Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:50, дипломная работа
Цель исследования – комплексное исследование теоретических и практических проблем повышения качества продукции и услуг, а также современных форм обслуживания, практикуемых в зале, что в совокупности представляет собой ассортиментную политику заведения в ресторанном бизнесе (на примере ИП ресторана «Столовая № 1»).
Задачи исследования:
- охарактеризовать особенности ассортиментной политики предприятия общественного питания и применяемы при этом формы обслуживания потребителей;
- изучить деятельность ИП ресторана «Столовой № 1» на рынке сферы ресторанного бизнеса г. Краснодара;
- проанализировать работу предприятия по формированию ассортимента и продвижению продукции ресторана с возможным внедрением разноплановых форм обслуживания;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества обслуживания, расширению современных форм обслуживания и оптимизации управления ассортиментом как процессом в ИП ресторане «Столовая № 1».
1. Стандарт № 1 гласит:
«Приветствие гостя,
С учетом этих рекомендаций
в зале ресторана «Столовой №
1» с гостями здороваются
2. Стандарт № 2 гласит: «Напитки подавать в течение 5 – 7 минут» - в этом плане в работе официантов большие наблюдаются пробелы, так как бутылки с винами гостям порой приходится ждать минут по 40.
3. Стандарт № 3 гласит:
«Блюда подаются в течение
20 – 25 минут. Если время выполнения з
4. Стандарт № 4 гласит «Официант должен практиковать наблюдательность, быть готовым помочь гостю, не заставлять его ждать» - по сути, выполнения этого стандарта, помогает сделать гостя сторонником данного заведения. Но на практике, как правило, всё обстоит наоборот. Гостям самим приходится по долгу ждать официантов, периодически размахивать руками, чтобы привлечь к себе их внимание, а бармен – это, вообще, недосягаемая личность, у которого всегда есть что-то поважнее гостя.
5. Стандарт № 5 гласит
«Счет подается в течение 3
минут с момента просьбы гостя.
6. Стандарт № 6 гласит:
«Когда гость покидает
Делая вывод по итогам наблюдения, можно отметить следующее, что хотя кухня ресторана «Столовой № 1» и безупречна, но вот сервис желает оставлять лучшего. Прекрасным блюдам шеф-повара необходимы не только украшения из зелени и виртуозно нарезанного дайкона, но и атмосферу, которую должны создавать работники зала. Поэтому, в качестве рекомендаций руководству ресторана можно предложить делать анализ процесса обслуживания, который помогает не только привлечь гостей, но и, главное, их удержать. Исходя из всего сказанного для данного ресторана можно предложить в качестве метода обучения персонала проводить периодически с ним тренинги для совершенствования используемых и практикуемых форм обслуживания.
Официантская форма обслуживания имеет много достоинств, а именно:
- позволяет обеспечить высокую степень использования гостевых залов, увеличить число посадочных мест,
- обеспечивает гибкость
в системе обслуживания
- делает возможным
непосредственный контакт
- создает условия для повышения статуса потребителя.
