Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:50, дипломная работа
Цель исследования – комплексное исследование теоретических и практических проблем повышения качества продукции и услуг, а также современных форм обслуживания, практикуемых в зале, что в совокупности представляет собой ассортиментную политику заведения в ресторанном бизнесе (на примере ИП ресторана «Столовая № 1»).
Задачи исследования:
- охарактеризовать особенности ассортиментной политики предприятия общественного питания и применяемы при этом формы обслуживания потребителей;
- изучить деятельность ИП ресторана «Столовой № 1» на рынке сферы ресторанного бизнеса г. Краснодара;
- проанализировать работу предприятия по формированию ассортимента и продвижению продукции ресторана с возможным внедрением разноплановых форм обслуживания;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества обслуживания, расширению современных форм обслуживания и оптимизации управления ассортиментом как процессом в ИП ресторане «Столовая № 1».
В плане предпочтений алкогольных напитков 19 % респондентов за то, чтобы карта винно-водочных изделий в ресторане имела расширенный ассортимент вин, 15 % - за широкий ассортимент водки, 12% – считают, что в карте вин достойное место должен занимать коньяк, 10% – коктейли, 9% – вермут, 7% – бренди, по 5% – джин, виски, ликер, глинтвейн, грог, и 4% отдают предпочтение крюшонам. По вопросу курения в зале ресторана 55% опрошенных считают возможным нахождение в одном зале курящих и некурящих посетителей и 45% – считают это невозможным.
Из 100 человек опрошенных 60% считают, что максимальная стоимость обеда одного человека в ресторане должна быть от 500 до 1000 рублей, 30% - что не больше 500 рублей, и 10% – свыше 1000 рублей. На вопрос: «Сколько денег вы могли бы заплатить за один вечер в ресторане?», 55% ответили – от 1500 до 2500 рублей из расчета на человека, 25% – от 500 до 1500 рублей, 20% – от 2500 до 3500, 10% – в зависимости от повода и 5% – свыше 5000 рублей.
По мнению 95% наличие охраны в зале необходимо, 5% считает, что в этом нет необходимости.
Большинство опрошенных (90 %) считают, что реклама ресторана в СМИ необходима.
У 45% респондентов, являющихся посетителями ресторанов ежемесячный доход семьи составляет от 20 до 30 тысяч рублей, у 25% – от 10 до 20 тысяч рублей, у 15% – от 30 до 40 тысяч рублей, 15% – воздержались от ответа.
Самыми известными ресторанами по мнению респондентов, являются «Екатеринодар», «Столовая № 1», «Мадьяр» и «Рояль».
Вопросы анкеты, предлагаемой посетителям ресторанов города были составлены так, чтобы выявить основные факторы, влияющие на качество обслуживания предприятий сферы ресторанного бизнеса и выявить объективное мнение потребителей, связанное с оценкой работы ряда ресторанов. Результаты исследования представлены на рисунках 3.1 – 3.4.
На рисунке 3.1 представлены основные факторы, влияющие на качество обслуживания в ресторане.
Анализируя данные рисунка
3.1, видно, что большей части
Рисунок 3.1 – Факторы, влияющие на качество обслуживания по всем ресторанам Краснодара
В ходе исследование особое внимание в сравнительном аспекте было сконцентрировано на трех ресторанах города – это «Екатеринодар», «Столовая № 1» и новый ресторан «Самогонъ».
Если рассматривать каждый из ресторанов в отдельности, то в ресторане «Екатеринодар» процентное соотношение по значимым факторам, как представлено на рисунке 3.2, следующее. Согласно представленным данным на рисунке 3.2, можно сделать вывод, что преобладающее количество опрошенных (19%) обращают внимание на график работы персонала и индивидуальный подход к клиенту, а именно 9% и 10% соответственно. Опыт работы отметило только 3% респондентов, 2% отметили уровень образования как фактор, влияющий на качество обслуживания.
Рисунок 3.2 – Факторы, влияющие на качество обслуживания в ресторане «Екатеринодар»
Проводя исследования в ресторане «Столовая № 1» выявлена другая картина, результаты которой представлены на рисунке 3.3.
