Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:30, реферат
Интуитивно надёжность объектов связывают с недопустимостью отказов в работе. Это есть понимание надёжности в «узком» смысле — свойство объекта сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Иначе говоря, надёжность объекта заключается в отсутствии непредвиденных недопустимых изменений его качества в процессе эксплуатации и хранения. Надёжность тесно связана с различными сторонами процесса эксплуатации. Надёжность в «широком» смысле — комплексное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать в себя свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости, а также определённое сочетание этих свойств.
1 Основные определения
2 Надёжность как наука
3 Теория надежности
4 Программа обеспечения надежности
4.1 Нормирование надежности
4.2 Прогнозирование и повышение надежности
4.3 Параметры системной надежности
4.4 Моделирование надежности
5 Надежность на этапе проектирования
6 Испытания на надежность
7 Надежность и безопасность
8 Отказоустойчивость
9 Оценка надежности техники при эксплуатации
10 Организация работ по надежности
11 Обучение инженеров по надежности
12 Литература
В других случаях
надежность может выражаться через
вероятность выполнения задачи. Например,
надежность полетов гражданской
авиации может быть безразмерной,
или иметь размерность в
Моделирование надежности
Моделирование надежности – это процесс прогнозирования или исследования надежности компонент или системы до ее ввода в эксплуатацию. Наиболее часто для моделирования надежности систем используются методы анализа деревьев неисправностей и структурных схем надежности. Входные параметры для моделирования надежности систем могут быть получены из разных источников, то есть из справочников, отчетов об испытаниях и эксплуатации и т.п. В любом случае, данные должны быть использованы с большой осторожностью, так как прогнозы верны только тогда, когда данные получены при тех же условиях, при которых компоненты будут применяться в системе.
Часть данных о прогнозировании может быть получена по результатам исследований двух основных видов:
анализа физики
отказов, при котором исследуются
механизмы возникновения
анализа результатов стресс-испытаний, эмпирического метода, при котором подсчитывается число компонентов системы, отказавших при разных уровнях внешнего воздействия.
Для систем,
в которых точно можно
определение распределения отказов ранней стадии эксплуатации при наблюдении снижающейся интенсивности отказов, что является первой частью ваннообразной кривой интенсивности отказов. Здесь обычно используют умеренный уровень нагрузок. Они прикладываются на ограниченном отрезке времени, который называют временем цензурирования. Именно поэтому здесь определяется только часть функции распределения.
безотказовые наблюдения (нулевые эксперименты), которые дают возможность получить лишь ограниченную информацию о распределении отказов. В этом случае испытания проводятся на коротком отрезке времени на малой по объему выборке, что позволяет получить только верхнюю границу оценки интенсивности отказов. Во всяком случае, это удобно для заказчика.
Для исследования
средней части распределения, которая
чаще всего определяется свойствами
материалов, необходимо применять повышенные
нагрузки на достаточно малом отрезке
времени. В таких видах ускоренных
испытаний применяются
Общей практикой
моделирования «ранней» интенсивности
отказов является использование
экспоненциального
Надежность на этапе проектирования
Надежность на этапе проектирования является новой дисциплиной и относится к процессу разработки надежных изделий. Этот процесс включает в себя несколько инструментов и практических рекомендаций и описывает порядок их применения, которыми должна владеть организация для обеспечения высокой надежности и ремонтопригодности разрабатываемого продукта с целью достижения высоких показателей готовности, снижения затрат и максимального срока службы продукта. Как правило, первым шагом в этом направлении является нормирование показателей надежности. Надежность должна быть «спроектирована» в системе. При проектировании системы назначаются требования к надежности верхнего уровня, затем они разделяются на определенные подсистемы разработчиками, конструкторами и инженерами по надежности, работающими вместе. Проектирование надежности начинается с разработки модели. При этом используют структурные схемы надежности или деревья неисправностей, при помощи которых представляется взаимоотношение между различными частями (компонентами) системы.
Одной из наиболее важных технологий проектирования является введение избыточности или резервирование. Резервирование – это способ обеспечения надежности изделия за счет дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения требуемых функций (ГОСТ 27.002). Путем введения избыточности совместно с хорошо организованным мониторингом отказов, даже системы с низкой надежностью по одному каналу могут в целом обладать высоким уровнем надежности. Однако введение избыточности на высоком уровне в сложной системе (например, на уровне двигателя самолета) очень сложно и дорого, что ограничивает такое резервирование. На более низком уровне системы резервирование реализуется быстро и просто, например, использование дополнительного соединения болтом.