Примерная программа тренинга с официантами может иметь следующий вид, представленный в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Программа тренинга для обслуживающего персонала ресторана
«Столовой № 1»
Содержание тренинг - операций |
Проблемные ситуации |
Пути решения проблемной ситуации |
1. Снятие внутреннего
напряжения у официанта и |
В одних и тех же ситуациях разные категории гостей ведут себя по-разному. Условно их подразделяют на следующие группы: шумные компании, капризные или придирчивые, доверчивые или подозрительные. |
Участники тренинга подразделяются на группы, импровизирующие официантов и придирчивых, капризных гостей. Анализируют те ситуации, которые наиболее часто встречаются в их работе, разрабатывают удачные решения, сглаживающие остроту проблемы. |
Пример: придирчивые и капризные гости. |
Решение проблемы: 1)Предоставить гостям
возможность самим 2) Объяснения заказываемых
блюд и вин сделать по возможно 3) выполнять заказ
быстро, стараясь как можно меньше
оставлять гостей без внимания
(наливать прохладительные 4) диалог общения свести
только к ответам на | |
2. Диалоги по предложению блюд и вин |
Гостю не понятны названия некоторых блюд или ингредиенты, входящие в их состав; названия вин и их происхождение |
Постоянное изучение меню и карты вин с проведением аттестации |
3. Освоение техники
сервировки стола в |
Гостей раздражает постоянное движение официанта возле их стола, звон тарелок, стеклянной посуды и других предметов сервировки |
Отработка приемов сервировки стола тарелками с руки, приборами и стеклянной посудой с подноса или с руки, используя технические приемы предварительной сервировки стола. |
4. Освоение правил
обслужива-ния гостей в |
Примеры: гость заказал на обед рыбное горячее блюдо, стол засервирован тарелками и приборами по меню ужина, но гости заказали десерт и кофе по-венски |
Решение проблемы: Официант заменяет столовый прибор рыбным и рядом с фужером ставит бокал для белого вина. Отработка приемов сбора посуды и приборов в присутствии гостей (включая пирожковые тарелки и прибор со специями), сервировка стола по заказу |
Продолжение таблицы 3.1
Содержание тренинг - операций |
Проблемные ситуации |
Пути решения проблемной ситуации |
5. Приготовле-ние блюд в зале на виду у гостей |
Неуверенные действия официанта: отсутствие виртуозности, сосредоточенный взгляд, отсутствие улыбки |
Тренинг в проведении диалога с гостями в процессе приготовления блюда в зале (шутки, усиливающие эффект шоу), использование жестов и мимики. К участию в тренинге привлекается шеф-повар, который дает пояснения об особенностях приготовления блюда. Официант отрабатывает все операции по приготовлению блюда в присутствии гостей в спокойном темпе. Тренинг-менеджер контролирует скорость действий, заостряя внимание на слишком медленных или поспешных движениях. И в заключение каждый официант повторяет всё шоу вместе с репликами на глазах у гостей |
6. Решение конфликтных ситуаций |
Конфликтные ситуации могут быть обоснованными: задержка блюда; блюдо в стоп-листе; невозможность принять заказ на определенное время. Не обоснованные конфликтные ситуации: посетитель выходит за рамки человеческого поведения |
1) Официант должен уметь с достоинством признать ошибку; 2) Поставить себя на место гостя, и тогда проблема будет более близка ему; 3) Придерживаться принципа: доводы и факты должны быть твердыми, а слова -мягкими; 4) Привлечь третье лицо (метрдотеля или администратора) для разрешения конфликта с гостем. Если гость не реагирует на замечания администратора, необходимо обратиться к представителям охраны порядка |
В процессе обслуживания официанты выполняют комплекс действий по реализации кулинарной продукции, обеспечению потребления этой продукции и организации отдыха потребителей. Результатом действий официантов является услуга ресторана, которая должна быть безопасной, точной, своевременной, соответствовать своему целевому назначению, быть комфортной и эстетичной. Информация об услугах должна быть доступной и ясной. В ходе осуществления официантской системы обслуживания можно практиковать различные её формы в практической деятельности торговой группы помещений ресторана «Столовая № 1», основные из них представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Типы форм обслуживания при официантских технологиях
Тип обслуживания |
Особенности |
Требования |
Место и обстоятельства применения |
Французский |
во время обслуживания рядом со столиком клиента размещается дополнительный столик или тележка, где находятся приготавливаемые блюда; затем готовые блюда накладываются на тарелку, стоящую перед гостем; индивидуальное приготовление кушаний при клиенте |
большое пространство для обслуживающего персонала; специальное оборудование, тележки, высокого качества столы и стулья; обслуживание в соотношении 1:10; высококвалифицирован-ный обслуживающий персонал |
