Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:50, дипломная работа
Цель исследования – комплексное исследование теоретических и практических проблем повышения качества продукции и услуг, а также современных форм обслуживания, практикуемых в зале, что в совокупности представляет собой ассортиментную политику заведения в ресторанном бизнесе (на примере ИП ресторана «Столовая № 1»).
Задачи исследования:
- охарактеризовать особенности ассортиментной политики предприятия общественного питания и применяемы при этом формы обслуживания потребителей;
- изучить деятельность ИП ресторана «Столовой № 1» на рынке сферы ресторанного бизнеса г. Краснодара;
- проанализировать работу предприятия по формированию ассортимента и продвижению продукции ресторана с возможным внедрением разноплановых форм обслуживания;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества обслуживания, расширению современных форм обслуживания и оптимизации управления ассортиментом как процессом в ИП ресторане «Столовая № 1».
Принципами SWOT-анализа являются следующие:
- максимальный учет всех сильных и слабых сторон ресторана,
- учет возможностей и угроз в развитии ресторана,
- сопоставление силы и возможности, силы и угроз, слабости и возможности, слабости и угроз,
- использование: силы против угроз, возможностей против слабостей и в целом потенциала поля силы и возможностей против потенциала (проблем) поля слабостей и угроз,
- продуцирование выводов и обобщение по результатам исследования.
Успех ресторана зависит не только от соответствия его деловых возможностей основным требованиям целевого рынка, но и от того, превосходят ли они потенциал конкурентов. Наиболее эффективно функционирует ресторан, который способен создавать и воспроизводить максимальную ценность ресторанной услуги для потребителя.
В ходе SWOT-анализа ресторана «Столовая № 1» были сформулированы основные сильные и слабые стороны предприятии, а также возможности и угрозы, которые исходят из внешней среды.
На основе полученных данных построена расширенная матрица SWOT-анализа, представленная в таблице 2.1, и сформулированы основные стратегии развития данного ресторана, которые основаны на комбинации внутренних и внешних факторов заведения.
В приведенной ниже матрице поэлементного SWOT-анализа представлены показатели внутренней и внешней среды ресторана и выведены на их основе стратегии.
SWOT-анализ показал, что в условиях кризисного состояния экономики меняются подходы к управлению рестораном – они становятся более профессиональными и акцентированными на стратегические аспекты.
Таблица 2.1 – Матрица SWOT-анализа ресторана «Столовая № 1»
Внешняя среда (рынок) | ||
Внутренняя среда (ресторан) |
Возможности
|
Угрозы
|
Сильные стороны
|
|
|
Слабые стороны
|
|
|
Заключение партнерских отношений с рядом туристских компаний по предоставлению ресторанных услуг туристам должно сыграть положительную роль в выполнении планов товарооборота, особенно в крылья сезона и в межсезонный период, а размещение рекламы в районе железнодорожного и автобусного вокзалов, по замыслу руководства ресторана, может привлечь дополнительный контингент клиентов.
Улучшение качественного состояния внутренней среды предприятия заложено в реализации стратегических опций (поля): слабые стороны – возможности.
Во-первых, руководством
ресторана планируется
Во-вторых, использование оптимальных режимов расхода электроэнергии, газа и воды путем установки счетчиков и системы контроля использования ресурсов.
В-третьих, улучшение кадровой работы посредством внедрения системы аттестации персонала и его ротации. Проведение обучающих мероприятий по повышению уровня квалификации персонала и качества обслуживания клиентов ресторана.
Теперь практически
все решения связанные с
Для повышения конкурентоспособности данного заведения необходимо повышать и оптимизировать: компетентность и профессионализм работников, способы организации производства и трудовых отношений, информационное обеспечение, качество конечной продукции и разнообразие форм обслуживания, связанных с презентацией новинок заведения, обучение и подготовку обслуживающего персонала.