Из рисунка 3.3 видно, что 19% респондентов считают основным в ресторане – индивидуальный подход к клиенту, возможно, это связано с тем, что данный ресторан посещают в основном люди 35 лет и старше, внимательно относящиеся к своему здоровью и стремящиеся получать удовольствие от еды не только вкусной, но и полезной. График работы персонала как фактор, влияющий на качество обслуживания в ресторане «Столовая № 1» отметили 6% респондентов и 5% - опыт работы в этой сфере. В графе «Личное мнение» несколько потребителей отметили, что хотели бы в качестве официантов видеть молодых людей мужского пола.
Рисунок 3.3 - Факторы, влияющие на качество обслуживания ресторана «Столовая № 1»
Итоги исследования факторов, влияющих на качество обслуживания в ресторане «Самогонъ» представлены на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 - Факторы, влияющие на качество обслуживания ресторана «Самогонъ»
Согласно представленным данным рисунка 3.4, можно сделать следующий вывод, что 14% опрошенных обращают внимание при посещении ресторана на график работы персонала, объясняя это тем, что заведение работает круглосуточно. Довольно высокие требования предъявляются и к обслуживающему персоналу, в этом плане 18% респондентов отметили, что для них главное – это индивидуальный подход к клиенту, а уровень образования и опыт работы были отмечены 5 – ю % и 7 % респондентов соответственно.
Подводя общий итог, следует отметить, что основными факторами, влияющими на качество обслуживания в ресторанах г. Краснодара стали график работы персонала и индивидуальный подход к клиенту.
Меньше всего обращают внимание на уровень образования обслуживающего персонала.
Многие рестораторы заведений данной сферы категорически настаивают на включении бизнес-процесса «Прием и обслуживание гостей» в процесс «Продажи». С точки зрения сугубо формальной, это возможно, поскольку многие исполнители участвуют в обоих процессах. Все зависит от организации работы предприятия. Однако, учитывая огромную значимость качества приема и обслуживания гостей для конечных результатов ресторанного бизнеса, целесообразно выделять этот бизнес-процесс в самостоятельный. В этом случае, по сравнению с процессом «Продажи», существенно расширится круг действий, исполнителей и ответственных. Тогда и внимание к его протеканию будет совсем другое как у руководства предприятия, так и у исполнителей. Ведь даже повар, оформляющий блюдо и не имеющий непосредственного отношения к продажам, через свое искусство участвует в обеспечении качества обслуживания гостей. Аналогичное утверждение справедливо и для уборщиков, охранников и ряда других сотрудников предприятия, труд которых, так или иначе, влияет на восприятие предприятия гостями, их отношение к нему в будущем.
Следует отметить, что процесс приема и обслуживания гостей по степени влияния на эффективность ресторана является одним из наиболее проблемных. Среди гостей ресторана, которые были опрошены в ходе различных исследований, имеется значительный процент, который не удовлетворен качеством обслуживания. Поэтому данный бизнес-процесс должен быть заложен в основу обучения при подготовке и повышении квалификации обслуживающего персонала ресторана. При этом необходимо акцентировать внимание не только на стандарты приема и обслуживания, но и на профессиональные стандарты. Чтобы осуществить организацию бизнес-процесса «Прием и обслуживание гостей» на предприятии, необходимо уметь:
- отлаживать бизнес-процесс «Прием и обслуживание гостей» на предприятии;
- выбирать и внедрять стандарты приема и обслуживания гостей, совершенствовать применяемые формы обслуживания;
- контролировать соблюдение контактным персоналом требований, установленных на предприятии стандартов приема и обслуживания гостей;
- проводить исследования степени удовлетворенности гостей качеством приема и обслуживания на предприятии, их формами, следить за тенденциями изменения их восприятия потребителями;
- организовывать и проводить работу по предотвращению злоупотреблений контактного персонала в ходе приема и обслуживания гостей;
- организовывать обучение (повышение квалификации) контактного персонала практическим навыкам, которые практикуются при технике и способах подачи, из которых складываются определенные формы обслуживания, а также по соблюдению требований установленных в ресторане стандартов приема и обслуживания гостей;
- разрабатывать, внедрять и применять систему мотивации и стимулирования персонала, обеспечивающую формирование и совершенствование клиенто-ориентированного подхода к гостям;
- разрабатывать и применять процедуры предотвращения злоупотреблений, связанных с приемом и обслуживанием гостей на предприятии;
- контролировать эффективность затрат на реализацию процессов приема и обслуживания гостей ресторана по установленным критериям.