рестораны, специализирующие-ся на предоставлении услуги а lа carte |
«Серебряное» обслуживание английского типа |
еда подается с помощью официантского обслуживания «в обнос» |
обслуживание требует меньшего пространства; дополнительное необходимое оборудование |
при организации приемов |
«Серебряное» обслуживание французского типа |
клиент сам выбирает столовые приборы и накладывает кушанья с блюд |
для подогревания кушаний |
на выставках |
Неполное «серебряное» обслуживание |
основные блюда сервируются на тарелках; овощи и салаты подаются на стол обслуживающим персоналом |
меньше оборудования, меньше обслуживающего персонала, более индивидуальный выбор блюд, более быстрое обслуживание |
при повседневной работе в зале |
Российский |
кушанья ставятся на большой стол, горячие блюда подаются в соответствии с «серебряным» обслуживанием французского типа или на тарелках |
больших размеров стол, много декоративных элементов |
новогодние балы, свадебные мероприятия |
Тарелочный |
порция еды накладывается на кухне; быстрое, неформальное обслужи-вание |
непосредственное обслуживание с кухни, меньше оборудования |
При повседневном обслуживании в зале, а также при кейтеринге (выезде) |
Продолжение таблицы 3.2
Тип обслуживания |
Особенности |
Требования |
Место и обстоятельства применения |
Семейный |
кушанья, подаваемые на стол, включают традиционные этнические блюда: русские, дагестанские, европейские; специальные добавки, элементы самообслуживания; разнообразный ассортимент блюд, которые подаются в подогреваемых контейнерах |
необходимо соблюдение условий, характерных для традиционной сервировки блюд; необходимо оборудование для подогревания тарелок |
при повседневном обслуживании в зале, а также при организации доставок |
Применяемые формы обслуживания в ресторане, как правило, связаны с вопросом ценообразования. Так наценка на напитки должна уменьшаться пропорционально увеличению объема. Например, 0,33 л пива стоит 120 рублей, 0,5 – 150. Если бокал (150 мл) вина стоит 150 рублей, значит бутылку необходимо оценить в 700 рублей, а ещё лучше в 695. При таком ценообразовании официанту легче уговорить гостя её купить, оперируя при этом простым фактом, что бутылка – выгоднее. Аналогичная схема ценообразования должна быть применима и к сетам блюд, и к двойному кофе, и к специальным предложениям. Например, при заказе трех кружек пива – мясная закуска бесплатно, и, как правило, она должна быть острой или солёной, чтобы провоцировать жажду, чтобы большее количество жидкости могло понадобиться гостю – за его же деньги. На барной стойке просто по умолчанию нужно держать орешки или попкорн для предложения этого гостям к напиткам в нагрузку за счет заведения. Также здорово выглядят предложения типа: «Ведро Мохито за 1000» или «Четыре пива по цене двух».
Стоит отметить, что хорошо работают одинаковые цены. Например, салат «Цезарь» с цыпленком и «Цезарь» с креветками стоят по 345 рублей, при таком подходе, госте проще определиться со своим заказом, так как он в этом случае, спокойно выберет тот вариант, который ему больше нравится. На блины, порцией в 3 штуки, также можно назначить фиксированную цену, а топпинги в догрузку – бесплатно. В этом случае считается средняя себестоимость, а цена устанавливается чуть больше. С алкоголем можно поступать по той же схеме: определяется нижняя планка цены и продается весь «Хаус» по одной цене. За коктейль просится цена меньше той суммы, в которую складывается стоимость отдельно взятых ингредиентов по меню. Официанту опять-таки будет проще убедить гостя совершить правильный выбор, а если ещё специальное предложение ввести на этот микс, то будет совсем легко. Можно дарить сувениры с логотипом заведения, в том числе и при заказе коктейлей. В залах ресторана «Столовая № 1» уместно устраивать какое-то веселое мини-шоу в честь выдающихся заказов, например, гость заказал бутылку Hennessy XO, а ему в исполнении бармена будет дополнительное сопровождение в виде танца или песни, или просто оповестят публику зала о суперзаказе ударом в рынду, чтобы последние заинтересовались: что это?! К тому же это может подтолкнуть других гостей, у которых увеличенное чувство «я» к соревнованию. Различные игры с выпиванием крепких напитков – тоже хорошая история, но в этом случае необходимо следить за состоянием гостей.
Если гости желают получить дисконтную карту ресторана «Столовая № 1», в этом случае целесообразно установить сумму заказа, при достижении которой дарится карта. Например, если средний чек в ресторане 1000 рублей, то можно установить планку в 5000 рублей. В этом случае, официант, видя, что гостям не хватает для её достижения совсем чуть – чуть, провоцирует их заказать ещё что-нибудь, это всегда работает.