Исторические аспекты развития предприятий гостиприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостелы и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1. Индустрия гостеприимства: ее сущность и инфраструктура 4
1.2. История развития индустрии гостеприимства в Европе и Америке 8
1.3. История развития индустрии гостеприимства в России 18
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Общие сведения и организационная структура управления ЗАО гостиница «Селигер»
22
2.2. Структура услуг ЗАО гостиница «Селигер» 26
2.3. Основные финансово – экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер»
34
Заключение 39
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Также важным моментом ценовой политики ЗАО гостиница «Селигер» дающей ей преимущества перед конкурентом является отработанная и эффективная система скидок.

Так, отделом продаж предусматривается предоставление более 3 различных скидок:

- бонусные скидки предоставляются постоянным клиентам – со второго раза начинает действовать 1,5 % скидка, с третьего 3% с четвёртого 5 %.

- привилегированные скидки даются постоянным клиентам, в которых руководство гостиницы заинтересовано.

- сезонные скидки  до 2-3 %.

- групповые (если не менее 5 человек, то каждому скидка 2 %).

Проанализируем в таблице 5 цены трех гостиниц: «Селигер», «Волга» и «Центральная».

Таблица 5 - Сравнительный анализ стоимости гостиничных

 услуг на 2010 г.

 

Наименование услуги

Наименование тверских гостиниц и цены за услугу, в руб.

«Центральная»

«Селигер»

«Волга»

1

Апартаменты

5000

5500

5600

2

Свадебный номер

---

5500

---

3

Двухкомнатный номер люкс класса

3500

4000

4200

4

Семейные номера люкс класса

---

3300

3600

5

Семейный номер-студия класса люкс

---

3600

---

6

Семейный номер улучшенной планировки

---

3000

---

7

Семейные номера стандарт

2100

2400

2500

8

Двухместные номера люкс класса

2800

3300

3500

9

Двухкомнатный двухместный номер

2500

3000

3200

10

Двухместные номера стандарт

2200

2400 и 2900

2600

9

Двухкомнатный двухместный номер

2500

3000

3200

10

Двухместные номера стандарт

2200

2400 и 2900

2600

11

Одноместные номера люкс класса

2300

2400

2500

12

Одноместные номера стандарт

1600

1800

1800

13

Одноместные эконом номера

1080

1500 и 1800

1700

         Средняя цена

2564,4

2900

2885


Анализ таблицы показывает, что цены на услуги ЗАО гостиница «Селигер» средние, по сравнению с гостиницей «Волга», а у гостиницы «Центральная» цены на услуги ниже, в отличие от других двух гостиниц.

2.3. Основные финансово  – экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер»

Основные финансово – экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер» отражены в таблице 6.

Таблица 6 - Основные финансово-экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер» 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Сумма полученных доходов, тыс. руб.

16458,7

18123,2

19568,4

2. Сумма произведенных  расходов, тыс. руб.

14789,1

16892,7

17894,5

3. Налоговая база для  исчисления единого налога, тыс. руб.

 

1669,6

 

1230,5

 

1673,9

4. Ставка единого налога, %

15

15

15

5. Сумма исчисленного  налога, тыс. руб.

250

185

251

6. Ставка минимального  налога, %

1

1

1

7. Сумма минимального  налога, тыс. руб.

165

182

196

8. Сумма уплаченного налога, тыс. руб.

250

185

251

9. Чистая прибыль, тыс. руб.

1419,6

1045,5

1422,9

10. Коэффициент загрузки

52

56

60

11. Стоимость основных  средств, тыс. руб.

58154

65897

68000

12. Удельный вес основных  фондов непроизводственного назначения, %

 

-

 

-

 

-

13.  Удельный вес фонда  материального поощрения в объеме чистой прибыли, тыс. руб.

 

230,0

 

300,0

 

350,0

14. Среднесписочная численность  работающих за отчетный период, чел.

 

35

 

38

 

40

15. Численность персонала  на конец отчетного периода, чел.

 

33

 

36

 

38

16. Численность персонала  на конец отчетного периода, чел.

 

37

 

40

 

42

17. Коэффициент оборота  по приему, %

5

7

7

18. Коэффициент оборота  по выбытию, %

6

5

7

19. Коэффициент текучести  кадров, %

12

15

14

20. Коэффициент по постоянства  кадров, %

0,8

0,7

0,9

21. Коэффициент постоянства  кадров, %

60

58

64

22. Средний возраст работающих

32

36

42

23. Общие затраты на  персонал, тыс. руб.