2.3 Экономический
анализ коммерческой
Ресторан «Столовая № 1» находится вблизи от вокзала Краснодар-1, поэтому многие предпочитают после долгого и утомительного переезда заглянуть сюда, чтобы просто перекусить, выпить кофе, послушать хорошую музыку, отдохнуть в обстановке радушия и гостеприимства. Средний чек ресторана составляет около 1000 рублей.
Наценка на алкоголь составляет 150%, на блюда – 100%.
Ресторан имеет продукцию собственного производства – около 85% валового товарооборота и, соответственно, покупные товары – около 15%. Заполняемость ресторана в выходные и праздничные дни составляет около 100%, чему способствует периодическое обновление меню, меню от шеф-повара и широкий выбор напитков.
По классификации ресторан «Столовая № 1» следует отнести к городским ресторанам первого класса, так как его отличает гармоничность дизайна и обслуживания, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.
Хозяйственно-финансовая деятельность предприятия характеризуется многочисленными экономическими показателями, которые сводятся в определенную систему. Их можно подразделить на:
а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей,
б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений или процессов измеряется,
в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношений.
Для исследуемого предприятия характерно применение всех приведенных показателей.
Товарооборот составляет 4500 тыс. рублей в месяц, 54 млн. рублей в год. Анализ товарооборота ресторанного хозяйства позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов является основой планирования объёма реализации предприятия питания.
Кроме того, следует отметить, что анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах, его объём с момента действия новых продажных цен необходимо разделить на индекс цен.
Оценка плана валового товарооборота ресторана «Столовая № 1» в 2009 - 2010 году представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Оценка плана валового товарооборота ресторана
в 2009 – 2010 гг., млн.руб.
Показатель |
Фактически за прошлый год |
Отчётный год |
% выполнения плана |
Отклонение от плана |
В % к прошлому году | |||||
план |
фактически | |||||||||
сумма |
удельный вес, % |
сумма |
удельный вес, % |
сумма |
удельный вес |
в сумме |
по удельному весу, % | |||
Общий объём товарооборота (валовой) | ||||||||||
а) в действую-щих ценах |
41,2 |
100 |
50,6 |
100 |
54,02 |
100 |
106,7 |
3,42 |
- |
12,82 |
б) в сопостави-мых ценах |
29,4 |
100 |
36,14 |
- |
38,58 |
100 |
- |
- |
- |
2,44 |
В данном случае, исходя из показателей экономической деятельности ресторана «Столовая № 1» в 2009 году, согласно данных таблицы 2.2, фактический валовой товарооборот ресторана составил 41,2 млн. руб., в отчётном 2010 году – 54,0 млн. руб. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары составил 1,4.
Фактический валовой товарооборот в сопоставимых ценах равен:
Тсц = 54,0 : 1,4 = 38,57 млн. руб.,
где Тсц – фактический валовой товарооборот в сопоставимых ценах.
Влияние ценового фактора на товарооборот в динамике составило 15,43 млн. руб.
Таким образом, за счёт ценового фактора товарооборот ресторана «Столовая № 1» увеличился на 15,43 млн. руб. (54,0 – 38,57). При этом доля прироста товарооборота (Мп ) за счёт ценового фактора составила:
Мп = (15,43 : 12,8) * 100 = 121%.,
где Мп – доля прироста товарооборота за счёт ценового фактора.
Чтобы изучить влияние ценового фактора на изменение товарооборота в динамике, следует из фактического объёма товарооборота отчётного года вычесть его сопоставимый объём. Фактический валовой товарооборот отчётного года в действующих ценах равен 54,0 млн. руб., валовой товарооборот в сопоставимых ценах равен 38,57 млн. руб.
Таким образом, за счёт ценового фактора валовой товарооборот предприятия увеличился на
Т0 = 54,0 – 38,57 = 15,43 млн. руб., что составило 121% к товарообороту прошлого года.
