Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа
Предмет – факторы, влияющие на мотивацию туристских путешествий и выбор туристского продукта.
Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3. Проанализировать влияние различных факторов окружающей среды на здоровье человека в современном обществе и его безопасность.
Введение
Глава 1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
• Место мотивации и потребностей в процессе активизации
деятельности
• Мотивационный механизм активизации деятельности в системе
менеджмента
• Особенности мотивации в туризме
Глава 2. Мотив как фактор туризма
• Мотивация выбора туристического продукта
• Основные методы исследования туристической мотивации
• Анализ результатов социологического исследования туристической мотивации
• Безопасность как основа жизнедеятельности туриста
Заключение
Библиография
2. Один превалирующий
мотивационный исход и
Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
- познавательный (посещение страны, достопримечательности которой - Эйфелева башня, Сена и пр.);
- престижно-имиджевый (популярные направления);
- культурно-развлекательный – посещение Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.
Несмотря на то, что мотивы поездки чётко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.
3. Главный мотивационный
исход и несколько чётко
Группу мотивации составляют следующие мотивы:
- пляжно-оздоровительный (море, морской воздух и т. д.);
- пляжно-активный и спортивный (море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям);
- покупательный (отдых на море способствует проявлению интереса к трате накопленных средств);
-развлекательный (по мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений) [19, с. 102].
Изучение мотивационных исходов выявляется на примере среднестатистического туриста.
При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.
Также существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на туристский продукт и при формировании программ обслуживания. Выделяя доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определёнными возможностями, влияющими на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта можно выделить:
1. Возраст и самостоятельность
в принятии решения или
- дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимают, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;
- дети дошкольного возраста (до семи лет). Путешествуют с родителями, решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей;
- школьники (до 18 лет). В основном финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, отличаются высокой любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;
- молодёжь, студенты (до 25 лет).
Имеют достаточное образование,
высокую требовательность к
- туристы 25-35 лет. Обычно
семейные, с малолетними детьми,
связаны необходимостью
- туристы 35-50 лет. Предпочитают
активный, менее познавательный, более
спокойный отдых, чаще без детей
и без партнёра. Основной мотив
- за свои деньги получить
- туристы от 50 лет и
старше. Им показаны существенные
климатические ограничения. Предпочитают
познавательный отдых, как правило,
вне сезона, а также опосредованно
связанный с оздоровлением. Основная
мотивация возможность
2. Образование. Этот фактор
инициирует позывы увидеть
3. Социальная принадлежность. Выделяют следующие социальные группы:
- рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов;
- учащиеся и студенты. В силу своих возможностей и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний составляют подавляющую часть групп познавательного туризма;
- пенсионеры. В большинстве
стран имеют льготы и дотации,
использование которых в условиях
ограничений климатического характера
позволяет им совершать туристские поездки
в «средний» и «низкий» сезоны;
- фермеры и работники подсобных хозяйств. Из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых являются исключительно неблагоприятной для туризма группой. В западных странах фермеры активно участвуют в рождественских и новогодних турах.
4. Доход. Турист выбирает
уровень туристского
5. Семейное положение. Существенным
образом этот фактор влияет
на мотивацию выбора
• дети и школьники. Способны оказывать влияние на родителей в выборе тех стран, где были их школьные товарищи;
• молодёжь свободна от семьи и поэтому имеет все предпосылки для активных путешествий;
• супруги с детьми или лица, сопровождающие детей. Стремятся обеспечить отдых ребёнка. Относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений;
- семейные пары. Располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, обладают преимуществом не подыскивать себе партнёра на период путешествия. Реже бывают познавательные туры, чаще - пляжный отдых.
6. Здоровье. Физическая подготовка,
иммунитет, спортивные навыки в
значительной мере определяют
выбор путешествия. Человек никогда
не стоявший на лыжах, не выберет
отдых по программе «Ski-
7. Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:
• индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предлагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы;
• группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.
Участие в групповом туре характеризуется следующими мотивационными исходами:
1) подавление индивидуальных требований в целях приспособления к общим интересам;
2) подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться и т. д.) при посещении незнакомого места;
• возможность обрести новых знакомых и друзей;
• наличие компаньона во время путешествия.
8. Удалённость и доступность
места туристского назначения. Решение
относительно путешествия
- месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы и пр.),
- событием (фестиваль, спортивные игры и другое),
- возможностями для
- состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т. п.
9. Сезонность. Туристские
ресурсы силу их
В туризме годовой цикл принято делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определённый период времени.
Выделяют сезоны:
«высокий» период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определённое время;
«средний» - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях;
«низкий» - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определённое время [49, с. 56].
Турист предпочитает посещать курорт именно в «высокий» сезон, и в мире всегда можно найти место с наиболее благоприятными условиями для отдыха в определённое время.
10. Пассивный и активный
отдых. Мотивация выбора
При выборе сегмента потребительского рынка следует чётко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения.
Для участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по возрасту и медицинским показателям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.
Интересы различных туристских групп позволяют выделять мотивы, элементы которых определяют выбор туриста.
Также туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО выделяет внешние факторы, которые дают направление развитию туризма и формируют направленность туристских потоков, а именно:
1) демографические и социальные изменения. Проявляются в том, что все большее число людей предпочитают выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям относится: старение населения, тенденция к поздним бракам, возрастание доли одиноких людей, повышение семейного дохода, быстрый рост числа бездетных семейных пар по сравнению с ростом народонаселения, повышение семейного дохода, возрастание осознания возможностей туризма и другие;
2) экономические и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во многих странах. В России спад выездного туризма произошел после августовского (1998 г.) падения курса рубля, что снизило покупательскую способность населения и сокращение числа людей с высокими для осуществления зарубежных поездок. Это отразилось на туристской индустрии в странах с теплым климатом, которые были ориентированы на удовлетворение потребностей российских туристов, имевших, но не использовавших возможности отправиться в путешествие;
3) состояние транспортной
инфраструктуры и средств
Мотивы туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность различных групп людей, уровень туристской индустрии принимающей страны (региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о ранее реализованном туристском продукте и др.
Все факторы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на 4 группы; культурно-познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы виды мотивов.