Существует
много методик анализа
Анализ видов и последствий отказов (АВПО)
Имитационное моделирование надежности
Анализ опасностей (Hazard analysis)
Анализ структурных схем надежности (RBD)
Анализ деревьев неисправностей
Ускоренные испытания
Модели ускорения жизни
Модели деградации
Анализ роста надежности
Вейбулл-анализ (анализ эмпирических данных испытаний и эксплуатации)
Анализ смеси распределений
Устранение критичных отказов
Анализ ремонтопригодности, ориентированной на безотказность
Анализ диагностики отказов
Анализ ошибок человека-оператора
Инженерные
исследования проводятся для определения
оптимального баланса между надежностью
и другими требованиями и ограничениями.
Существенную помощь при инженерном
анализе надежности могут оказать
программные комплексы для
Испытания на надежность
Испытания на надёжность проводятся для того, чтобы на более ранних этапах жизненного цикла изделия обнаружить потенциальные проблемы, обеспечить уверенность, что система будет отвечать заданным требованиям.
Испытания на
надежность могут проводиться на
разных уровнях. Сложные системы
могут испытываться на уровне компонент,
устройств, подсистем и всей системы
в целом. Например, испытания компонент
на воздействие внешних факторов
может выявить проблемы перед
тем, как они будут обнаружены
на более высоком уровне интеграции.
Проведение испытаний на каждом уровне
интеграции до испытания всей системы
с одновременным развитием
Некоторые системы принципиально не могут подвергаться испытаниям, например, из-за чрезмерно большого числа различных тестов или жестких ограничений по времени и затратам. В таких случаях могут быть использованы ускоренные испытания, методы планирования экспериментов и моделирование.
Отметим, что
сегодня все чаще и чаще применяются
так называемые ускоренные испытания
в динамически меняющейся среде
для оценивания качества и надежности
высококачественной и высоконадежной
продукции, в том числе и структурно-
Надежность и безопасность
Надежность в инженерной практике отличается от безопасности отношением к видам опасностей, с которыми она имеет дело. Надежность в технике главным образом связана с определением стоимостных показателей. Они относятся к тем опасностям в смысле надежности, которые могут перерасти в аварии с частичной потерей доходов для компании или заказчика. Это может произойти из-за потери по причине неготовности системы, неожиданно высоких затрат на запасные части и ремонт, перерывов в нормальной работе и т.п. Безопасность относится к тем случаям проявления опасности, которые могут привести к потенциально тяжелым авариям. Требования по безопасности функционально связаны с требованиями по надежности, но характеризуются более высокой ответственностью. Безопасность имеет дело с нежелательными опасными событиями для жизни людей и окружающей среды в том же смысле, что и надежность, но не связана напрямую со стоимостными показателями и не относится к действиям по восстановлению после отказов и аварий. У безопасности другой уровень важности отказов в обществе и контроля со стороны государства. Безопасность часто контролируется государством (например, атомная промышленность, космос, оборона, железные дороги и нефтегазовый сектор).
Отказоустойчивость
Надежность
может быть увеличена при использовании
резервирования «2 из 2» на уровне компонент
или системы, но это может привести
к снижению безопасности за счет увеличения
вероятности ложной тревоги (например,
ложное срабатывание тормозной системы
поезда). Отказоустойчивые мажоритарные
системы (логика голосования «2 из 3»)
может увеличить как
Оценка надежности техники при эксплуатации
После того, как система изготовлена, осуществляется мониторинг ее надежности, оцениваются и корректируются недоработки и недостатки. Мониторинг включает в себя электронное и визуальное наблюдение за критическими параметрами, выявленными на стадии проектирования при разработке дерева неисправностей. Для обеспечения заданной надежности системы данные постоянно анализируются, используя статистические методы, такие как Вейбулл-анализ и линейная регрессия. Данные о надежности и оценки параметров являются ключевыми входами для модели системной логистики.
Одним из наиболее общих методов для оценивания надежности техники при эксплуатации являются системы отчетов, анализа и коррекции действий (FRACAS). Систематический подход к оцениванию надежности, безопасности и логистики основан на отчетах об отказах и авариях, менеджменте, анализе корректирующих/предупреждающих действий.
Организация работ по надежности
Системы любой
сложности разрабатываются
Существует
несколько типов организации
работ по надежности. Менеджер проекта
или главный инженер проекта
может иметь в непосредственном
подчинении одного или более инженеров
по надежности. В более крупных
организациях обычно образуется отдельное
структурное подразделение, которое
занимается анализом надежности, ремонтопригодности,
качества, безопасности, человеческого
фактора, логистикой. Так как работа
по обеспечению надежности особенно
важна на этапе проектирования, часто
инженеры по надежности или соответствующие
структуры интегрированы с
В отдельных случаях компания создает независимую структуру, которая занимается организацией работ по надежности.
Обучение инженеров по надежности
Некоторые высшие
учебные заведения