Европейское право в СКС и туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

ЕС занимает особое место в международно-правовом регулировании туризма и играет заметную роль в этом процессе, внося позитивный вклад в его развитие в Европе.
Деятельность Сообщества в сфере туризма с момента его появления и до настоящего времени. Специфика Сообщества, несомненно, оказывает влияние на деятельность ЕС в области туризма. Согласно Римскому договору 1957 г., Сообщество не обладает широкой компетенцией в области туризма. Туризм не является «политикой» Сообщества, однако многие меры, направленные на осуществление других политик.

Вложенные файлы: 1 файл

европейское право в скс и т.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

В деятельности  ВТО, Сообщество действует совместно с государствами-членами в соответствии с заранее согласованной «общей позицией».

Исследование показало, что  наиболее эффективное сотрудничество ЕС в области туризма ведет  с ОЭСР. Участие в ОЭСР выгодно, особенно для тех стран ЕС, которые  не являются членами ОЭСР (Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Кипр, Болгария, Румыния). Такое участие предоставляет  возможность Комиссии ЕС использовать уникальные материалы ОЭСР, в том  числе статистические данные, экспертные оценки, исследования в сфере туризма  для более эффективного регулирования  туризма внутри ЕС.

До последнего времени  правовой основой сотрудничества ЕС и России являлось Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве, подписанное в 1994 году (далее - СПС). 1 декабря 2007 года истек срок действия СПС; в отношениях ЕС-Россия наступил правовой вакуум. В  Сообщении «Обзор отношений ЕС-Россия»  Комиссия ЕС подчеркнула важность сотрудничества с Россией по основным направлениям (экономика, безопасность, права человека). Существует необходимость заключения нового соглашения ЕС-Россия и определение его параметров. Это должно быть рамочное соглашение, в котором были бы зафиксированы цели и принципы сотрудничества, его институционные механизмы, отражены результаты ведущейся работы по созданию четырех «общих пространств». Данный договор должен предусматривать возможность заключения при необходимости секторальных соглашений, в том числе в области туризма.

Что касается соглашений ЕС и государств-членов и РФ в рамках третьей опоры ЕС, важным вопросом является переход к безвизовому  режиму взаимных поездок граждан  России и стран-членов. В этом направлении  были предприняты некоторые шаги. В частности, в 2003 году было подписано  соглашение между правительствами  РФ и ФРГ об облегчении взаимных поездок граждан России и граждан  Германии. В 2004 году были подписаны  соглашения об упрощении визового режима с Италией и Францией. Они предусматривали  упрощенный порядок получения виз  для отдельных категорий граждан

(учащиеся, члены делегаций,  предприниматели). На туристов также  возлагалась обязанность соблюдать  законодательство принимающей страны, в том числе относительно регистрации  (ст. 7 Соглашения между РФ и  Итальянской Республикой). Государства,  в свою очередь, обязались упростить  процедуры регистрации иностранных  граждан. Подписание указанных  соглашений стало важным шагом  на пути к заключению Соглашения  между РФ и ЕС об упрощении  визового режима 2006 года.

Вопросы туризма затрагиваются и в международных договорах, заключаемых государствами ЕС с третьими странами вне рамок «опор ЕС». В их числе двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма, направленные на укрепление связей между туристскими организациями, ассоциациями, предприятиями обеих стран (Соглашение о сотрудничестве в области туризма с Испанией). Государства содействуют выдаче туристских виз гражданам обеих стран (ст. 3 Соглашения с Испанией, ст. 2 Соглашения с Францией). Кроме того, государства стремятся упростить формальности и пограничный контроль по отношению к туристам (ст. 3 Соглашения с Испанией, ст. 4 Соглашения с Италией). В договорах также предусматривается возможность поощрения и поддержка обмена информацией в области туризма, участие туристских ассоциаций в профессиональных туристских выставках, ярмарках (ст. 4-8 Соглашения с Австрией).

На основе анализа существующих форм сотрудничества ЕС и России выделяется и такую группу документов, как «Дорожные карты». «Дорожные карты» - это акты международной конференции. Они включают конкретные действия, необходимые для реализации концепции «общих пространств» ЕС и России (П.Н. Бирюков). На Саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года ЕС и Россия договорились об укреплении сотрудничества путем создания в перспективе четырех «общих пространств» в рамках СПС на основе общих ценностей и интересов. Важное значение для туризма имеет «Дорожная карта по общему пространству свободы, безопасности и правосудия». Ее положения определяют основы свободного и безопасного передвижения по Европе «без разделительных линий».

Принятие «дорожных карт», предусматривающих безопасное передвижение туристов, предупреждение посещения  нежелательных мест, срочную эвакуационную  помощь туристам, - все это говорит  об активизации сотрудничества РФ и  ЕС.

