История развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение истории развития туризма в России, анализ истории туризма, обоснование перспектив в дальнейшем развитие туризма в нашей стране.
Исходя из цели, появляются следующие задачи, которые необходимо решить:
1. Изучить историю развития туризма в России.
2. Проанализировать развитие туризма в современной России.
3. Проанализировать перспективный потенциал в развитие туризма в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовой вариант курсовой.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

Организацией туристско-экскурсионной работы со школьниками занимается Центральная детская экскурсионно-туристическая организация, созданная в 1918 году и преобразованная в 1932 году.

В этот период все заметнее становилось  несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой, туристское движение охватывало широкие слои населения, очень сильно ощущался дефицит специалистов по туризму12.

К этому времени в национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных направления:

а) туристско-экскурсионные поездки  и путешествия по плановым маршрутам;

б) самодеятельный туризм.

В 1936 г. на втором этапе развития туризма в России происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедряются новые организационные формы управления. 17.01.1936 г. ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ)13.

В годы Великой Отечественной войны  туристско-экскурсионная деятельность была полностью прекращена. Вместе с восстановлением разрушенного народного хозяйства восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако процесс этот шел очень медленно и противоречиво. Причиной являлось то, что господствовал остаточный принцип финансирования социальной сферы.

В 1958 году ЦК ВЛКСМ создает свою туристскую организацию – Бюро международного молодежного туризма, «Спутник» для организации поездок советской молодежи за рубеж и зарубежной молодежи в СССР.

На базе ТЭУ в 1962 г. создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране. Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.

Началась активизация туристической деятельности. Во всех союзных республиках были организованы Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты. Всесоюзные и местные маршруты охватывали всю страну. Более 50% всесоюзных плановых туристских маршрутов было проложено в пяти регионах Советского Союза: Кавказ, Закавказье, Крым, Черноморское побережье Кавказа. Но география маршрутов расширялась. Особое развитие получают активные способы передвижения: пешеходные, лыжные, водные. Были организованы всесоюзные маршруты для автотуристов, т.к. реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.

К этому времени в стране сложились  пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный  туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений)14.

Исследование краев, областей, республик, определение туристско-экскурсионных возможностей и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах явились важным направлением деятельности в начале 80-х годов. В 1981 г. Центральные туристские курсы были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.

Данный период развития туризма  в стране характеризуется преимущественно  экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими  изменениями в структуре управления. Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР». Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.

Социальный туризм дотировался. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами15. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20-е место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации.

В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло  перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.

В этот период более высокими темпами  развивался въездной туризм в бывший СССР, чем в целом по миру. Среднегодовые темпы роста за рассматриваемый период составили 5,8%. В 1970 году число прибытий иностранных граждан равнялось 2,1 млн. В то же время темпы роста валютных поступлений были несколько ниже общемировых: в среднем 13,6% в год. В 1970 году доходы составили 0,1 млрд. инвалютных рублей или 204,5 млн. долл. США (в пересчете по официальному курсу 1 долл. = 0,65 руб.)16

Таким образом, предыстория российского туризма отсчитывается еще с древности. Периодизацию истории развития туризма  в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, но необходимо выделить в этих периодах некоторые этапы и подэтапы, учитывая специфику развития экономики России.

Истоки русских путешествий начинаются с 1041 года, когда киевский князь Ярослав Мудрый совершил первое путешествие. С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью.

Началом организованного туризма  многие считают тур, устроенный В. Геншем, в декабре 1777 г. Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры».В XIX-XX вв. в России выделяют пять этапов развития туризма.

В истории развития туризма нет  плавного течения. Дважды, в начале и в конце   ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

По объему реализации туристских услуг  бывший СССР занимал 20-е место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации. В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг.

ГЛАВА 2. ТУРИЗМ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

2.1 Современное развитие туризма

Современное развитие туризма в  России характеризуется настолько  глубокими и противоречивыми  переменами в его организационной  структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и  качественных параметров отрасли, что  это до сих пор не позволяет  дать однозначную оценку произошедшим изменениям17. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее показателей обслуживания населения и объемов туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы роста строительства в крупных туристских центрах, причем строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение числа выездов россиян в заграничные путешествия, рост числа туристских фирм по всей территории России.

