Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 15:17, лекция
Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита — древнегреческим атомистом Эпикуром (341–270 г. до н. э.). «Надо принять во внимание, — писал он, — что желания бывают одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни».
(реагирует на стимулы, продуцируемые
проактором).
В-пятых, различаются процессуальная
активность, модальные потребности и эффектные
потребности. Американские психологи,
традиционно обращающие внимание на то,
что функционально и полезно, постоянно
выделяли эффектные потребности — потребности,
направленные на определенное желательное
состояние или результат. Меррей же настаивал
на равной значимости процессуальной
активности и модальных потребностей
— тенденций к осуществлению определенных
актов ради самого осуществления. Беспорядочное,
некоординированное, нефункциональное
действие различных процессов (зрение,
слух, мышление, речь и т.д.), возникающее
с рождения, называется процессуальной
активностью. Это — «чистое функциональное
удовольствие», делание ради делания.
Модальные же потребности предполагают,
что нечто осуществляется на определенном
уровне качества и совершенства. Это все
еще активность, к которой стремятся и
которая приносит радость, но доставляет
истинное удовлетворение лишь тогда, когда
выполняется на определенном — высоком
— уровне.
Взаимоотношение потребностей очевидно, что не полностью изолированы друг от друга, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Меррей принимает положение о том, что существует иерархия потребностей, при которой определенные тенденции занимают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребностям, которые, «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой», используется понятие доминирования. Так, в ситуации, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминирующая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет действующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании личности Меррей обычно рассматривал конфликт, в который включены потребности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сферах, например, автономия против уступчивости, достижение против удовольствия. В определенных обстоятельствах посредством единой линии поведения может быть удовлетворено множество потребностей. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном и том же поведении, Меррей говорит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации.
Субсидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой: например, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении. Во всех случаях, когда действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворения другой, мы называем ее субсидирующей другую. Отслеживание звеньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доминирующих основных мотивов индивида. Мы исследовали то, как Меррей представляет мотивацию индивида. Однако эти личные мотивы тесно связаны с событиями, происходящими вне индивида, и нам предстоит рассмотреть то, как эти важнейшие события среды представляет Меррей. Потребность всегда предполагает возникновение некоторого итогового состояния, т.е. ценности, которая должна учитываться при анализе мотивации того или иного поведения. Ценности и соответствующие блага по Г. Меррею составляют благополучие.
Подобный подход в структурном анализе человеческих потребностей можно проследить у С.С. Корнеенкова, который подразделяет потребности следующим образом:
по генезису:
А) врожденные (сексуальные, потребности в пище, питье, продолжении рода, в защите, в свободе, в исследовании и т.д.)
Б) социально-приобретенные (культурные, эстетические, нравственные и т.д.)
по разумности:
А) разумные (способствующие добру и созиданию);
Б) неразумные (ведущие к разрушению, болезням, ненависти);
по территориальному признаку:
А) глобальные;
Б) региональные;
В) местные;
по времени удовлетворения:
А) текущие;
Б) ближайшие;
В) перспективные;
по социальному характеру:
А) прогрессивные и реакционные;
Б) главные и второстепенные;
В) исторически преходящие и устойчивые.
Можно выделять потребности мужские и женские, детей и взрослых, здоровых и больных людей, экстравертов и интровертов и т.д. Но исходным положением для своей классификации Корнеенков выбирает составляющие человека модусы:
индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность или же тримерию: телесное, душевное, духовное бытие.
Предложенное подразделение потребностей построено на положении о том, что человек является мерой всех вещей и причиной, порождающей всевозможные потребности. Человек имеет тело животного, но он может выйти из-под влияния потребностей своего животного существа, животной души благодаря свободной воле и духовному началу.
Человек – существо разумное, наделенное индивидуальностью и самосознанием, которые регулируют его поведение. В зависимости от степени развития сознания акцент волевых усилий человека смещается в сторону развития и удовлетворения высших потребностей, что в свою очередь гармонизирует потребности земного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы расклассифицировать все потребности, их нужно разложить по группам. На сегодняшний день существует множество классификаций потребностей. В зависимости от того, в какой научной сфере они рассматриваются, производят классификацию потребностей по различным признакам: потребности индивидуальные и групповые, материальные и духовные, труда и отдыха и пр. На сегодняшний день существует множество видов туризма. В данной работе мною рассмотрено лишь один вид туризма, а именно культурный.
Их преимущество и ограничение ". В процессе выполнения работы была достигнута, поставленная во введении, цель – " раскрыть тему в полной мере, проанализировать различные типы классификации потребностей, выявить их преимущества и ограничения ".
В соответствии с целью были достигнуты и выполнены поставленные задачи:
1. Изучить теоретическое понятие «потребности», а также разные типы классификации потребностей; Понятие «потребность» было изучено, разные типы классификаций потребностей были раскрыты полностью в соответствии с темой работы.
2. Проанализировать разные типы классификации потребностей; Данная задача была выполнена мною в полной мере, типы потребностей были проанализированы.
Делая вывод из всей курсовой работы я хотела бы сказать, что по мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Было бы заманчивым распределить все потребности по группам, в соответствии с которыми выделить в обществе социальные классы и группы, организовать материальное производство с целью удовлетворения всех потребностей людей. Но ближайшее ознакомление с природой человеческих потребностей, с их неустойчивостью и чрезвычайной подвижностью убеждает нас в иллюзорности такой попытки.
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные.
Одни основания у экономистов,
другие - у психологов,
третьи - у социологов.
В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления.
Список литературы:
Информация о работе Классификация потребностей по С.С. Корниенкову и Г. Меррею