6571

7894

8750

24. Удельный вес затрат  на персонал в общих расходах  организаций, %

44

46

28

25. Удельный вес затрат  на персонал в объеме реализации, %

 

39

 

43

 

44

26.  Затраты в расчете на 1 работника, тыс. руб.

 

187,5

 

207,3

 

218,75

27. Затраты в расчете  на 1 час отработанного времени

 

-

 

-

 

-

28. Расходы на оплату  труда, тыс. руб.

3697,3

4376,5

4831,5

29. Удельный вес расходов  на оплату труда в объеме  реализации, %

 

22,5

 

24,2

 

24,7

30. Удельный вес расходов  на оплату труда в общих  расходах организаций, %

 

25

 

25,9

 

26,9

31. Среднегодовая заработная  плата одного работника, тыс.руб.

 

105,6

 

115,2

 

120,7

32. Среднемесячная заработная  плата на одного работника, тыс. руб.

 

105,6

 

115,2

 

120,7

33.  Производительность  труда в стоимостном выражении, тыс. руб.

 

470,3

 

476,9

 

489,2

34.  Производительность  в натуральных измерителях

-

-

-

35. Обьем чистой прибыли  в расчете на одного работника, тыс. руб.

 

40,56

 

27,52

 

35,57

36. Обьем  выручки от реализации на один рубль расходов на оплату труда, руб.

 

1,1128

 

1,0728

 

1,0935

37. Обьем чистой прибыли  на один рубль расходов на оплату труда, руб.

 

0,0959

 

0,0619

 

0,0795


Динамика финансово – экономических показателей деятельности ЗАО гостиница «Селигер» 2008 – 2010 гг. отражена в таблице 7.

Таблица 7 - Динамика финансово-экономических показателей деятельности ЗАО гостиница «Селигер» 2008 – 2010 гг.

 

Показатели

 

2009 / 2008 гг.

 

2010 / 2009 гг.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1. Сумма полученных доходов, тыс. руб.

1664,5

10,1

1445,2

7,9

2. Сумма произведенных  расходов, тыс. руб.

2103,6

14,2

1001,8

5,9

3. Налоговая база для  исчисления единого налога, тыс. руб.

- 439,1

- 26,3

443,4

3,6

4. Ставка единого налога, %

-

0

-

0

5. Сумма исчисленного налога, тыс. руб.

- 65

- 26

66

35,6

6. Ставка минимального  налога, %

-

0

-

0

7. Сумма минимального  налога, тыс. руб.

17

10,3

14

7,6

8. Сумма уплаченного налога, тыс. руб.

- 65

-26

66

35,6

9. Чистая прибыль, тыс. руб.

- 374,1

- 26,4

377,4

36

10. Коэффициент загрузки

-

7,7

-

7,1

11. Стоимость основных  средств, тыс. руб.

7743

13,3

2103

3,1

12. Удельный вес основных  фондов непроизводственного назначения, %

-

-

-

-

13.  Удельный вес фонда  материального поощрения в объеме  чистой прибыли, тыс. руб.

70000

30,4

50000

16,6

14. Среднесписочная численность  работающих за отчетный период, чел.

-

-

-

-

15. Численность персонала  на конец отчетного периода, чел.

-

-

-

-

16. Численность персонала  на конец отчетногопериода, чел.

-

-

-

-

17. Коэффициент оборота по приему, %

-

40

-

0

18. Коэффициент оборота  по выбытию, %

-

116

-

- 46

19. Коэффициент текучести  кадров, %

-

- 40

-

33

20. Коэффициент по постоянства  кадров, %

-

8

-

1,5

21. Коэффициент постоянства  кадров, %

-

-3,4

-

10

22. Средний возраст работающих

-

-

-

-

23. Общие затраты на  персонал, тыс. руб.

1323

20,1

856

10,8

24. Удельный вес затрат  на персонал в общих расходах организаций, %

-

4,5

-

4,3

25. Удельный вес затрат  на персонал в объеме реализации, %

-

10,2

-

2,3

26.  Затраты в расчете  на 1 работника, тыс. руб.

19,98

10,6

11,02

5,3

27. Затраты в расчете  на 1 час отработанного времени

-

-

-

-

28. Расходы на оплату  труда, тыс. руб.

679,2

18,3

455

10,3

29. Удельный вес расходов  на оплату труда в объеме реализации, %

-

7,5

-

2,06

30. Удельный вес расходов на оплату труда в общих  расходах организаций, %

-

3,6

-

3,9

31. Среднегодовая заработная  плата одного работника, тыс. руб.

9,6

9

5,5

4,7

32. Среднемесячная заработная  плата на одного работника, тыс. руб.

9,6

9

5,5

4,7

33. Производительность труда в стоимостном выражении, тыс. руб.

6,6

1,4

12,3

2,5

34. Производительность в  натуральных измерителях

-

-

-

-

35. Обьем чистой прибыли  в расчете на одного работника, тыс. руб.

-13,04

- 32,2

8,05

29,2

36. Обьем  выручки от  реализации на один рубль расходов на оплату труда, руб.

- 0,04

- 3,6

0,0207

1,9

37. Обьем чистой прибыли  на один рубль расходов на  оплату труда, руб.

- 0,034

- 35,5

0,0176

28,4


Анализ таблицы показывает, что сумма полученных доходов по соотношению 2009/2008 гг. увеличилась на 10 %, а по соотношению 2010/2009 гг. уменьшилась на 7,9 %.

Сумма произведенных  доходов по соотношению 2009/2008 гг. увеличились на 14,2%, а в соотношении 2010/2009 гг. уменьшилась на 5,9 %.

Чистая прибыль в соотношении 2009/2008 уменьшилась на – 26,4 %, а в соотношении 2010/2009 гг. возросла на 36 %.

Объём чистой прибыли в расчете на одного работника по соотношению 2009/2008 гг. увеличилась на 13,06 тыс. руб., а по соотношению 2010/2009 гг. уменьшилась на 8,05 тыс. руб.

 

Заключение

Индустрия гостеприимства охватывает множество областей деятельности разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей. Индустрия гостеприимства включает в себя следующие сегменты: предприятия питания, размещения, транспорт, отдых и развлечения. Туризм тесно связан с индустрией гостеприимства, но еще включает предприятия турагентские и туроператорские. Поэтому индустрия гостеприимства и туризм взаимодействуют друг с другом, неотделимы друг от друга.

История туризма насчитывает не одну тысячу лет и непосредственно связана с историей развития западной цивилизации. География и основные цели путешествий, состояние инфраструктуры, обслуживающей туризм, — все это определялось основными этапами истории развития общества. В свою очередь, эволюция предприятий индустрии гостеприимства, прежде всего гостиниц и предприятий питания, повторяет основные этапы становления туризма.

Упоминания о первых предприятиях индустрии гостеприимства встречаются в античных манускриптах, один из которых связан с древневосточной цивилизацией — кодекс царя Вавилонии Хаммурапи, написанный примерно в 1700 г. до н. э. (в котором определялись различные правила, например, за что хозяин таверны может быть наказан).

Одним из первых видов туризма были путешествия, связанные с развитием торговли и обмена, прежде всего в Азии и на Ближнем Востоке. Именно деловой туризм явился первопричиной появления предприятий гостеприимства на территории тех регионов, где проходили крупнейшие торговые пути. Вдоль этих путей создавались караван-сараи: специальные пункты для людей, а также загоны для верблюдов и лошадей, служащие для постояльцев защитой не только от непогоды, но и от грабителей.

Гостиничная индустрия Европы развивалась, во-первых, благодаря изменениям в менталитете общества и социально-экономическим преобразованиям, во-вторых, вследствие технического прогресса: в гостиницах появились технические новинки (стали использоваться новые материалы и технологии строительства, средства связи и т. д.).

Гостиничное хозяйство США развивалось более динамично, чем европейское. И если к 1950-м гг. основные характеристики моделей развития гостиничной индустрии не отличались, то дальнейшие пути развития гостиничного и ресторанного менеджмента позволили американской индустрии гостеприимства занять лидирующее положение в мире, в основном за счет стандартизации предложения, обусловившего распространение гостиничных цепей и ресторанных сетей (истории развития некоторых из них приведены в приложениях I, II) и использование понятия «торговая марка».

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.

После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.

Годы второй и третьей пятилеток характеризуются развитием строительства вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования, как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера.

Интенсивно развивалось гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению XXII Олимпийских Игр. В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц.

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.

 

Список литературы:

 

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.

2. Кабушкин, Н.И.,  Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. Пособие. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 216 с.

3. Кусков А. С. Гостиничное дело. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 328 с.

4. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 152 с.

5. Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М.: Герда, 2002. – 356 с.

6. Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. – СПб.: Питер, 2004. – 144 с.

Информация о работе Исторические аспекты развития предприятий гостиприимства