Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 12:16, доклад
В настоящее время экскурсии классифицируются:
1. По содержанию.
2. По составу и количеству участников.
3. По месту проведения.
4. По способу передвижения.
5. По продолжительности.
6. По форме проведения.
7. Экскурсия, как форма учебной работы.
8. Экскурсии для детей.
В настоящее время экскурсии
классифицируются:
1. По содержанию.
2. По составу и количеству участников.
3. По месту проведения.
4. По способу передвижения.
5. По продолжительности.
6. По форме проведения.
7. Экскурсия, как форма учебной работы.
8. Экскурсии для детей.
По содержанию экскурсии подразделяются на
обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные.
В них используется исторический и современный
материал. Строится такая экскурсия на
показе самых различных объектов (памятников
истории и культуры, зданий и сооружений,
природных объектов, мест знаменитых событий,
элементов благоустройства города, промышленных
и сельскохозяйственных предприятий и
т.д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего, по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются
на исторические, производственные, природоведческие
(экологические), искусствоведческие,
литературные, архитектурно-
По своему содержанию исторические экскур
– историко-краеведческие;
– археологические;
– этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
– военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;
– историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
– экскурсии в исторические музеи.
Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
– производственно-
– производственно-
– производственно-технические;
– профессионально-
Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
– историко-театральные;
– историко-музыкальные;
– по народным художественным промыслам;
– по местам жизни и деятельности деятелей;
– в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д.;
– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы;
– литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
– экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
– экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
– экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
– экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
– экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
– экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются следующим образом:
По количеству участников - групповые и индивидуальные.
По составу участников, существует три вида классификации:
Первый вид классификации. Её сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых данным экскурсионным учреждением, делятся на определенные группы не по профессиональному признаку, образованию или возрасту, а в зависимости от отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой экскурсии, как форму отдыха. Этот вид классификации охватывает три основные вида экскурсантов.
Первая. В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, искусстве, архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники экскурсий. В эту группу входят люди самые различные по уровню дохода, образованию, возрасту. Но все они сходны в одном, в своем желании получать здания и их привлекают любые темы экскурсии.
Вторая категория. Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, как тип «уточните мою точку зрения». Таких экскурсантов в отличие от первой группы интересуют не экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения экскурсионной тематики.
Третья категория. К ней относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать. Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами показа, становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии.
Второй вид классификации. Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам.
Первый признак - разделения экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по методике изложения материала, по содержанию.
Второй признак - род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу классификации экскурсий ведет к созданию отдельных групп для людей разных профессий, рабочих, учителей и врачей, среднего класса, чиновников, и др. Для проведения экскурсий для подобных групп учитываются профессиональные интересы каждой из групп.
Классификации по этому признаку оказывают существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии для различных групп вносятся определенные изменения. Изменяется так же методика их проведения, если данная тема раскрывается раздельно для групп взрослых и детей.
Классификация этого вида требует серьезной специализации экскурсоводов.
Третий вид классификации. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их образовательной подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию экскурсии, служит основной для изложения материалов различной степени сложности.
Главное отличие экскурсий для различных аудиторий такой классификации экскурсантов - это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. По мере возрастания знаний у аудитории возрастает сложность самой экскурсии, иным становится показ экскурсионных объектов - памятников истории и культуры, иначе анализируются отдельные детали, углубляется излагаемый материал.
По месту проведения экскурсии бывают:
-городские;
-загородные;
-производственные (посещение различных промышленных предприятий, фабрик и т.д.);
-музейные;
-комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Пешеходные экскурсии имеют характерные особенности: они охватывают большую территорию, объекты показа расположенные недалеко друг от друга, темп экскурсии медленный, экскурсовод делает больше пауз. Особенно важно для пешеходных экскурсий определить точки осмотра. Так же экскурсоводу необходимо учитывать уровень физической подготовки экскурсантов, чтобы никто не отставал, не устал, но при этом экскурсию не стоит превращать, а обычную прогулку с преобладанием элементов пассивного отдыха: длительным сидением на скамейках, бревнах, пнях, бесцельных хождения по лесу, парку.
Транспортные
экскурсии (в подавляющем большинстве
автобусные) состоят из двух частей: анализа
экскурсионных объектов (например, памятников
истории и культуры) на остановках и рассказа
в пути между объектами, связанного с характеристикой
памятников и памятных мест, мимо которых
следует группа. Некоторые экскурсионные
учреждения используют для проведения
экскурсий троллейбусы, трамваи, речные
и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
По продолжительности
экскурсии могут условно подразделяться
на:
- долгосрочные ( от 10 часов до суток), например загородные экскурсии;
- среднесрочные, составляют от 5 до 8 часов;
- краткосрочные экскурсии, от 45 мин до 5 часов.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4
дней) называют маршрутом выходного дня,
в них может быть предусмотрено несколько
экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;
– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
– экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
– экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
– экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;
– экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
– пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
– показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;
– рекламная экскурсия
Экскурсии для детской аудитории делятся на две группы - школьные и внешкольные. Отличаются они друг от друга по своим задачам, тематике, содержанию и методике проведения. Школьные экскурсии имеют три вида: урочные, проводимые в учебное время; внеурочные, проводимые до или после занятий в классе, и внеклассные - факультативные. Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их содержание связанно с учебной программой соответствующего класса школы. Ведут эти экскурсии педагоги общеобразовательных школ в соответствии с планом работы по своему предмету. В отличие от обычных экскурсий для детей проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, учитель выставляет в классный журнал. Основная цель школьных экскурсий - углубленное изучение школьной программы.