Нельзя отрицать того, что достигнутые  результаты на гигантском туристском российском рынке являются недостаточными. Если доля туризма в валютном национальном продукте большинства развитых стран мира составляет от 5 до 10%, а в странах, имеющих активную туристскую ориентацию, этот показатель достигает 15% и более, то в Российской Федерации он в настоящее время находится на уровне менее чем 0,01%18. Постоянно возрастает роль поступлений от туризма во внешнеторговом балансе многих стран, достигая часто 30% и более от объема экспорта. Этот показатель свидетельствует о недостаточных масштабах развития туризма в стране, слабости материально-технической базы, очень низком уровне внедрения туризма в социальную сферу жизни людей. Это также говорит о незначительном внимании государства к проблемам состояния отрасли на протяжении долгого период развития страны. Подобная ситуация совершенно не отвечала потенциальным возможностям России как страны с уникальными и богатейшими туристскими ресурсами. Она не соответствовала требованиям социально-экономического развития и проведения сбалансированной социальной политики, направленной на выход из кризиса и учет запросов различных социальных групп населения. Она не отвечала и реалиям развития России как государства, активно вступающего в мировой рынок в качестве партнера ведущих стран мирового экономического сообщества.

Современное самостоятельное развитие туристской отрасли в России без  серьезной государственной поддержки  привело к выживанию преимущественно  коммерческих форм и видов туризма. В этих условиях социальный туризм как явление практически перестал существовать19. Подобная ситуация имеет массу негативных социальных моментов и, прежде всего, она крайне резко увеличивает общую социальную напряженность в обществе. Рост доходов населения не поспевает не только за ростом стоимости услуг в сфере туризма, но и за ростом стоимости многих других элементов, характеризующих жизненный уровень населения.

Поэтому представляют интерес предложения, сделанные в ежегодном докладе  о состоянии и проблемах развития туризма в России, в котором  отмечается, что современное развитие социального туризма в России предполагает несколько направлений20, ориентированных на его развитие:

- создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма;

- разработка методик и формирование программ различных видов социального туризма, учет зарубежного опыта в этой сфере и налаживании связей с зарубежными партнерами, специализирующимися на социальном туризме;

- принятие нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную и налоговую помощь туристским предприятиям, оказывающим услуги в сфере социального туризма.

Следует отметить, что именно кризисное состояние общества как никогда раньше требует особого внимания к развитию социального туризма. Массовое привлечение к туристскому отдыху граждан будет способствовать снижению социальной напряженности, большему удовлетворению культурно-просветительных потребностей, сохранению здоровья и работоспособности.

Именно через социальный туризм возможно вовлечение в туристский рынок  все большего числа граждан страны и становление туризма как  действительно массового явления  новой рыночной экономики. Эффект от развития социального туризма несомненно превосходит ожидаемые финансовые затраты на его становление и  может быть достигнут уже в  ближайшие годы. Вместе с тем российский турбизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптируется к рыночным условиям. Уже сегодня в нашей стране действуют тысячи отечественных и сотни иностранных туристских предприятий. Однако далеко не все вопросы взаимоотношений между потребителями, туристскими предприятиями и государством в достаточной мере урегулированы.

Существуют также проблемы финансирования индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами, несоответствие материальной базы туризма международным  стандартам, дефицит квалифицированных  кадров в этой сфере и другие. В связи с этим была разработана и 26 февраля 1996 г. принята Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», которая определяет пути выхода из создавшегося положения, позволяет создать инструменты государственного регулирования и наметить основные направления развития туристской отрасли в целом21.

Как отмечается во введении к Программе  становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, как основной цели, связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации  и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий  для развития различных видов  внутреннего и въездного туризма, интеграция России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.

Решение поставленных задач будет  осуществляться в два этапа и  за счет, во-первых, реализации системы  программных мероприятий, во-вторых, развития материальной базы туризма (средств  размещения и инфраструктуры)22.

Информация о работе История развития туризма в России