В бизнес-процессе «Прием и обслуживание гостей» мелочей не бывает. Кроме строгого соблюдения выбранных для ресторана стандартов, как минимум следует:
Основной задачей в
процессе обслуживания в ресторане
выявить причину
Основная проблема, по-видимому,
заключается в том, что стандарты
облуживания применяются
Поэтому, делая вывод по совершенствованию организации обслуживания и использованию разноплановых его форм при работе в зале с потребителями ресторана «Столовая № 1», можно наметить к осуществлению ряда мероприятий:
1. Усовершенствовать систему обслуживания.
2. Повысить качество обслуживания клиентов официантами.
4. Установить более строгий контроль менеджера зала над работой официантов.
3. Отработать поведение официантов до автоматического уровня, в том числе и в часы массовой загруженности заведения.
4. Наладить дисциплину в коллективе.
5. Усовершенствовать систему доставки блюд по заказам на вынос.
6. Пересмотреть графики работы персонала, чтобы работники каждого звена могли справляться со своими должностными обязанностями.
7. Периодически обновлять обложки меню в соответствии с той концепцией работы, которая преобладает в тот или иной момент, чтобы всё было в едином стиле.
8. Сообщать посетителям о проходящих акциях в печатном виде (листовки, карточки на столах), так как официанты не всегда оглашают эту информацию.
Вынося оценку качеству обслуживания, потребитель сравнивает свои ожидания с полученной услугой. Обслуживание может превзойти все ожидания. Если ожидания и реальность совпадают, клиент остается удовлетворенным и дает положительную оценку качеству услуги. Если обслуживание не отвечает представлениям клиента, услуга для него имеет отрицательное качество.
Внимательное отношение, а именно индивидуальное обслуживание и внимание, которое персонал демонстрирует клиенту, всегда оценивается позитивно со стороны гостя. Чтобы обеспечить преданность клиента к предприятию, необходимо показать, что конкретный клиент является особенным для предприятия, что его индивидуальные требования в этом заведении рассмотрят.
Для эффективной организации обслуживания посетителей ресторана, управляющему следует знать основы состояния и тенденции изменения потребностей того целевого сегмента рынка, на который работает данный ресторан.
3.2 Рекомендации по
внедрению новых форм
Для ресторана «Столовая № 1» характерна официантская система обслуживания, которая обеспечивает высший стандарт обслуживания потребителя, который представляет собой систему работы контактного персонала.
Стандарты обслуживания регламентируют:
- общие нормы поведения персонала во время работы и отдыха,
- нормы поддержания
помещения и инвентаря в
- порядок сервировки и подачи блюд,
- нормы поведения персонала
во время общения с гостями
(приветствие, общение на
- порядок реагирования на просьбы гостей, их жалобы и претензии.
Стандарты приема и обслуживания гостей – это своего рода устав для персонала, в соответствии с которым сотрудники осуществляют свою деятельность по обеспечению надлежащего уровня сервиса в ресторане.
Грамотно составленные стандарты обслуживания делают работу сотрудников легче и спокойнее, ведь они знают, что есть установленный порядок, который предусматривает различные комбинации ситуаций и нормы поведения в каждой из них. Результат выполнения предписаний этих стандартов обслуживающим персоналом отражается «на выходе» после посещения ресторана гостем, а именно на его эмоциях, впечатлениях и в итоге на решении: придти ли ещё раз в этот ресторан, советовать ли это место друзьям или лучше забыть его, как страшный сон.
В ресторане, как правило, практикуется системный подход к изучению и внедрению стандартов, другими словами, к процессу обслуживания – от встречи до прощания, что с гостем делать и как с ним быть. Но, к сожалению, не всегда цепь событий включает в себя глагол делать, то есть знать и выполнять.
Очень важно помимо выполнения стандартов в процессе обслуживания при осуществлении той или иной формы – скорость. Неважно, обед это или ужин: если гостю бутылку вина подают через 20 минут после заказа, а открывают ещё через 20, желание выпить переходит в раздражение и ощущение того, что «мышей здесь не ловят…»
При написании данной работы было проведено наблюдение за работой официантов в зале, в целях выявления степени соблюдения персоналом стандартов обслуживания при осуществлении соответствующих форм в зале при работе непосредственно с гостями. В результате было выявлено следующее: