История становления туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. История развития и становление экскурсионной деятельности:
2.1. Становление экскурсионного дела в Российской империи……...4
2.2. Экскурсионные комиссии, бюро
Комитеты…………………………………………………………….7
2.3. Экскурсионное дело в учебных
Заведениях……………………………………………………….....8
2.4. Экскурсии в годы советской
Власти………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………….....15
Список использованной литературы……………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

ekskurciya.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись, летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Определённую роль в развитии ученических  экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные  экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км, предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная  работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую  базу. К концу 1900-х годов в различных  периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались  попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении  явилась увидевшая свет в 1910 г. книга  “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища  под редакцией Б.Е.Райкова. В ней  впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики  и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве,  “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других  постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий  в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Журнал  “Русский эмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все  они группировались в восемь типов:

    1. Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.
    2. Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.
    3. Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.
    4. Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.
    5. Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.
    6. Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.
    7. Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города – сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям – вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии  поручалось сделать доклады об увиденном.
    8. Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе. 

Приведённая экскурсионная классификация – это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий  и путешествий. Резко сократилось  количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

С 1915-1917 г.г.  при пересмотре учебных  планов и программ была подписана  новая программа  для высших начальных  школ, в которой указывалось, что  для каждого класса должны быть разработаны  план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы.  Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьёзным препятствием при организации  экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий,   различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

С развитием экскурсионного дела рос  и интерес к освоению методов  экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественноисторическими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. ЭКСКУРСИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

Свершившаяся Великая Октябрьская  социалистическая революция внесла коренные изменения во все стороны жизни России. Забота о воспитании подрастающего поколения потребовала серьёзных коррекций  и в программе школ. Была поставлена задача, привнести в школьное обучение активную умственную работу, базирующуюся на личных практических навыках. В связи с этим в единой трудовой школе важное место отводилось практическим занятиям и экскурсиям.

Учителя оказались неподготовленными  к немедленному решению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учить новым методам преподавания педагогов, и организовывать эффективные  практические занятия и экскурсии с учащимися.

Профессору И.И.Полянскому предложили организовать для учителей Северной  области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.

Дальнейшие усилия по привнесению  экскурсионного метода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции, задача которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако она прежде всего начала создавать загородные естественноисторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.

Через год после начала экскурсионной  кампании (01.01.1920 г.) было утверждено “Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения”, в котором  уточнялись задачи экскурсионных станций: “Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами, как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвящённые экскурсионному делу книги, журналы и т.п.”.

В 1922 г. работа экскурсионных станций в значительной степени нарушилась из-за  сложного экономического положения в стране. Были резко сокращены штаты, как экскурсионной секции, так и экскурсионных станций в связи с общим сокращением по всем правительственным учреждениям. В дальнейшем экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили своё существование.

В начале 20-х гг. стали проводиться  конференции по вопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая  база широко развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.

Также в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских  учреждения: Центральный музейно-экскурсионный  институт в Москве; экскурсионный  отдел Институте методов внешкольной  работы; научно-исследовательский экскурсионный институт в Петрограде. Цели организаций были следующими:

    • изучение экскурсоведения  (теоретические и практические основы);
    • обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере (просветительских организаций, школ и др.);
    • проведение лекций по экскурсионной тематике, систематических курсов по привлечению  к экскурсионному делу более широких кругов общественности;
    • организация конференций и съездов по теоретическим и практическим вопросам.

Научно-исследовательские организации, созданные в 1921 г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.

В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет  Профессиональных Союзов создал  Туристко-экскурсионное  управление ВЦСПС, которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма.  С самого начала ТЭУ было ориентировано только на развитие и совершенствование  плановых туристских маршрутов. Это послужило толчком к изменению устава ТЭУ. В новой его редакции обратили внимание на создание при общественных организациях и учебных заведениях секций по туризму,  на организацию путешествий и экскурсий  во время отпусков трудящихся и в выходные дни.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послевоенное время, в первую очередь, было связано с восстановлением разрушенного хозяйства: создание материально-технической базы, новых организаций и секций, издание периодики и т.п.

Развитие туризма и экскурсионной  деятельности постепенно приобретало  массовый характер. В постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС ставились общие задачи: развитие туризма и экскурсий в целом и обеспечение массового развития туризма и экскурсий среди трудящихся и молодёжи, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионных учреждений, повышение квалификации кадров для этих организаций и, следовательно, открытие курсов повышения квалификации туристско-экскурсионных работников,  превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения, повышение качества обслуживания, создание советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий, использование экскурсий в целях трудового, нравственного и культурного воспитания и другие задачи.

Главной задачей  Центральный совет  по туризму и экскурсиям ставил перед  собой такую: “Обеспечение дальнейшего развития массовости туризма  экскурсий как наиболее популярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советских людей, повышения их работоспособности и производительности труда, формирования высоких нравственных качеств”.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История становления экскурсионной  деятельности насчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития.

Путь развития экскурсии шёл  по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные,  практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.

Затем перед ней стали научные  задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

Стремление улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной  превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в  учебных заведениях России.

Постепенно экскурсия  превратилась в один  из видов культурно-просветительской   работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

В настоящее время экскурсия  – это методически продуманный  показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.),  форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Подводя итоги рассмотрения исторического  развития туризма и сервисной  деятельности, можно сделать вывод  о том, что все основные направления этой столь разнообразной сферы нашли свое развитие в наше время.

Изучив материалы этого раздела, Вы получили новые сведения о  том, что:

 

  • путешествия - это неотъемлемая  составляющая жизни человека и человечества, как в древности, так и сегодня;
  • первые путешественники, такие как ,Геродот, Страбон, не только описали свои путешествия ,но и это самое главное, показали  как увлекателен, сложен, опасен и все таки прекрасен сам процесс путешествия ;
  • путешественник не только стремиться получить новые впечатления в процессе путешествия, но осуществлять путешествия в предельно комфортных условиях, что, в свою очередь, приводит  к возникновению сферы сервисного обслуживания путешествующих.

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

Информация о работе История становления туризма