Деловой туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:00, доклад

Краткое описание

В наше время каждый четвертый из десятков миллионов человек, ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в поездки - ближние и дальние, краткосрочные и длительные, - делает это по служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом [1]. В отличие от массового туризма решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования обычно принимают, исходя из деловой необходимости. Часто решение принимают даже не сами деловые туристы, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды, а другие лица (руководитель или владелец компании, начальник отдела фирмы и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой туризм.docx

— 28.89 Кб (Скачать файл)

                                       Деловой туризм.

Сущность делового туризма и его значение.

В наше время каждый четвертый из десятков миллионов человек, ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в поездки - ближние и дальние, краткосрочные и длительные, - делает это по служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом [1]. В отличие от массового туризма решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования обычно принимают, исходя из деловой необходимости. Часто решение принимают даже не сами деловые туристы, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды, а другие лица (руководитель или владелец компании, начальник отдела фирмы и др.).

Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок. Благодаря этой отрасли туризма, происходит приток новых идей в экономику, завоевание новых рынков.

Понятия делового и корпоративного туризма появились в связи с глобализацией мировой экономики. В развитых зарубежных стран это произошло в 70-80хх годах XX века, а вот в России о деловом туризме заговорили только в начале 90-х. Именно в это время российские компании смогли выйти на мировой уровень .

Понятие делового туризма включает в себя организацию и сопровождение, как частных деловых визитов, так и работы многотысячных международных конгрессов, симпозиумов, конференций, выставок, ярмарок.

Деловой туризм очень многогранен. Он включает индивидуальные и групповые, деловые поездки руководителей и сотрудников, участие в мероприятиях, организуемых промышленными и торговыми корпорациями, участие в съездах, конференциях, семинарах, устраиваемых политическими, экономическими, научными, культурными, религиозными и другими организациями, посещение торгово-промышленных выставок и ярмарок и участия в их работе, поощрительные поездки для сотрудников и клиентов (инсентив-туры). Но также обычно насыщенная деловая часть сочетается с обширной экскурсионной страноведческой программой.

Деловой туризм дает возможность знакомства с новыми технологиями, встречи с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг фирмы. Деловые поездки обеспечивают свежие идеи для развития бизнеса. Деловой туризм связан с развитием внешнеэкономических связей, стремлением использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей, что способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Деловой туризм оказывает положительное воздействие на те страны, где он осуществляется. В основном это воздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, однако есть и отличия.

Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наибольшую выгоду (например, это отели класса «три звезды» и выше, транспортные компании с первоклассным обслуживанием и т. д.). Всемирная туристская организация давно уже подсчитала: деловые люди тратят в поездках в три-четыре раза больше, чем обычные граждане на отдыхе ($1200 вместо $300). Годовой денежный оборот в этой сфере исчисляется десятками миллиардов долларов. Понятно, что во всем мире на них идет настоящая охота и наша страна - не исключение . Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Если большие мероприятия, например, конференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательной программой, то выигрывают также рестораны, местные туристические достопримечательности, транспорт, сувенирные магазины и др.

Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского центра период, поэтому там всегда рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезонности.

В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводят на заседаниях, обсуждениях различных вопросов, поэтому у них остается мало времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др. Деловые гости не занимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей в магазинах или на почте.

В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристского центра у них на родине. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район. Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, что их деловые гости расскажут об их городе, районе и стране своим родственникам, друзьям и коллегам по работе, а также на то, что они приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своего бизнеса.

В настоящее время деловой туризм прочно утвердился во многих странах как наиболее быстро развивающийся экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест, повышение спроса на разные сектора индустрии туризма, развитие отраслей экономики, науки, образования, культуры и здравоохранения. Международный деловой туризм играет важную роль в повышении рейтинга соответствующего города и может помочь позиционировать его и окружающий регион как центр качества в определенном секторе экономики.

Виды и структура.

Деловой туризм или индустрия встреч - емкое понятие. В его структуре выделяется два сегмента - классические деловые поездки (КДП) и сегмент, название которого образует известная англоязычная аббревиатура MICE. Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Meetings - М (встречи), Incentives - I (инсентив-мероприятия), Conventions - С (конференции), Exhibitions - Е (выставки).

Два сегмента индустрии делового туризма различаются как по существу, так и по формальным признакам. По целевым установкам КДП - это «собственно работа на выезде» (командировки с конкретными служебными целями - реализацией бизнес-функций компаниями и фирмами) либо поездки для заключения новых контрактов в сфере бизнеса (своего рода «момент истины» в работе субъектов бизнеса). MICE-мероприятия - это, как правило, «обслуживание» собственно бизнес-деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров и т.п.), т.е. работа на перспективу, либо осуществление вспомогательных функций (поощрение сотрудников и т.п.). Целевые различия отражаются в специфике организации КДП и MICE-поездок. Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция КДП. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В отличие от КДП, рассчитанной на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE-мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц.

В целом структура делового туризма многогранна: деловые поездки принимают самые разные формы, сочетаются между собой (одна поездка может преследовать несколько целей), комбинируются с общепринятыми формами классического туризма, с рекреацией. Иногда очень трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.

Обзор внутренней структуры MICE-сегмента индустрии делового туризма. Она включает три вида поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.

Поездки на конгрессы, конференции, саммиты, симпозиумы

 Выделяются особым составом участников:

- корпоративные участники  - крупные, средние или мелкие компании, чьи основные мотивы встреч носят коммерческий характер. Это могут быть встречи по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам, тренинги менеджеров и т.д. Корпоративный сегмент - самый емкий (по числу мероприятий) сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы (73--75%). Корпораторы часто прибегают к услугам профессиональных компаний - организаторов деловых встреч. По данным Международного объединения профессионалов деловых встреч, в 2002 г. 70% европейских компаний не имели представления, сколько средств нужно выделять на планирование и проведение корпоративных мероприятий, и пользовались услугами турфирм. К примеру, около 80% британских компаний предпочитают работать с профессиональными устроителями, а не держать специальный штат по организации деловых встреч;

- ассоциации и их члены. Ассоциации проводят мероприятия  для решения «цеховых» проблем, часто торгово-экономического или  научного (и иного творческого) характера. Член ассоциации имеет право  выбора и, в отличие от корпоративных  мероприятий, может отказаться от  участия в нем. Все расходы, связанные  с поездкой, он берет на себя. На некорпоративный сектор деловых  поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы приходится около 14-15% всех мероприятий. Эти встречи объединяют широкий круг участников - в среднем 200-250 делегатов. Около 8% встреч собирают аудиторию в 2000 и более делегатов. Для сравнения: на корпоративных мероприятиях число участников колеблется в среднем от 20 до 250 человек. Место проведения некорпоративного делового мероприятия выбирается на конкурсной основе (тендер). Инициатива его организации исходит от местного члена ассоциации. Решение о проведении мероприятия принимается не менее чем за 2--3 года до начала мероприятия. Для проведения мероприятия ассоциация создает оргкомитет, который определяет время и место его проведения, бюджет, заключает договор с поставщиками услуг либо с организаторами встреч;

- правительственные структуры, образовательные организации, органы  здравоохранения, а также экипажи  международных рейсов. На этот  сектор приходится около 12% общего  числа проводимых мероприятий. Иногда  эту группу участников объединяют с ассоциациями.

Поездки на выставки и торговые ярмарки.

Эти мероприятия проводятся для презентации продуктов и услуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж. Участников выставок и торговых ярмарок можно разделить на две категории: экспоненты, рекламирующие и продающие свою продукцию, и посетители, которые приезжают с целью ознакомления с последними достижениями в разных областях экономики, науки, искусства, для заключения сделок и подписания договоров.

Существует много классификаций выставок и ярмарок по составу участников (международные, национальные, межрегиональные и местные), предмету экспозиции (универсальные, тематические, отраслевые и межотраслевые), частоте проведения (периодические, сезонные, единовременные), способу проведения (постоянные, передвижные), целям (для осуществления оптовых и розничных продаж, для предоставления информации о достижениях, коммуникационные) и др.

Участники конференций и ярмарок являются активными потребителями широкого набора услуг как непосредственно связанных с мероприятием, так и выходящих за его рамки. Доходы от проведения выставок складываются не только из поступлений от продажи экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и посетителям (туристские услуги, входные билеты, клубные мероприятия и презентации, общественное питание и т.п.). Дополнительные услуги обеспечивают более половины всей суммы поступлений от данного вида делового туризма. Экономика некоторых крупных городов в значительной мере ориентирована на выставочную деятельность, например, таким центром Европы является Франкфурт-на-Майне (Германия)

Инсентив-туры

В переводе с английского слово «incentive» означает «стимул». Инсентив – это поощрительная (мотивационная) поездка, организуемая для сотрудников компании, клиентов, дилеров, торговых агентов, топ-менеджеров и т.п. за те или иные достижения в работе (например, за повышение общего объема продаж, за эффективную рекламу, за помощь в обучении персонала и т.д.). Как правило, такие поездки предоставляются или на льготных условиях, или бесплатно, в качестве премии за высокие достижения.

Выделяют два вида инсентив-туров:

∙ индивидуальные туры;

∙ выездные семинары, конференции, дилерские школы.

Инсентив-туризм преследует несколько целей:

∙ презентация и продвижение нового продукта или услуги;

∙ повышение производительности и качества;

∙ создание дилерской и агентской сети;

∙ формирование лояльной и сплоченной команды.

В зависимости от целей выделяют 3 вида инсентив-программ:

1) поощрительные программы;

2) мотивационные программы;

3) построение команды (team building).

Инсентив-программа – это лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время.

Отличительной особенностью инсентив-программ является то, что они разрабатываются исключительно индивидуально. Эти программы предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.

В Санкт-Петербурге.

Деловой туризм по Петербургу известен достаточно давно. Многие бизнесмены посещают город по разным мотивам, например, в поисках уникальных идей. Именно в Санкт-Петербург ежегодно совершаются многочисленные командировки и бизнес поездки из других городов Российской Федерации. Деловой туризм и досуг здесь активно развивается, потому что город на Неве – это административный центр Северо-Западного округа, важнейший экономический и научный центр России. Учтивый и интеллигентный образ жизни Северной столицы способствует подписанию важных договоров и долгосрочных контрактов, заключению выгодных сделок, проведению научных семинаров, конференций и всероссийских выставок.

Современные турфирмы Петербурга активно помогают совершать бизнес поездки в Санкт-Петербург, берут на себя все основные заботы, которые связаны с бронированием билетов, транспортных средств, составлением подробного маршрута и графика для путешествия. Туристические агентства также бронируют лучшие отели и гостиницы Петербурга с хорошим сервисом и многочисленными дополнительными услугами.

Если предстоит первая поездка в город на Неве, то сотрудники подобных компаний с радостью проведут обзорные экскурсии по Петербургу на автомобилях, познакомят со знаменитым Мариинским дворцом, легендарным Петергофом и известным по всему миру Эрмитажем. Эрудированные экскурсоводы расскажут об истории и великих произведениях искусства, а водители доставят в кротчайший срок в любое место города.

Информация о работе Деловой туризм