Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:24, реферат
ЕС занимает особое место в международно-правовом регулировании туризма и играет заметную роль в этом процессе, внося позитивный вклад в его развитие в Европе.
Деятельность Сообщества в сфере туризма с момента его появления и до настоящего времени. Специфика Сообщества, несомненно, оказывает влияние на деятельность ЕС в области туризма. Согласно Римскому договору 1957 г., Сообщество не обладает широкой компетенцией в области туризма. Туризм не является «политикой» Сообщества, однако многие меры, направленные на осуществление других политик.
Введение:
ЕС занимает особое место в международно-правовом регулировании туризма и играет заметную роль в этом процессе, внося позитивный вклад в его развитие в Европе.
Деятельность Сообщества в сфере туризма с момента его появления и до настоящего времени. Специфика Сообщества, несомненно, оказывает влияние на деятельность ЕС в области туризма. Согласно Римскому договору 1957 г., Сообщество не обладает широкой компетенцией в области туризма. Туризм не является «политикой» Сообщества, однако многие меры, направленные на осуществление других политик.
Сообщества затрагивают туризм (защита прав потребителей, экология, налогообложение и т. д.). Эти политики напрямую не предназначены для туризма, но отвечают нуждам туриндустрии.
В области туризма ЕС издает значительное количество актов. Среди принятых документов количественно преобладают акты «мягкого права» ЕС, которые не носят юридически обязательного характера.
В развитии компетенции Европейского Сообщества / Союза можно выявить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с 1957 года по 1982 год. Он начался с принятия Договора об учреждении ЕЭС 1957 года. Договор не предоставлял Сообществу полномочий в области туризма, но урегулировал вопросы формирования Общего внутреннего рынка (свобода осуществления предпринимательства, оказания услуг, налогообложения и т. д.). Мероприятия Сообщества в это время редко затрагивали данную сферу отношений, лишь отдельные документы ЕЭС косвенно регламентировали туризм.
Второй этап включает период с 1982 года по 1992 год. Начало этому этапу было положено Комиссией, которая 1 июня 1982 года приняла «Сообщения об основных руководящих принципах политики в сфере туризма». Еврокомиссия анализировала мероприятия в рамках различных политик и нормативные акты Сообщества, как инструмент для осуществления «политик» Сообщества. Итак, несмотря на отсутствие какого-либо упоминания о туризме в учредительном договоре о ЕЭС, деятельность Сообщества в этой сфере была довольно активной. Она основывалась на полномочиях, предоставляемых Комиссии статьей 235 Римского договора. Был принят ряд специальных коммунитарных актов, которые действуют до сих пор (например, Решение Совета 86/664/ЕЕС о порядке взаимодействия и консультаций в сфере туризма).
Третий этап охватывает период с 1992 по 1999 годы. Он начинается с принятия Договора о Европейском Союзе. Маастрихтским договором в ст. 3 Договора о Европейском Сообществе были внесены изменения, согласно которым деятельность Сообщества может включать «мероприятия в сфере туризма». Вместе с тем, цель осталась недостигнутой: Амстердамский договор 1997 года так и не включил положения о туризме в учредительные документы ЕС. Сообщество не приобрело компетенции в сфере туризма.
Четвертый этап начинается со вступления в силу Амстердамского договора (1999 год) и длится по настоящее время. Регулирование туризма в ЕС осуществляется в рамках других направлений деятельности ЕС. Вследствие этого институты ЕС обладают недостаточной компетенцией для эффективного регулирования туризма в ЕС. Туризм остается в области «координирующих» мер Европейского Сообщества.
Сегодня регулирование туризма
европейским правом основывается на
трех элементах «Лиссабонской
Лиссабонский договор 2007 года не закрепил за ЕС специальной компетенции в сфере туризма. Согласно статьи 6 (d) Договора о функционировании Европейского Союза, ЕС в сфере туризма осуществляет координирующие и дополнительные меры. Таким образом, компетенция ЕС сфере туризма останется на существующем уровне.
Деятельность ЕС в сфере туризма оказалась «разбросанной» по различным структурам и в разное время осуществлялась в неодинаковой степени. Поэтому функционирование институтов ЕС в этой области характеризуется мозаичностью, дискретностью и фрагмент арностью.
