства работника при прекращении трудовых отношений вернуть по требованию работодателя все имеющиеся в распоряжении работника документы, содержащие коммерческую тайну, а также обязательство, сохранения коммерческой тайны работодателя после увольнения.

Поскольку в Трудовом кодексе идет речь о коммерческой тайне, доверенной в соответствии с  трудовым договором, то все указанные  положения необходимо закрепить  в данном договоре, а лучше в  приложениях к нему, поскольку  эти положения уже сами по себе могут составлять коммерческую тайну.

Наибольшие опасения работодателей вызывают ситуации, когда  уволенный с должности работник использует накопленную информацию в работе на конкурирующей фирме, либо создает собственную конкурирующую  фирму, и к тому же уводит за собой  весь свой коллектив (или его часть), то есть в той или иной мере начинает конкурировать с работодателем. Закон эту ситуацию обходит вниманием  совершенно.

Исходя из этих опасений, многие работодатели заключают договоры, в той или иной мере ограничивающие право работника после увольнения заниматься конкурирующей деятельностью  или работать у непосредственных конкурентов. За нарушение этих требований нередко предусматриваются значительные штрафы. Однако такой запрет является ограничением неотъемлемого права  работника добросовестно использовать приобретенные им у прежнего работодателя навыки, знания и опыт в последующей  трудовой деятельности и напрямую посягает на конституционно закрепленное право  работника на свободу труда, что  существенно ущемляет его права. И если предприниматель обратится  в суд с иском о понуждении бывшего работника уволиться  с нового места работы, или прекратить конкурирующую деятельность, основываясь  на таком договоре, в иске ему  будет отказано.

Что может побудить работников не разглашать коммерческую тайну?

Мы рекомендуем  обратить внимание на следующее.

Указывая желательные  моменты, которые должны быть закреплены при приеме на работу, мы говорили не об обязательстве работника не осуществлять конкурирующую деятельность после увольнения, а об обязательстве сохранения коммерческой тайны работодателя. Исходя из такой формулировки, теоретически существует возможность привлечения бывшего работника к гражданско-правовой (при условии доказывания убытков), административной по ст. 158 КоАП (при условии доказывания факта несохранения сведений, содержащих коммерческую тайну, которые стали известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью) или к уголовной по ст. 200 УК (при наличии крупного ущерба) ответственности.

Грамотно составленный договор во многих случаях поможет  избежать определенных проблем и  предостеречь работника от соблазна воспользоваться вашим доверием.

Размер ответственности  работника

Важным является вопрос об определении размера ответственности  работника, если работодателю удастся  доказать наличие убытков от разглашения, передачи или использования сведений составляющих коммерческую тайну. Для  того, чтобы работник нес материальную ответственность в полном размере причиненного (и доказанного) вреда, с ним должен быть заключен письменный договор о полной материальной ответственности, регулирующий порядок определения вреда, причиненного нарушением режима коммерческой тайны и его возмещения работником.  В этом договоре можно прописать критерии расчета убытков, причиненных разглашением или использованием коммерческой тайны.

Тема 6.

Должностные обязанности. Стандарты качества обслуживания клиентов. Влияние соблюдения  Стандартов качества обслуживания клиентов на систему премирования персонала АЗС. Материальная ответственность сотрудников.

Должностные обязанности. Стандарты  качества обслуживания клиентов. Механизм стимулирования сотрудников АЗС. Материальная ответственность сотрудников.


Информация о работе Трудовые споры