Показатели оценки планового товарооборота приведённые в таблице 2.2 позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых – выполнение плана валового товарооборота в отчётном году в действующих ценах 133,4 %.
Во-вторых –
выполнение плана в сопоставимых
ценах составило 104,8%, что говорит
о значимости влияния ценовых
факторов на экономическую деятельность
предприятия общественного
На основании этого можно сделать вывод о том, что качество предоставляемых услуг следует улучшить, а также расширить спектр форм обслуживания, применяемых в ресторане, что поможет предприятию закрепить свои позиции на рынке, привлечь новых клиентов, а также не отставать от конкурентов, так как ведется жесткая борьба на рынке ресторанных услуг за лидирующие позиции.
3 Рекомендации по внедрению современных форм обслуживания в практическую деятельность ИП ресторана «Столовая № 1»
3.1 Исследования и рекомендации
по улучшению уровня и форм
обслуживания в ресторане «
В ходе написания дипломной работы было проведено исследование с помощью анкетирования в различных ресторанах города Краснодара, в том числе и в ресторане «Столовая № 1», на тему «Влияние обслуживания на коммерческую деятельность ресторана города Краснодара». В исследовании принимали участие 100 потребителей в возрасте от 23 до 45 лет, которые являются жителями г. Краснодара, из них 55% - респонденты мужского пола и 45% - респонденты женского пола. Анкета содержала 30 вопросов с вариантами ответа и возможностью оставить свой отзыв, которая представлена в Приложении А. Основной массой респондентов являлись люди, ежемесячный доход которых не ниже 10 тысяч рублей. Из 100 человек опрошенных 65% – посещают рестораны сравнительно часто, а 35% – посещают, но редко, при этом частоту посещения можно распределить по трём этапам:
- 31% опрошенных посещают рестораны 1 раз в неделю
- 42% - не менее 2-х раз в месяц,
- 27% – 1 раз в полгода.
Основной причиной прихода в ресторан для 56% респондентов являлось проведение праздников, для 30% – решение проблем бизнеса и для 14% – отсутствие возможности готовить дома. Большинство респондентов, а именно 54%, оценивают обслуживание ресторанов Краснодара на оценку «хорошо» и 12 % - на «отлично», на оценку «удовлетворительно» обслуживание оценили 18%, и 16% опрошенных считают, что обслуживание и применяемые его формы могли бы быть и лучше.
Русскую кухню предпочли 48% опрошенных, 21% – европейскую, 18% – восточную и по 6% респондентов – японскую и китайскую кухню. Большинство опрошенных, а именно 45 % предпочитают классический интерьер ресторанного заведения, средневековый – 27%, модерн – 21% и ампир – 7%. Среди опрошенных 55% респондентов считают, что в ресторане необходима зональность и 45% – считают, что она не нужна. По мнению 51% респондентов форменная одежда персонала должна быть в стиле заведения, 21% – предпочитают белый верх, черный низ, 13% – считает, что одежда должна быть удобной и комфортной для персонала, но невзрачной на вид и 15% предпочли топлесс.
За введение в ресторане дресс-кода для посетителей проголосовало 58 % и против - 42%. Большинство опрошенных (75 %) считает необходимым наличие музыкального фона в заведении и 25% респондентов считают это лишним. При этом, классическую музыку в зале ресторана предпочли 45 % опрошенных, 27% – шансон, по 9% – джаз и блюз, 4% – диско, и по 3% - рок и поп-музыку. На вопрос: «Необходима ли развлекательная программа или театрализованное представление?» 50% респондентов ответили, что необходима, и 50% – считают, что в этом нет необходимости. В плане форматного оформления меню, 55% опрошенных предпочли его оформление в стиле заведения, 30% – в традиционном стиле и 15% – в нетрадиционном. При этом 80% респондентов считают возможным совмещение в одном ресторане вегетарианского и невегетарианского меню и 20% – считают это невозможным.