На примере Труппы по туризму Европарламента обращается внимание на то, что деятельность Евро-парламента неэффективна вследствие недостаточной прозрачности. Отсутствие прозрачности в деятельности Внутренней группы позволяет использовать ее как инструмент для лоббирования интересов отрасли или отдельных представителей отрасли, преследующих свои интересы.
На сегодняшний день вопросы
туризма обсуждаются в рамках
Совета по конкурентоспособности, который
собирается с июня 2002 года. После
окончательного провала первой многолетней
программы по развитию туризма в
ЕС «Филоксения» подход ЕС к регулированию
туризма изменился. Попытки выделить
туризм в отдельную компетенцию
ЕС прекратились. Туризм стал рассматриваться
как составная часть концепции
«конкурентоспособности» и «
Работа Комиссии ЕС по туризм охватывается деятельностью почти всех ее Директоратов. Однако специального Директората по туризму в Комиссии нет. Отдел по туризму (Tourism Unit) работает в составе Директората по предпринимательству и промышленности. Деятельность Директората по промышленности и предпринимательству основана на ст. 28, 29, 30 (свободное движение товаров), ст. 95 (внутренний рынок), ст. 152, ст. 157 (конкурентоспособность), ст. 211, 226, 228(2) (компетенция Еврокомиссии) и Главе XVII (Инновации и исследования) Договора о Европейском Сообществе.
Так, Отдел по туризму
отвечает за выработку и контроль
решений Комиссии. Задачей Отдела
является развитие диалога и партнерства
с заинтересованными
Взаимодействие между институтами ЕС в сфере туризма происходит в рамках процесса принятия решений (законотворческого процесса), а именно в рамках процедуры совместного принятия решений.
Рассмотрим правовые основы регламентации туризма в ЕС и проблемы, возникающие при национальной имплементации норм европейского права о туризме в государствах Евросоюза.
Единый рынок туристских услуг в ЕС осуществляется через свободу учреждения хозяйственных субъектов и наделение их правом оказывать услуги в любом государстве ЕС. Эти свободы, гарантируемые Договором о Европейском Сообществе, и являются «фундаментом» единого внутреннего рынка Сообщества в сфере туристской деятельности. Кроме того, общее внутреннее пространство ЕС предполагает свободное движение физических лиц - получателей услуг.
С принятием Директивы Европейского Парламента и Совета 2006/123/ЕС об услугах на внутреннем рынке либерализация рынка туристских услуг в ЕС состоялась в «мягкой» форме, и большого шага вперед сделано не было. Таким образом, прогресс в области реализации свободы движения услуг идет значительно медленнее, чем свободы движения товаров и лиц.
Профессия гида является одной из самых распространенных в туриндустрии, при этом ее осуществление вызывает немало дискуссий в зарубежной науке. Основные предпосылки существования «барьеров» в осуществлении гидами своей деятельности в государствах ЕС: отсутствие определения понятия «гид»; необходимость проведения различия между свободой учреждения гида и свободой оказания услуг гидом; установление ограничения свободы учреждения и свободы оказания услуг «музей и исторический памятник, требующие посещения только с гидом-специалистом
Основные положения Директивы 90/314/ЕЕС о комплексных турах и отдыхе. Некоторые положения Директивы представляются спорными, что создает трудности в применении Директивы в государствах-членах и делает ее недостаточно эффективной. Так, в ст. 2 Директивы, давшей определение понятия «комплексный тур», не раскрыты три вопроса: во-первых, включает ли формулировка: «заблаговременно подготовленная комбинация», - «нестандартные» (индивидуальные, сделанные на заказ) туры?; во-вторых, как понимать слова «эпизодический характер» («occasionally») в определении организатора путешествия?; в-третьих, какие именно услуги подразумеваются под понятием «другие туристские услуги, не имеющие вспомогательного характера по отношению к транспорту или обеспечению жилым помещением и образующие существенную долю комплекса». Государства-члены Сообщества инкорпорировали данное понятие в национальное законодательство, перенеся проблему их толкования на национальный уровень.
Статья 7 Директивы предусматривает институт финансовых гарантий в виде обязательного страхования и гарантийного фонда (резерва для оплаты гарантированных обязательств третьих лиц). Данная норма стала важной вехой в регулировании туризма в Сообществе. Впервые на коммунитарном уровне была установлена обязанность организаторов путешествий (туроператоров) за счет страхового покрытия или из гарантийного фонда возместить расходы по оказанию услуг (в случае банкротства, например). До принятия Директивы о комплексных турах гарантийные фонды учреждались в Дании, Ирландии. Формулировка ст. 7 Директивы вызвала множество проблем при ее имплементации. Вывод о некорректной формулировке ст. 7 Директивы автор иллюстрирует примерами из национального права и практикой ЕС.
Трактовки многих положений Директивы, данные законодателями, значительно различаются. Следовательно, и подходы к имплементации Директивы о комплексных турах, путешествиях и отдыхе во многом отличались друг от друга.
Таким образом, Директива о комплексных турах, путешествиях и отдыхе, в свое время явившаяся новеллой в регулировании туризма в ЕС, нуждается в пересмотре. Реформируя Директиву, Комиссия должна избрать тот подход, при котором в сферу действия ее будут включены не только покупатели комплексных туров, но и другие потребители туристских услуг. Здесь возможен один из трех вариантов:
1) пересмотр Директивы с внесением в нее соответствующих поправок;
2) принятие новой директивы, регулирующей, в том числе, комплексные туры;
3) пересмотр всего комплекса актов «вторичного» права Сообщества относительно защиты прав потребителей.
Взаимодействие Европейского Сообщества с международными организациями и третьими государствами в сфере туризма
Компетенция Европейского Сообщества в области международного сотрудничества реализуется, в первую очередь, путем проведения общей торговой политики Европейского Союза (далее - ОТП). ОТП в настоящее время регламентируется положениями ст. 131 и 134 Договора о Европейском Сообществе и образует собой базовый компонент всей его внешнеэкономической деятельности. Статья 133 наделяет Сообщество исключительной компетенцией в сфере внешнеторговой политики. Судом ЕС было подтверждено, что все рассмотренные на Уругвайском раунде договоры входят в сферу ОТП, в том числе и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), предметом которого являются и туристские услуги.
Сотрудничество ЕС с третьими странами и международными организациями в сфере туризма осуществляется в рамках международных договоров. Соответствующие международные соглашения ЕС должны быть классифицированы следующим образом:
1. В рамках первой опоры действуют соглашения:
а) заключаемые между Сообществом и третьими странами / международными организациями, в случаях, когда предмет договора полностью входит в компетенцию ЕС;
б) так называемые «смешанные» договоры, заключаемые между действующими совместно с Сообществом и государствами-членами, с одной стороны, а с другой - с третьими странами / международными организациями. «Смешанные соглашения» позволяют Сообществу участвовать в регулировании тех сфер, в которых оно не обладает исключительной компетенцией (в числе которых туризм).
2. Международные договоры, заключаемые в рамках компетенции по второй и третьей опорам. Так, к сфере туризма можно отнести соглашения об упрощении визового режима. Такие соглашения заключаются как от имени ЕС, так и государств-членов, поскольку визовая политика не является исключительной компетенцией ЕС. К этой же группе можно отнести и соглашения об ассоциации, предусмотренные ст. 310 Договора о ЕС. Так, 25 октября 2004 года было подписано Соглашение между Европейским Сообществом, Европейским Союзом и Швейцарской Конфедерацией об ассоциации Швейцарской Конфедерации в имплементации, применении и развитии Шенгенских достижений.
3. Международные договоры,
заключаемые государствами-
Базовыми Договорами ЕС установлено несколько различных процедур заключения международных соглашений. Все международные соглашения ЕС заключаются путем переговоров на основе мандата, предоставленного Советом, и утверждаются решением Совета. Существуют, однако, различия в том, какой институт ведет переговоры от имени ЕС, как Совет голосует по решению относительно заключения международного соглашения, требуется ли одобрение Европарламента и / или национальных парламентов. При заключении международного договора на Комиссию ЕС налагается обязанность вести переговоры (ст. 300 п. 1 Договора о ЕС) на основе консультаций с каким-либо комитетом, созданным Советом для оказания помощи Комиссии.
Так, Сообщество до сих пор
не представлено в ЮНВТО. Думается,
что такое положение