Методика подготовки и проведения обзорной экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Выявить характерные особенности в подготовке и проведении городских обзорных экскурсиях.
Задачи:
1. Выявить методические особенности подготовки и проведения городских - обзорных экскурсий;
2. Провести анализ обзорных городских экскурсий;
3. Исследовать современные предложения маршрутов городских - обзорных экскурсий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….

ГЛАВА 1. Обзорная экскурсия…..
1.1. Особенности обзорных городских экскурсий.
1.2. Подготовка и проведение городских обзорных экскурсий.
1.3. Предпосылки развития городских обзорных экскурсий.

ГЛАВА 2.Экскурсия обзорная по городу Кобрину
2.1. Методика создания и проведения обзорной экскурсии по городу Кобрину.
2.2. Контрольный текст обзорной экскурсии по городу Кобрину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

При создании обзорной экскурсии  по городу отдаётся предпочтение тем  подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в  числе обязательных могут быть следующие  подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное  движение, борьба за установление и  укрепление власти, героизм и самоотверженность  советских людей в годы Великой  Отечественной войны; возникновение  города, история его роста и  застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные  учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и  архитектурный облик города; народно-освободительное  и революционное движение; развитие города. Однако не во всех городах эти  вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет  исторического, революционного прошлого, нет памятников архитектуры. Здесь  необходимо рассказать, что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей.

При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности  быта, архитектуры, искусства.

Определение тематики - один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее  важным вопросом является распределение  времени для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много  памятников старины, и поэтому большая  часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически всё время посвящено рассказу о современности.

В целом экскурсии, в которых  отражается современность, подразделяются на три группы: 1) экскурсии, полностью  посвящённые показу современности; 2) экскурсии, в которых современный  материал включён частично; 3) экскурсии, посвящённые историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых даётся современная  оценка прошлому. Глубокому и всестороннему  раскрытию современности, показу достижений государства способствует посещение  и осмотр промышленных предприятий, научных учреждений, современных  жилых районов, культурно-зрелищных  и спортивных сооружений. Такой показ  возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества - закономерный процесс. При показе прошлого и современного города используется приём сравнения по контрасту, что убеждает в преимуществах различные пути развития общества, образа жизни. Третья группа экскурсий, посвящённых историческому прошлому, также способствует пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.

В содержании экскурсии должен быть пропорционально распределён  местный и государственный материал, а история края раскрыта в неразрывной  связи с историей всей страны.

Многоплановый характер городской  обзорной экскурсии вызывает определённые трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и  старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные  памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать: 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии; 2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему  объекты, т.е. главным критерием является степень их информационности; 3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует  включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30-40 минут).

Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен  так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного  раскрытия всех намеченных подтем и  стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской  обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.

Подготовка городской  обзорной экскурсии более сложная, чем подготовка тематической. В процессе работы, над её созданием, творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии, совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута, составить список литературы, изучить литературные, архивные источники, фонды в краеведческом  музее, материалы в отделах рукописей  и редких книг библиотек, провести встречи  с учёными, работающими над историей города и края, собрать ещё не опубликованные сведения о промышленных предприятиях, учреждениях науки  и культуры, отобрать, подготовить  и сфотографировать иллюстративный материал, используемый для издания  буклетов и передач по телевидению; составить картотеку экскурсионных  объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и  времени по подтемам экскурсии.

На методическом совете обсуждаются  предварительные итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии  и подготавливается в ГАИ письмо о разрешении остановок автобусом  на маршруте.

Текст экскурсии передаётся на рецензирование и утверждение  в отдел пропаганды и агитации министерства спорта и туризма, министерство культуры и другие организации. В  бюро организуются прослушивание, приём  и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке.

Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она  с краткого введения, затем следует  основная часть, в процессе которой  освещаются подтемы экскурсии. После  знакомства с городом экскурсовод  делает заключение и отвечает на вопросы.

Городская обзорная экскурсия - экскурсия высокой категории  сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в  совершенстве методическими приёмами её проведения.

При проведении обзорной экскурсии  широко применяется индуктивный  метод изложения материала. Важно  сразу же установить контакт с  группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой  способствует использование приёма «общего знакомого», т.е., рассказывая  экскурсантам о своём городе, экскурсовод  приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу.

Использование приёма «общего  знакомого» повышает внимание группы, но для этого экскурсоводу необходимо иметь сведения о различных городах  нашей страны и не только. Поэтому  в методическом кабинете бюро рекомендуется  сделать карточки со сведениями о  тех городах, из которых постоянно  прибывают плановые группы туристов.

Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой. При  помощи логических переходов экскурсовод  в процессе рассказа должен связать  памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое. Например, обзорной экскурсии по Минску на площади Независимости экскурсоводу после показа основных объектов - Дома правительства, Красного костёла - необходимо перейти к раскрытию подтемы  о развитии высшего образования  в стране и показу зданий Белгосуниверситета, педагогического университета имени  Максима Танка. Здесь экскурсовод  может использовать следующий переход:

В трудные годы становления  Советского государства В.И. Ленин  мечтал о том, чтобы все трудящиеся тогда, отсталой России, овладевали знаниями, могли учиться. Среди декретов, подписанных  В.И. Лениным в 1918 г., был декрет о  правилах приёма в высшие учебные  заведения, который открыл двери  вузов для всех граждан. До революции 8 из 10 белорусов были неграмотными. В БССР было - 14 вузов, сегодня это  число превышает в 10 раз. Целый  городок науки расположен напротив Дома правительства. Перед вами здание главного корпуса Белгосуниверситета носящего ранее имя В.И. Ленина, как  площадь…

Методические приёмы показа и рассказа в обзорных экскурсиях разнообразны. Из приёмов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный  анализ (обычно даётся при осмотре  основных объектов) и реже приём  зрительной реконструкции (поскольку  в обзорной экскурсии преобладают  объекты, отличающиеся подлинностью), приём сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими  широко известными экскурсантам объектами).

Практически все методические приёмы рассказа могут успешно применяться  в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий  из методических приёмов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приёмы объяснения, комментирования и литературного  монтажа встречаются реже.

Из других методических приёмов  в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это  минута молчания у Вечного огня и  братских могил. Во время выходов  для осмотра основных объектов успешно  используется методический приём движения, позволяющий давать более детальный  экскурсионный анализ объектов. Следует  обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся  в том, что в ней каждый объект раскрывается с учётом одной ведущей  темы. Например, при показе историко-революционных  памятников даётся исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ  этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной. (7; стр. 78)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Предпосылки развития городских обзорных экскурсий

Перспективы, ожидающие Беларусь в отношении развития экскурсионно-познавательного  туризма и курортно-рекреационных  территорий можно охарактеризовать следующим образом. Перспективная  потребность населения Беларуси в курортно-рекреационных территориях  составляет примерно 1,7 млн. га. Однако из-за радиоактивного загрязнения значительной части имеющихся курортно-рекреационных  территорий необходимы пересмотр границ и уточнение вместимости выделенных ранее курортов, зон отдыха и туризма, а также дополнительное выделение  курортно-рекреационных территорий взамен тех, которые не могут использоваться как места отдыха и оздоровления населения.

Для территорий курортно-рекреационного назначения, относимых к зонам  особого государственного регулирования, должны быть законодательно установлены  режимы, обеспечивающие приоритет общенациональных интересов в их использовании.

Необходимо сохранить  все имеющиеся озеленённые территории в городах, резервировать территории, на которых впоследствии могут быть сформированы водно-зелёные системы.

Изменение жилищной политики, связанное с увеличением доли малоэтажной застройки с участками  в городах, несколько сократит потребность  в загородных рекреационных территориях.

Одной из важнейших предпосылок  развития городских - обзорных экскурсий  является сохранение ценных курортно-рекреационных  ресурсов. Территории курортно-рекреационного назначения должны рассматриваться  как национальное достояние и  подлежать особой охране. Сдерживающими  факторами решения этой задачи являются отсутствие правовой базы, регламентирующей статус, характер охраны и использование  курортно-рекреационных территорий.

В настоящее время ведутся  исследования для разработки долгосрочной национальной стратегии в области  культуры и искусства. Для развития экскурсионно-познавательного и  международного туризма необходимо наличие мест для показа как белорусским, так и иностранным туристам. Такими местами могут являться памятники  культурного наследия, сосредоточенные  сегодня в 138 музеях и их филиалах - исторических, краеведческих, историко-археологических, литературно-мемориальных, художественных, и т.д. Общий характер музейного  дела определяется законом Республики Беларусь «Об охране историка - культурного  наследия», принятым 1 мая 1993 г. Количество музеев растёт почти во всех областях Беларуси и что очень важно - изменились подходы Министерства культуры к  созданию музеев. Сегодня даже есть школы и гимназии, которые делают и открывают свои мини - музеи, например СШ №208, Гимназия №12. В музейные фонды  поступили и поступают архивы деятелей литературы, многочисленные произведения искусства, в том числе  народных мастеров, предметы этнографии и фольклора, коллекции сокровищ, материалы периода Великой Отечественной  войны. В последние годы в музеях значительно расширилась коллекция образцов декоративно - прикладного искусства (20 441 ед. - в 1993 г., 21 460 ед. - в 1994 г.).

История Беларуси складывалась таким образом, что преобладающее  количество созданных нашим народом  исторических ценностей либо погибло, либо бездумно растрачено из-за национального  нигилизма или вывезено во время  многочисленных войн. В Беларуси создана  комиссия по возвращению национальных ценностей. Издан сборник документов и архивных материалов «Возвращение», разосланный в другие государства  для выяснения места нахождения и возможности возвращения памятников культуры.

Поиски новых путей  финансирования, использование внебюджетных источников для реставрационных  работ привели к созданию на базе части исторической застройки «Верхнего  города» в Минске акционерного общества «Старый Минск». Принято решение  о создании аналогичного товарищества «Старый Брест». Готовятся предложения  по созданию обществ, для восстановления исторической застройки ряда белорусских  городов. Показателем уровня восстановительных  работ в Беларуси является реставрация  замкового комплекса «Мир», для  чего были в своё время выделены средства ЮНЕСКО. Проект реставрации  был награждён знаком и дипломом «Европа Ностра».

   В условиях ожидания экономической стабильности было бы уместным учреждениям данного типа предоставить свободу экономической деятельности, используя льготное налогообложение для них и их спонсоров.

Информация о работе Методика подготовки и проведения обзорной экскурсии