Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 20:34, реферат
Краткое описание
Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
- Документы Международной
конференции по безопасности
туризма и уменьшению рисков
при путешествиях (Эстерсунд (Швеция),
1995 г.);
- Монреальская декларация,
принятая Генеральной ассамблеей Международного
бюро социального туризма (Монреаль (Канада),
1996 г.), посвященная вопросам социального
туризма;
- Материалы Мадридского
семинара ВТО по вопросам подготовки
кадров для сферы туризма (Мадрид
(Испания), 2000 г.).
Международные
договоры в области туризма
можно классифицировать на: многосторонние
международные договоры в сфере туризма
и путешествий (например, Шенгенские соглашения
Европейского союза «О едином визовом
и туристском пространстве»); двусторонние
договоры в туризме2.
Наиболее эффективным
и перспективным признается многостороннее
сотрудничество государств по правовому
регулированию международной туристской
деятельности; двустороннее же - не обладает
такой характеристикой. «При этом в силу
регионального/субрегионального характера
процессов интеграции, культурной общности,
расположения туристских ресурсов наиболее
адекватное регулирование присуще этому
уровню межгосударственного взаимодействия»3.
Тем не менее практика
двустороннего регулирования отношений
в области туризма активно развивается.
Следуя рекомендациям и развивая положения
международных актов, Российская Федерация
(СССР) заключила более 50 соглашений с
иностранными государствами в сфере туризма.
Эти соглашения можно разделить на договоры
0 сотрудничестве в социальной сфере, в
том числе туристской, и договоры, посвященные
исключительно вопросам туризма.
Необходимо подчеркнуть,
что и в случае, когда договор о сотрудничестве
между Российской Федерацией и иностранным
государством направлен на регулирование
только туристских отношений, он имеет
достаточно общий характер, устанавливая
лишь определенные рамки для дальнейшего
взаимодействия.
В качестве примера
проанализируем Соглашение между Правительством
РФ и Правительством Республики Болгарии
о сотрудничестве в сфере туризма4. В соответствии
с данным соглашением стороны:
- стремятся к
упрощению формальностей, связанных
с туристским обменом между
Российской Федерацией и Республикой
Болгарией;
- содействуют как
организованному групповому, так
и индивидуальному туризму, а
также обмену специализированными
туристскими группами, в том числе
с целью посещения симпозиумов
и конгрессов по вопросам туризма;
- поддерживают обмен
между государственными органами
управления туризмом статистической
и другой информацией в области
туризма, включая информацию о
законодательных и иных нормативных
актах государств, регулирующих
туристскую деятельность, а также
об опыте управления гостиницами
и иными средствами размещения
туристов;
- содействуют участию российских и болгарских
туристских организаций в международных
туристских выставках, проводимых при
поддержке своих государственных органов
управления туризмом, и т.д.
В соответствии с решением
глав правительств Содружества Независимых
Государств в сентябре 1994 г. образован
Совет по туризму стран СНГ. Основными
актами о сотрудничестве государств -
участников СНГ в области туризма являются:
- Межправительственное
соглашение от 23 декабря 1993 г. «О
сотрудничестве в области туризма»;
- Рекомендательный
законодательный акт Межпарламентской
ассамблеи государств - участников
СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных
принципах сотрудничества государств
- участников СНГ в области
туризма»;
- Межгосударственная
целевая программа от 14 февраля 1996
г. «Развитие туристских связей
между государствами - участниками
СНГ» (концепция). Анализируя проводимую
политику сотрудничества государств
- участников СНГ, принятые международные
правовые акты в области туризма,
А.В. Стригулина делает вывод о недостатках
развития правовой базы в туристической
сфере, относят к ним следующие:
а) положения о целях
и задачах, направлениях деятельности
основополагающих международных правовых
актов недостаточно конкретизированы;
б) немало формулировок соглашений носят
необязательный характер («будут стремиться»,
«будут способствовать» и т.п.);
в) отсутствует единообразно
понимаемое определение некоторых понятий
и явлений, используемых в сфере международного
туризма, или наблюдается их не совсем
обоснованное применение в принятых документах
и соглашениях СНГ.
Среди причин, которые
затрудняют процесс образования единого
туристского пространства, автор также
называет нестабильность политической
ситуации, различный уровень развития
экономик стран - участниц СНГ, невыполнение
интеграционных соглашений и др.5
2. См.: Корнеев С.Е.,
Викулова О.Н. Международно-правовое
регулирование туристской деятельности
// Туризм: право и экономика. 2005. №
4. С. 24–27.
3. Чеботарева И.А.
Указ. соч. С. 8.
4. Бюллетень международных
договоров. 2008. № 10.
5. См.: Стригулина А.В.
Сотрудничество Российской Федерации
в рамках СНГ по вопросам правового регулирования
международного туризма // Туризм: право
и экономика. 2005. № 4. С. 31.