Демографическое развитие Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Выработка рекомендаций по улучшению демографической ситуации в отдельно взятом регионе.

Содержание

Введение 4
1. Закономерности развития народонаселения 6
1.1 Общественно-историческое обусловление демографических процессов 6
1.2 Показатели демографических процессов 11
2. Состояние рождаемости и смертности в Московской области 17
2.1 Анализ рождаемости в Подмосковье 17
2.2 Анализ смертности в регионе 21
3. Основные направления изменения демографических процессов в Московской области 24
3.1 Пути повышения рождаемости 24
3.2 Пути снижения смертности 31
3.1 Результаты изменения демографических процессов в области 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Демографическое развитие населения Московской области лена.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

     - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 865 [11,с.73].

     К числу основных отнесены следующие  задачи:

     1. Сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

     2. Сокращение уровня материнской  и младенческой смертности, укрепление  репродуктивного здоровья населения,  здоровья детей и подростков;

     3. Сохранение и укрепление здоровья  населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

     4. Повышение уровня рождаемости;

     5. Укрепление института семьи, возрождение  и сохранение духовно-нравственных  традиций семейных отношений;

     6. Регулирование внутренней и внешней  миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

     В медицинском плане повышение  рождаемости связано с решением вопросов бесплодия (как женского, так  и мужского), невынашивания беременности и профилактики абортов. По данным отечественной статистики 18,5% супружеских пар являются бесплодными, примерно у 16-18% женщин беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем или прерыванием беременности по медицинским показаниям.  Причины  бесплодия и невынашивания беременности кроются в физическом и репродуктивном нездоровье женщин и супружеских пар, желающих иметь детей, которое своими корнями уходит в детский и подростковый возраст.

     Мужское бесплодие является в 40-50% случаев ответственным за нерождение детей в супружеских парах, желающих иметь детей. В детском и подростковом возрасте основными заболеваниями, ведущими к бесплодию мужчин, являются крипторхизм, гипоспадия, варикоцелле и др., а также ряд наследственных заболеваний.  В подростковом и взрослом состоянии негативное влияние на репродуктивное здоровье начинают оказывать  токсические воздействия, в т.ч. вредные привычки,  приводящие к нарушению сперматогенеза и созревания сперматозоидов: курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, употребление ряда лекарственных средств и химикаты. Особое внимание следует уделить подросткам, потому как раннее вступление в половую жизнь  при  несоблюдении  элементарных   санитарно-гигиенических правил приводит к широкому распространению среди них инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Сокрытие этих заболеваний, не лечение их с момента появления первых симптомов способствует переходу этих острых заболеваний в хронические, а далее к развитию бесплодия. Та же ситуация  и с тем же финалом складывается и в среде молодых мужчин.

     Женское бесплодие встречается примерно с той же частотой (50—60%), что и  мужское. О бесплодии принято  говорить, когда зачатие не наступает  через год регулярной половой  жизни без контрацепции.  Корни женского бесплодия кроются в детском возрасте, если речь идет о наследственных причинах, а также в подростковом, если речь идет об эндокринном нездоровье и заболеваниях (инфекциях), передающихся половым путем. Формированию бесплодия у девушек-подростков, а также у женщин молодого и среднего возраста способствуют те же поведенческие и внешние факторы, что и у мужчин: курение, злоупотребление алкоголем, наркотики, контакт с ядами и химикатами на работе. В основном те же причины (кроме наследственных) приводят к невынашиванию беременности [12,с.4].

     Тенденция увеличения возраста вступления в брак, возраста рождения первого и последующих  детей, хотя и с некоторым замедлением, сохраняется даже в странах, далеко продвинувшихся по пути второго демографического перехода. За несколько десятилетий средний возраст вступления в зарегистрированный брак и возраст рождения первенца увеличились в западных странах на три-четыре года, превысив 26 лет для женщины (а более чем в десятке стран — и 27 лет), причем нередко регистрация брака следует за рождением ребенка, а не наоборот. Если к началу процесса эволюции возрастной модели рождаемости вклад матерей до 25 лет в итоговые показатели рождаемости в разных странах варьировал в пределах 40–60%, то сегодня в 11 странах он уже составлял 21–30%, а в 10 странах —20% и менее.

     Лаг отставания стран Восточной Европы и Закавказья все еще более  чем очевиден. В среднем женщины  в этой части Европы вступают в  первый брак и рожают первенца на четыре-пять лет раньше, чем на Западе, а доля рождений, приходящихся на молодые возрасты (до 25 лет), составляет до половины и более от общего числа родившихся. Насколько сильно возрастная модель рождаемости в России все еще отличается от модели в западных странах со сходным уровнем рождаемости [16,с.4].

     

     Рисунок 1. Обобщенные характеристики населения России в 1960-2040 гг. (прогноз на основе существующих тенденций)

     Каковы  же характерные черты этого гипотетического  населения?

     • Доля детей до 15 лет уменьшится вдвое, а доля пожилых возрастет в полтора раза.

     • Воспроизводственный потенциал населения будет практически исчерпан.

     • Экономическая нагрузка на трудоспособное население значительно вырастет.

     • Социальные институты предельно консервативны.

     Стержнем  новейших тенденций рождаемости  выступает поиск оптимальной модели жизненного цикла человека, отвечающей реалиям современного бытия, среди которых: высокие требования к образованию и уровню материального благосостояния, взаимное участие супругов в формировании семейных доходов и выполнении семейных обязанностей, растущая социальная и материальная самостоятельность детей и пожилых, повышение контроля над плодовитостью человека и пр.

     Был создан опрос, в котором у Россиян  спросили, сколько бы они хотели иметь детей [28,с.47]. Данные представлены в Таблице 3.

                                                                                                             Таблица 3.

     Установки россиян на количество детей в  семье

Количество  детей Вопрос: "Сколько  бы Вы хотели иметь детей, если бы у  Вас были для этого идеальные условия?" Вопрос: "Сколько  у Вас детей?"
Ни  одного 3% 19%
Один 7% 28%
Два 44% 36%
Три 27% 11%

     Если  всмотреться в основное направление  политики государства сосредоточенную  на повышение уровня рождаемости, то можно заметить, что кроется она именно в социально-экономической сфере, а не в тенденции глобализации мирового общества, и стремление женщин не в чем не отставать от мужчин. Следовательно, можно определено сказать, что в основу концепции, а затем и самой программы, должны быть положены принципы стимулирование рождаемости, развитие сети детских, дошкольных учреждений, широкое применение семейных форм воспитания сирот и детей, оказавшихся без родительского попечения. Кроме этого, для реального решения проблемы рождаемости требуется сформировать здоровый образ жизни у населения, занять молодежь физкультурой и спортом, оградить ее от алкоголизма и наркомании, создать новые рабочие места и обеспечить людям безопасные условия труда, помочь молодым семьям в приобретении жилья. К этому можно добавить практически все меры, обеспечивающие населению высокое качество жизни - от газификации села и дорожного строительства до улучшения экологической обстановки и повышения транспортной безопасности. И не стоит забывать о высоком уровне смертности населения в наши дни, не контролируемой миграции, «старении» нации. Эффективность данной концепции будет только в том случае, когда демографическая проблема будет решаться комплексно, а не в одной ее части [26,с.84].

     Но  в тоже время, при переходе на новый  уровень демографического развития, а, следовательно, и переход в другое, благоприятное состояние социально-экономической и экономической сферах жизни населения, потребует огромное привлечение финансовых, человеческих и прочих ресурсов, которыми, к сожалению, Российская Федерация не располагает, на данном уровне развития, либо располагает, но нет возможности их задействовать.

         Всё выше упомянутое носит материальную часть проблемы, но не следует забывать и о психологическом факторе, который тоже оказывает огромное влияние. Менталитет русского человека построен таким образом что он решает проблему в момент ее появления, а не в предпосылке, данная ситуация еще раз это подтверждает. Поэтому для внедрения концепции развития России нужно помимо выше перечисленного ответственно подойти и внедрять данную программу учитывая быт, культуру и менталитет граждан Российской федерации. И я не сомневаюсь в том, что если подойти к решению проблемы со всех сторон, то мы сможем в скором времени решить проблему демографии и построить действительно социальное правовое государство, т.е. то в котором конституционные принципы блюдутся всеми, и равна для всех не на словах, а на деле показывающее свой статус, прописанный в Конституции РФ [http://zags.mosreg.ru].

3.2 Пути снижения смертности

     В качестве практических рекомендаций, и:

     - Отмечая, что снижение смертности  стало главной задачей российской  власти и российского общества;

     - Считая, что сверхвысокая смертность  в России является главным  препятствием на пути развития нашей станы и главной угрозой национальной безопасности России;

     - Считая действия российских властей  по снижению смертности важными,  но недостаточными в сложившихся  условиях,

     - Считая преступлением развал  российского здравоохранения в 1990- е - начале 2000-х годов, что привело к уничтожению отечественных фармацевтической промышленности, донорства, диспансеризации, санитарного просвещения, спортивного образования;

     - Положительно оценивая динамику  снижения самоубийств до 42, 9 тыс. в год в 2009 году и убийств с 44, 3 тыс. в 2002 году до 24, 8 тыс. в 2009 году;

     - Полагая, что любое, в том  числе и основанное на действующем  нормативно - правовом акте, неоказание  медицинской помощи в случаях,  когда это создает опасность  для жизни человека, является нарушением конституционного права на жизнь;

     - С тревогой отмечая, что, хотя  смертность от сердечно - сосудистых  и сердечных заболеваний является  основной причиной смертности  в нашей стране, однако финансирование  по программе «артериальная гипертония» занимает 4 - е место среди финансирования по иным видам заболеваний; [25,с.4]

     Можно было бы порекомендовать:

     1) Предусмотреть доступность и  публикацию в СМИ данных о  смертности по субъектам России, городам и районам субъектов  РФ, стационарным медицинским учреждениям.

     2) Обеспечить право родственников  на доступ к медицинской документации  умерших граждан в целях своей  оценки качества, достаточности  и своевременности оказанной  медицинской помощи, а также информации  о расстройствах здоровья, которые  могут носить наследственный характер.

     3) Предусмотреть право пациентов  и их доверенных лиц на ознакомление  с мед картой с участием  лечащего врача. 

     4) Обеспечить право больных, имеющих  право на льготное лекарственное  обеспечение на получение тех  лекарственных средств, которые более безопасны и эффективны, а не их аналогов.

     5) Установить право родственников  пациентов, находящихся в реанимации, на уход за этими больными.

     6) Установить в качестве главного  критерия социальной политики  органов власти субъектов РФ и главного критерия деятельности органов и учреждений здравоохранения снижение смертности.

     7) Включить в показатели летальности  стационарных медицинских учреждений  смертность среди лиц, выписанных  из стационаров в течении 3 месяцев с момента выписки. 

     8) Проводить экспертизу всех нормативно - правовых актов федеральных органов власти на предмет их влияния на уровень смертности.

     9) Для обеспечения безопасности  применения психотропных препаратов:

     - провести дополнительную экспертизу  используемых в отечественном здравоохранении психотропных препаратов на предмет их влияния на стимулирование самоубийств;

     - проводить экспертизу трупов  лиц, покончивших жизнь самобийством  на предмет наличия в крови  психотропных препаратов.

Информация о работе Демографическое развитие Московской области