Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Трудовому праву»
Вопр. 9. Виды принципов трудового права и их общая характеристика
§ 2. Формулировка и система основных принципов правового регулирования труда
Основные принципы правового регулирования труда отражают в краткой форме суть действующего трудового права, в первую очередь соответствующих статей Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, а также других федеральных законов России по вопросам труда. Эта суть формулируется кратко, одной фразой., начинаясь, как правило, со слова «обеспечение» соответствующего права. В основе формулировки каждого основного принципа трудового права лежат соответствующие конституционные трудовые права и свободы и их юридические гарантии. В формулировке их учитываются и международно-правовые акты о труде согласно ст. 15 Конституции РФ.
Для трудового права важны права, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН 19 декабря 1966 г., а также в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ): право на труд, запрет дискриминации в труде и принудительного труда, равноправие женщин и мужчин, право на одинаково доступное образование, в том числе высшее, право на благоприятные условия труда, его охрану и т. д.
Трудовой кодекс закрепил следующие девятнадцать основных принципов правового регулирования труда или трудового права:
1) свобода труда, включая право на труд, которые каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности';
2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
5) равенство прав и возможностей работников;
6) обеспечение
права каждого работника на
своевременную и в полном
7) обеспечение
равенства возможностей
8) обеспечение
права работников и
9) обеспечение
права работников на участие
в управлении организацией в
предусмотренных законом
10) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;
11) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений;
12) обязательность
возмещения вреда,
13) установление государственных гарантий обеспечения прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
14) обеспечение
права каждого на защиту
15) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых' споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
16) обязанность сторон трудового
договора соблюдать его
17) обеспечение права представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19) обеспечение права на
обязательное социальное
Нумерацию принципов автор сделал для более удобного их усвоения и классификации.
Указанные основные принципы правового регулирования труда или, иначе, основные принципы трудового права закреплены законодателем с учетом того, что уже накоплено наукой трудового права России. Так, 10 из 19 основных принципов начинаются со слова «обеспечение», необходимость чего была указана в учебнике Гусова К. Н., Толкуновой В. Н. «Трудовое право России» (М., 1997, 2001 г.), в котором подчеркивалось также, что в содержание принципов входят не только соответствующее субъективное право субъектов трудового права, но и его юридические гарантии. Законодатель, легально закрепляя в Кодексе основные принципы трудового права, дал многим из них более совершенную формулировку, а их систему дополнил новыми принципами (например 11, 14, 16-19), что позволило более точно учесть реалии в сфере труда.
§ 3. Содержание и конкретизация основных принципов правового регулирования труда
Содержание каждого принципа правового регулирования труда, закрепленного в ст. 2 Кодекса, включает как основное соответствующее трудовое право, так и его юридические гарантии, В отличие от нормы права указанные принципы — более устойчивая, стабильная правовая категория, которая не имеет, как норма права, ни гипотезы, ни санкций. В то же время система основных принципов трудового права с изменениями в трудовых отношениях также изменяется. Так, в советский период действовал принцип обязательности труда для каждого трудоспособного гражданина с правовой ответственностью за тунеядство, а ныне действует принцип свободы труда. В то же время с появлением в российском обществе безработицы в трудовом праве появился новый принцип — зашита от безработицы и содействие в трудоустройстве. С повышением или со снижением содержания трудовых прав и их гарантий повышается, углубляется или, наоборот, снижается, уменьшается содержание соответствующего принципа трудового права.
Юридические гарантии трудовых прав — это закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав. Юридические гарантии основных трудовых прав делятся на общие, применяемые ко всем работникам, и специальные, относящиеся лишь к определенным категориям (женщинам, молодежи, работникам с вредными и тяжелыми условиями труда и т. п.). Специальные гарантии дополняют общие или применяются взамен общих. Закрепляются они специальными нормами права.
Все это выражает определенные возможности гражданина как субъекта трудового права, у которого в его правовой статус включаются и основные трудовые права, и важнейшие их гарантии. Например, содержанием права на труд является единство следующих возможностей гражданина как субъекта трудового права:
получить работу и быть работником производства любой формы собственности, а содействие государства этому через службу занятости служит гарантией данного права;
получить подходящую по специальности, квалификации и оплате труда работу;
выбирать свободно род занятий, профессию, заключать трудовой договор о работе на производстве;
реализовать свои профессиональные способности в безопасных для здоровья условиях труда;
при безработице получить от службы занятости определенную материальную и моральную помощь в виде пособий, компенсаций, стипендий (при переобучении);
требовать через соответствующий орган, включая суд, восстановления нарушенного права на труд как при приеме на работу, так и при переводе на другую работу или увольнении.
Каждая из указанных шести возможностей содержания права на труд обеспечивается конкретными нормами институтов обеспечения занятости, трудового договора, охраны труда и трудовых споров. Поэтому мы и говорим, что, например:
первый принцип — обеспечение свободы труда и права на труд - конкретизируется в нормах институтов обеспечения занятости, трудового договора, охраны труда и трудовых споров;
четвертый принцип — обеспечение права на справедливые условия охраны труда — в нормах институтов трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, социального партнерства охраны труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и материальной и моральной ответственности работодателя за трудовое увечье работника;
шестой принцип обеспечение справедливой оплаты за
труд — в нормах институтов оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат;
седьмой принцип — обеспечение равноправия в труде — во всех институтах трудового права;
шестнадцатый принцип — обеспечение права требовать исполнения трудовых обязанностей как от работодателя (его администрации), так и от работников— в нормах институтов дисциплины труда, трудового договора (дисциплинарные увольнения), материальной ответственности сторон трудового отношения друг перед другом и трудовых споров.
Вопр. 10. Источники трудового права: понятие, виды
§ 1. Понятия источников трудового права и их системы
Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.
Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.
Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда, так как трудовое право исключительно динамичная отрасль права. С принятием нового Трудового кодекса ряд положений будет пересмотрен и в науке трудового права.
§ 3. Классификация источников трудового права, их виды
Все источники трудового законодательства классифицируются на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации. Но их можно классифицировать и по другим основаниям:
-системе отрасли трудового права, акты, относящиеся к общей ее части (Конституция РФ, гл. I ТК РФ), и акты, относящиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой кодекс, регулирует все институты трудового права, а текущие законы РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, охране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;
-органам, их принимающим: законы и постановления Верховного Совета, а теперь — Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, принятые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оплаты и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам;
-сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, отраслевые (ведомственные), действующие только в данной отрасли народного хозяйства (например отраслевое тарифное социально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные, районные, городские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.
Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5—13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субординация перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был пробел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).