Направления стратегической работы по повышению качества продукции, услуг и разнообразию используемых форм обслуживания для предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексное исследование теоретических и практических проблем повышения качества продукции и услуг, а также современных форм обслуживания, практикуемых в зале, что в совокупности представляет собой ассортиментную политику заведения в ресторанном бизнесе (на примере ИП ресторана «Столовая № 1»).
Задачи исследования:
- охарактеризовать особенности ассортиментной политики предприятия общественного питания и применяемы при этом формы обслуживания потребителей;
- изучить деятельность ИП ресторана «Столовой № 1» на рынке сферы ресторанного бизнеса г. Краснодара;
- проанализировать работу предприятия по формированию ассортимента и продвижению продукции ресторана с возможным внедрением разноплановых форм обслуживания;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества обслуживания, расширению современных форм обслуживания и оптимизации управления ассортиментом как процессом в ИП ресторане «Столовая № 1».

Вложенные файлы: 1 файл

DR_Aidy_po_assort_v_restorane.doc

— 683.00 Кб (Скачать файл)

Принципами SWOT-анализа являются следующие:

- максимальный учет всех сильных и слабых сторон ресторана,

- учет возможностей и угроз в развитии ресторана,

- сопоставление силы и возможности, силы и угроз, слабости и возможности, слабости и угроз,

- использование: силы против угроз, возможностей против слабостей и в целом потенциала поля силы и возможностей против потенциала (проблем) поля слабостей и угроз,

- продуцирование выводов и обобщение по результатам исследования.

Успех ресторана зависит не только от соответствия его деловых возможностей основным требованиям целевого рынка, но и от того, превосходят ли они потенциал конкурентов. Наиболее эффективно функционирует ресторан, который способен создавать и воспроизводить максимальную ценность ресторанной услуги для потребителя.

В ходе SWOT-анализа ресторана «Столовая № 1» были сформулированы основные сильные и слабые стороны предприятии, а также возможности и угрозы, которые исходят из внешней среды.

На основе полученных данных построена расширенная матрица SWOT-анализа, представленная в таблице 2.1, и сформулированы основные стратегии развития данного ресторана, которые основаны на комбинации внутренних и внешних факторов заведения.

В приведенной ниже матрице поэлементного SWOT-анализа представлены показатели внутренней и внешней среды ресторана и выведены на их основе стратегии.

SWOT-анализ показал, что в условиях кризисного состояния экономики меняются подходы к управлению рестораном – они становятся более профессиональными и акцентированными на стратегические аспекты.

 

Таблица 2.1 –  Матрица SWOT-анализа ресторана «Столовая № 1»

 

Внешняя среда (рынок)

Внутренняя среда (ресторан)

Возможности

  1. Расширение спектра предприятий питания на рынке г. Краснодара
  2. Инвестиционная привлекательность бизнеса
  3. Расширение ассортимента блюд и услуг
  4. Возможное изменение формата ресторана (сочетание признаков полносервисного ресторана и фаст-фуда)

Угрозы

  1. Усиление налогового бремени для ИП
  2. Рост арендных ставок в городе и тарифов на коммунальные услуги
  3. Многосторонняя конкуренция
  4. Инфляционные процессы (рост цен на сельхоз продукцию)
  5. Изменение потребительских предпочтений

Сильные стороны

  1. Устойчивое финансовое положение
  2. Выгодное месторасположение
  3. Наличие современного оборудования и применение новых технологий
  4. Долгосрочные партнерские отношения с поставщиками
  5. Позиционирование как недорого семейного ресторана
  1. Увеличение количества заведений в г. Краснодаре
  2. Наличие достаточных  резервов для капиталовложений
  3. Условия для пользования кредитами и привлечения инвесторов
  1. Увеличение рекламного бюджета и размещение информации на ж/д и авто вокзалах
  2. Изучение потребительских предпочтений
  3. Закупка сельхоз продукции без посредников

Слабые стороны

  1. Нарушение стандартов в обслуживании
  2. Отсутствие летней площадки и парковки
  3. Высокая себестоимость блюд
  4. Отсутствие оборудование для производства десертной продукции
  1. Обустройство парковки автотранспорта и летней площадки
  2. Проведение обучающих мероприятий с персоналом
  3. Использование оптимальных режимов расхода электроэнергии, газа и воды.
  4. Снижение транспортных расходов.
  1. Заключение партнерских отношений с туристскими компаниями
  2. Внедрение в практику управления системы аттестации персонала
  3. Использование Интернет-ресурсов в сфере рекламы и регионального рынка сельхоз продукции.
  4. Совершенствование системы скидок постоянным клиентам

 

Заключение  партнерских отношений с рядом  туристских компаний по предоставлению ресторанных услуг туристам должно сыграть положительную роль в  выполнении планов товарооборота, особенно в крылья сезона и в межсезонный период, а размещение рекламы в районе железнодорожного и автобусного вокзалов, по замыслу руководства ресторана, может привлечь дополнительный контингент клиентов.