Однако сотрудничество ЕС и России в сфере туризма реализуется  также в рамках программ сотрудничества. Основой для финансирования таких  программ являлся ТАСИС - программа  технического содействия странам СНГ. Однако срок действия ТАСИС истек  в 2006 году. С 1 января 2007 года действует  новое Положение об инструменте  европейского соседства и партнерства (далее - ИЕСП). Сотрудничество заключается  в финансировании проектов. Выбор сферы сотрудничества теперь опирается исключительно на «дорожные карты» в рамках четырех «общих пространств».

Сотрудничество ЕС и РФ идет по пути формирования «общего туристского пространства». Вместе с тем предлагается заключить специальное соглашение ЕС-Россия по туризму.

Швейцария находится в  «сердце» ЕС, но не входит в Европейский  Союз. До последнего времени Швейцария  не участвовала в Шенгенских соглашениях, что значительно усложняло туристские поездки внутри Европы.

 Три этапа сотрудничества ЕС со Швейцарией:

Первый этап охватывает период с 1970-х годов по 1999 год. Его окончание ознаменовалось подписанием первого пакета двусторонних договоров Сообщества и Швейцарии. При этом сотрудничество ограничивалось исключительно торговым оборотом по отдельным видам товаров и не затрагивало сферу туризма.

Второй этап (1999-2004 годы) начался с принятия первого пакета двусторонних соглашений ЕС-Швейцария, в который входили и договоры, представляющие важность для туризма, в частности Соглашения: «О воздушном сообщении», «О грузовых и пассажирских перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом», «О свободе передвижения лиц». Последнее следует рассматривать в качестве наиболее важного договора, косвенно регулирующего сферу туризма.

Третий этап (2004 год - настоящее время) ознаменовался подписанием и осуществлением второго пакета двусторонних соглашений ЕС-Швейцарии. Наряду с секторальными соглашениями было подписано Соглашение об ассоциации Швейцарской Конфедерации в имплементации, применении и развитии Шенгенских достижений. Оно было ратифицировано 1 февраля 2008 года и вступило в силу 1 марта 2008 года.

7  мая 2008 года Федеральным Советом Швейцарии было принято Постановление «О частичном введении в действие Решения Федерального Совета об утверждении и осуществлении двусторонних соглашений между Швейцарией и ЕС об ассоциации с Шенгенскими и Дублинскими достижениями». Решение о присоединении к Шенгенскому соглашению стало важным шагом в создании общего пространства ЕС-Швейцария.

Установлено, что с момента  подписания Соглашения (26 октября 2004 года) в Швейцарии в общей сложности  было принято 52 имплементирующих нормативных  акта. Вносимые изменения касались шести основных направлений: а) биометрических паспортов; б) Пограничного кодекса (поскольку пересматривалась вся схема пограничного контроля); в) Пограничного агентства (FRONTEX) и аварийно-спасательных групп на границе (RABIT); в) Шенгенской информационной системы, в том числе мероприятия по созданию, эксплуатации и использованию второго поколения Шенгенской информационной системы SIS II; г) Рамочного решения об обмене информацией между правоохранительными органами («Шведская инициатива»); д) Фонда внешних границ.

Таким образом, сотрудничество ЕС и Швейцарии развивается поступательно, принимает все более глубокий характер: от режима свободной торговли до создания «общего пространства безопасности». Становится очевидным, что, несмотря на отсутствие двустороннего соглашения в области туризма, сотрудничество ЕС и Швейцарии идет по пути формирования «общего туристского пространства».

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.    Хамова Ю. А. Проблемы регулирования общего рынка туристских услуг в Европейском Сообществе / Ю. А. Хамова // Вестник ВГУ. Серия: Право. - № 1(2). - 2007. - С. 327-332.

2.    Хамова Ю. А. Проблемы реализации Директивы Европейского Совета и Парламента «О комплексных турах, путешествиях и отдыхе» / Ю. А. Хамова // МЖМП - 2007. - № 2. - С. 273-284.

3.     Хамова Ю. А. Правовое регулирование туризма в ЕЭС / Ю. А. Хамова // Международно-правовые чтения. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2006.-Вып. 5.-С. 125-135.

4.  Хамова Ю. А. Проблемы регулирования туризма в рамках Европейского Сообщества / Ю. А. Хамова // Туризм: право и экономика. - № 5. - 2006. - С. 38-41.

5.     Хамова Ю. А. Сотрудничество ЕС и России в области туризма / Ю. А. Хамова // Международно-правовые чтения - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. - Вып. 7. - С. 176-187.

6.     Хамова Ю. А. Сотрудничество в области туризма Европейского Сообщества / Европейского Союза и Швейцарской Конфедерации / Ю. А. Хамова // Евразийский юридический журнал. -2009. -№ 1(8).-С. 17-25.

 


Информация о работе Европейское право в СКС и туризме