Контрольная работа по "Туризму в России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:53, контрольная работа

Краткое описание

История туризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

Вложенные файлы: 1 файл

туризм1.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ  ТУРИЗМА

 

 

 

История туризма  – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне  однородных этапов в его развитии.

 

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:

 

1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.

 

а) туризм в древности;

 

б) туризм во времена средневековья  и Возрождения;

 

в) туризм в XVII и XVIII вв.

 

2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение  специализированный предприятий  по производству туристских услуг.

 

3. Туризм начала XX вв. –  до второй мировой войны –  начало становления социального  туризма

 

4. Туризм после второй  мировой войны – современный  этап - массовый туризм, формирование  туристской индустрии как межотраслевого  комплекса по производству товаров  и услуг для туризма.

 

2. ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  МИРОВОГО ТУРИЗМА.

 

Предыстория туризма –  период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными  мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

 

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда  поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного  рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем  Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии  до н.э. В последующем времени  туристские поездки египтян связывались  с путешествиями к городам, искусственным  озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега  и питания, которые появились  только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника  доходов.

 

Значение дорожной сети оценили  только персы, которые на территории своей страны развили систему  коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные римские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

 

Расцвет античного туризма  был связан главным образом с  древней Грецией и Римом. В  этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто  предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки – из-за слабого  развития дорожной сети – совершали  их главным образом морским путем.

 

Массовый характер в те времена носили и путешествия  в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.

 

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились  объекты наподобие современных  санаториев, а лечебные места славились  большим комфортом услуг и  разнообразием развлечений. Кроме  мест лечения римляне охотно проводили  время в горах и у моря. Уже  в древнем Риме отмечается  двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

 

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых  государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

 

Наряду с путешествиями  в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического  характера, особенно предпринимаемых  официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с  этим организация университетов  привели, начиная с XIII в., к появлению  в Европе путешествий студентов.

 

Миграции, связанные с  религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство  в общей структуре туристского  движения в период от позднего средневековья  до современной истории.

 

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая  охватывала людей, путешествующих с  целью познания, лечения либо отдыха.

 

Зарождение туризма, как  социального явления относится  к концу XVII – началу XVIII вв., когда  учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к  современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

 

 

Первую в мире туристическую  компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение. Одними из первых объединились в Лондоне в 1857 г. любители горных путешествий. Они создали «Альпийский клуб». В 60-е годы XIX столетия подобные клубы создаются в ряде стран Европы и Америки.

 

3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В РОССИИ

 

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Историю развития туризма  в России вполне можно  соотнести с периодизацией истории  мирового туризма, добавив к этому  деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

 

Первый этап – предыстория  российского туризма.

 

Географическое положение  России, расположенной в центре пересечения  торговых путей между Западом  и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные  связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись  за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия  к святым местам.

 

Началом организованного  туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.

 

Молодые дворяне могли  совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с  искусством этих стран и постановкой  фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

 

Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

 

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

 

К концу XVII в. относится появление  в России первых путеводителей, интерес  к которым указывает на то, что  путешествия, особенно в столицы  – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных  граждан России.

 

Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским  помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать  туристским.

 

Отличительными чертами  первого этапа развития туризма  в России являлись:

 

а) примитивизм средств  передвижения;

 

б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

 

в) элитарность путешествия.

 

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло  развитие транспорта.

 

Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным  движением. Идея организации экскурсий  для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в  школьных уставах.

 

Дальнейшее развитие туризма  связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский  альпинистский клуб», «Крымский  горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов»  и т.д., значительно развивших  туристический бизнес в России.

 

Третий этап – начало становления  массового туризма.

 

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая  война, экономическая депрессия, 2-я  мировая война, а внутри России –  февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет  массового туризма в России.

 

4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В РОССИИ XIX-XX вв.

 

Этапы развития туризма в  России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования  национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

 

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования  экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования  и сбора научно-географической и  краеведческой информации о различный  районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

 

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

 

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

 

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

 

Переходный (с 1990 г.) – в  нем проявились некоторые новые  тенденции развития туристского  хозяйства в условиях экономических  реформ:

 

а) изменение структуры  рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

 

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

Информация о работе Контрольная работа по "Туризму в России"