Улучшение качественного  состояния внутренней среды предприятия заложено в реализации стратегических опций (поля): слабые стороны – возможности.

Во-первых, руководством ресторана планируется реконструкция  и благоустройство прилегающей  к ресторану территории (создание летней площадки и места для парковки).

Во-вторых, использование  оптимальных режимов расхода  электроэнергии, газа и воды путем  установки счетчиков и системы  контроля использования ресурсов.

В-третьих, улучшение  кадровой работы посредством внедрения  системы аттестации персонала и его ротации. Проведение обучающих мероприятий по повышению уровня квалификации персонала и качества обслуживания клиентов ресторана.

Теперь практически  все решения связанные с функционированием  бизнеса базируются на маркетинговых  исследованиях: анализируется если не ресторанный рынок в целом, то, по крайней мере, та ниша, которую занимает ресторан, выявляется и исследуется целевая группа, осваиваются новые подходы и методики проведения производственной, сервисной, рекламной, культурной и других видов деятельности в целях успешного бизнеса.

Для повышения конкурентоспособности данного заведения необходимо повышать и оптимизировать: компетентность и профессионализм работников, способы организации производства и трудовых отношений, информационное обеспечение, качество конечной продукции и разнообразие форм обслуживания, связанных с презентацией новинок заведения, обучение и подготовку обслуживающего персонала.

 

2.3 Экономический  анализ коммерческой деятельности  ИП ресторана «Столовая № 1»

 

Ресторан «Столовая № 1» находится вблизи от вокзала Краснодар-1, поэтому многие предпочитают после долгого и утомительного переезда заглянуть сюда, чтобы просто перекусить, выпить кофе, послушать хорошую музыку, отдохнуть в обстановке радушия и гостеприимства. Средний чек ресторана составляет около 1000 рублей.

Наценка на алкоголь составляет 150%, на блюда – 100%.

Ресторан имеет  продукцию собственного производства – около 85% валового товарооборота  и, соответственно, покупные товары –  около 15%. Заполняемость ресторана  в выходные и праздничные дни составляет около 100%, чему способствует периодическое обновление меню, меню от шеф-повара и широкий выбор напитков.

По классификации  ресторан «Столовая № 1» следует  отнести к городским ресторанам первого класса, так как его  отличает гармоничность дизайна и обслуживания, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.

Хозяйственно-финансовая деятельность предприятия характеризуется многочисленными экономическими показателями, которые сводятся в определенную систему. Их можно подразделить на:

а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в  основу измерителей,

б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая  сторона явлений или процессов  измеряется,

в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношений.

Для исследуемого предприятия  характерно применение всех приведенных  показателей.

Товарооборот  составляет 4500 тыс. рублей в месяц, 54 млн. рублей в год. Анализ товарооборота ресторанного хозяйства позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов является основой планирования объёма реализации предприятия питания.

Кроме того, следует  отметить, что анализ товарооборота  проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах, его объём с момента действия новых продажных цен необходимо разделить на индекс цен.

Оценка плана  валового товарооборота ресторана  «Столовая № 1» в 2009 - 2010 году представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Оценка плана валового товарооборота ресторана

     в 2009 – 2010 гг., млн.руб.

Показатель

Фактически за прошлый  год

Отчётный год

% выполнения плана

Отклонение

от плана

В % к прошлому году

план

фактически

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес

в сумме

по удельному весу, %

Общий объём товарооборота (валовой)

а) в действую-щих ценах

41,2

100

50,6

100

54,02

100

106,7

3,42

-

12,82

б) в сопостави-мых  ценах 

29,4

100

36,14

-

38,58

100

-

-

-

2,44


 

В данном случае, исходя из показателей экономической деятельности ресторана «Столовая № 1» в 2009 году, согласно данных таблицы 2.2, фактический валовой товарооборот ресторана составил 41,2 млн. руб., в отчётном 2010 году – 54,0 млн. руб. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары составил 1,4.

Фактический валовой  товарооборот в сопоставимых ценах  равен:

Тсц = 54,0 : 1,4 = 38,57 млн. руб.,

где Тсц фактический валовой товарооборот в сопоставимых ценах.

Влияние ценового фактора на товарооборот в динамике составило 15,43 млн. руб.

Таким образом, за счёт ценового фактора товарооборот ресторана «Столовая № 1» увеличился на 15,43 млн. руб. (54,0 – 38,57). При этом доля прироста товарооборота (Мп ) за счёт ценового фактора составила:

Мп = (15,43 : 12,8) * 100 = 121%.,

где Мп – доля прироста товарооборота за счёт ценового фактора.

Чтобы изучить  влияние ценового фактора на изменение  товарооборота в динамике, следует  из фактического объёма товарооборота  отчётного года вычесть его сопоставимый объём. Фактический валовой товарооборот отчётного года в действующих ценах равен 54,0 млн. руб., валовой товарооборот в сопоставимых ценах равен 38,57 млн. руб.

Таким образом, за счёт ценового фактора валовой  товарооборот предприятия увеличился на

Т0 = 54,0 – 38,57 = 15,43 млн. руб., что составило 121% к товарообороту прошлого года.

Показатели  оценки планового товарооборота приведённые в таблице 2.2 позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых –  выполнение плана валового товарооборота  в отчётном году в действующих ценах 133,4 %.

Во-вторых –  выполнение плана в сопоставимых ценах составило 104,8%, что говорит  о значимости влияния ценовых  факторов на экономическую деятельность предприятия общественного питания  и, следовательно, необходимости их учёта в формировании ценовой политики.

На основании этого  можно сделать вывод о том, что качество предоставляемых услуг  следует улучшить, а также расширить спектр форм обслуживания, применяемых в ресторане, что поможет предприятию закрепить свои позиции на рынке, привлечь новых клиентов, а также не отставать от конкурентов, так как ведется жесткая борьба на рынке ресторанных услуг за лидирующие позиции.

 

 

3 Рекомендации по внедрению современных форм обслуживания в практическую деятельность ИП ресторана «Столовая № 1»

 

3.1 Исследования и рекомендации  по улучшению уровня и форм  обслуживания в ресторане «Столовая  № 1»

 

В ходе написания дипломной  работы было проведено исследование с помощью анкетирования в  различных ресторанах города Краснодара, в том числе и в ресторане «Столовая № 1», на тему «Влияние обслуживания на коммерческую деятельность ресторана города Краснодара». В исследовании принимали участие 100 потребителей в возрасте от 23 до 45 лет, которые являются жителями г. Краснодара, из них 55% - респонденты мужского пола и 45% - респонденты женского пола. Анкета содержала 30 вопросов с вариантами ответа и возможностью оставить свой отзыв, которая представлена в Приложении А. Основной массой респондентов являлись люди, ежемесячный доход которых не ниже 10 тысяч рублей. Из 100 человек опрошенных 65% – посещают рестораны сравнительно часто, а 35% – посещают, но редко, при этом частоту посещения можно распределить по трём этапам:

- 31% опрошенных посещают  рестораны 1 раз в неделю 

- 42% - не менее 2-х  раз в месяц, 

- 27% – 1 раз в полгода.

Основной причиной прихода в ресторан для 56% респондентов являлось проведение праздников, для 30% – решение проблем бизнеса  и для 14% – отсутствие возможности  готовить дома. Большинство респондентов, а именно 54%, оценивают обслуживание ресторанов Краснодара на оценку «хорошо» и 12 % - на «отлично», на оценку «удовлетворительно» обслуживание оценили 18%, и 16% опрошенных считают, что обслуживание и применяемые его формы могли бы быть и лучше.

Русскую кухню  предпочли 48% опрошенных, 21% – европейскую, 18% – восточную и по 6% респондентов – японскую и китайскую кухню. Большинство опрошенных, а именно 45 % предпочитают классический интерьер ресторанного заведения, средневековый – 27%, модерн – 21% и ампир – 7%. Среди опрошенных 55% респондентов считают, что в ресторане необходима зональность и 45% – считают, что она не нужна. По мнению 51% респондентов форменная одежда персонала должна быть в стиле заведения, 21% – предпочитают белый верх, черный низ, 13% – считает, что одежда должна быть удобной и комфортной для персонала, но невзрачной на вид и 15% предпочли топлесс.

За введение в ресторане дресс-кода для посетителей  проголосовало 58 % и против - 42%. Большинство  опрошенных (75 %) считает необходимым  наличие музыкального фона в заведении  и 25% респондентов считают это лишним. При этом, классическую музыку в зале ресторана предпочли 45 % опрошенных, 27% – шансон, по 9% – джаз и блюз, 4% – диско, и по 3% - рок и поп-музыку. На вопрос: «Необходима ли развлекательная программа или театрализованное представление?» 50% респондентов ответили, что необходима, и 50% – считают, что в этом нет необходимости. В плане форматного оформления меню, 55% опрошенных предпочли его оформление в стиле заведения, 30% – в традиционном стиле и 15% – в нетрадиционном. При этом 80% респондентов считают возможным совмещение в одном ресторане вегетарианского и невегетарианского меню и 20% – считают это невозможным.

Информация о работе Направления стратегической работы по повышению качества продукции, услуг и разнообразию используемых форм обслуживания для предприятий