Мотив как фактор туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Предмет – факторы, влияющие на мотивацию туристских путешествий и выбор туристского продукта.
Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3. Проанализировать влияние различных факторов окружающей среды на здоровье человека в современном обществе и его безопасность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
• Место мотивации и потребностей в процессе активизации
деятельности
• Мотивационный механизм активизации деятельности в системе
менеджмента
• Особенности мотивации в туризме
Глава 2. Мотив как фактор туризма
• Мотивация выбора туристического продукта
• Основные методы исследования туристической мотивации
• Анализ результатов социологического исследования туристической мотивации
• Безопасность как основа жизнедеятельности туриста
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация в туризме диплом.docx

— 142.41 Кб (Скачать файл)

В результате действия мотивационного механизма у субъекта и объекта активизируются те или иные детерминанты, направленные на выполнение поставленных целей, создается механизм осознанной мотивации. Этот механизм наиболее эффективен и результативен, так как ориентирован на удовлетворение потребностей индивида, согласуется с его интересами и направлен на достижение его целей.

1.3. Особенности мотивации  в туризме

Мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействие, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием [59, с. 19].

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определённое индивидуальное проявление у каждого человека. Известный американский ученый-психолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:

• физиологические потребности и потребности самосохранения;

• социальные потребности (встречи, дружба, любовь);

• потребности в уважении;

• потребности в самоутверждении.

Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:

• Природные факторы (географическое положение места отдыха, климат, флора, фауна и др.)

• Социально-экономическое развитие места отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны)

• Материальная база туристской индустрии (транспорт, гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и др.)

• Инфраструктура места отдыха (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и др.)

• Туристское предложение (ресурсы гостеприимства, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное и рекреационное предложения).

Мотив вызывает определённые действия человека. Мотив  зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а так же от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности [47, с.21].

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека обладает определённой стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых мотивов [12, с.56].

Туристы отправляются в путешествие, преследуя различные цели. Обязательным условием каждой поездки является наличие мотивов.

Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные  на удовлетворение  рекреационных  потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

В мире насчитывается множество видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста.

Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и совершении тура.

Туристские мотивы – важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.

Мотивы человека в определённой степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это даёт возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.

Необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта называется туристской мотивацией [28, с.92-113].

Активное участие различных предприятий и организаций в развитии туризма вызывает насущную необходимость выявления, изучения и понимания туристских мотивов, их использования и усиления к ним профессионального внимания.

Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристской фирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос.

Туристские мотивы предопределяют не только решение о путешествии и выбор конкретного туристского продукта, но и многочисленные возможности появления и развития новых мест туристского назначения, новых форм и видов туризма.

Практическая значимость мотивационных аспектов в туризме, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятия решения о путешествии, являются залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно выработать эффективные приёмы, способствующие привлечению туриста, что может повлиять на характер и объём спроса и сбыта.

Мотивы предопределяют поведение человека при покупке турпродукта, влияя на выбор практически всех составных элементов.

Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт и его сопровождение; лечение; паломничество; деловые цели; гостевые цели.

Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия [17, с. 8-19]:

• Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры курортно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры (например, для желающих бросить курить).

• Занятие спортом.

• Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой; туры, обучающие различным видам спорта; профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг,   экономика и др.).

• Возможность самовыражения и самоутверждения. Здесь выделяются такие туры, как: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин и т. д.

• Возможность заняться любимым делом (хобби). Организуются специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, гурманов. Например, существует «сырный тур» по Швейцарии, «пивной тур» по Чехии.

• Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и другие. В частности - крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.

• Развлечение и потребность в общении с людьми.

• Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

Также цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные методы следующим образом:

• Отдых:

- снять стресс, накопленный  за определённый период времени;

- сменить обстановку и  природно-климатические условия;

- побыть в окружении  других людей;

- познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;

- сравнить чужой образ  жизни со своим в целях самоутверждения  правильности его организации  или заимствования новшеств;

- побыть в новой для  себя роли - получить на определенный  период времени высокий уровень обслуживания и ухода;

- ощутить волнующие переживания, чтобы потом рассказать об  этом друзьям и знакомым;

- принять участие в  азартных играх;

- расслабиться вне дома; потратить деньги, которые независимо  от уровня дохода турист всегда  копит на отдых.

2. Познание:

- увидеть достопримечательности  и явления природы, красивые виды  и пейзажи, национальные парки  и другое; познакомиться с достопримечательностями  региона, достижениями культуры, науки  и техники (музей, галереи, культовые  сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

- посетить экологически  чистые или, наоборот, очень загрязнённые  объекты;

- увидеть экзотический  животный и растительный мир;

- посетить исторические  места и сооружения;

- сделать фотографии, снять  видеофильм.

3. Развлечения:

- посетить аттракционы, тематические  и аквапарки;

- посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;

- посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;

- посетить в качестве  зрителей или болельщиков крупные  спортивные состязания, игры.

4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

- оздоровительный - общая  цель всех туров (климат, отдых, полезные  для здоровья моральные и физические воздействия);

- лечение в качестве  сопутствующей программы, т. е. не  как основная цель;

- лечение по предписанию  врача как основная цель туристского  путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника  и прочее).

5. Паломничество:

- празднование культовых  обрядов;

- самосовершенствование  и утверждение духовного состояния;

- достижение внутренних  конфессиональных целей;

- получение заряда духовной  энергии [29, с.62].

Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:

1. Единый, чётко преобладающий  и обоснованный мотивационный  исход оказывается решающим при  выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.

Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

- спортивный интерес (катание  на лыжах, участие в спортивных соревнованиях и т. д.);

- развлекательный интерес (интересные знакомства, встречи, общение, лыжные развлекательные супер-шоу  и т. п.);

- оздоровительный интерес (свежий воздух, хорошие условия  проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).

Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.

Информация о работе Мотив как фактор туризма