Направления стратегической работы по повышению качества продукции, услуг и разнообразию используемых форм обслуживания для предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексное исследование теоретических и практических проблем повышения качества продукции и услуг, а также современных форм обслуживания, практикуемых в зале, что в совокупности представляет собой ассортиментную политику заведения в ресторанном бизнесе (на примере ИП ресторана «Столовая № 1»).
Задачи исследования:
- охарактеризовать особенности ассортиментной политики предприятия общественного питания и применяемы при этом формы обслуживания потребителей;
- изучить деятельность ИП ресторана «Столовой № 1» на рынке сферы ресторанного бизнеса г. Краснодара;
- проанализировать работу предприятия по формированию ассортимента и продвижению продукции ресторана с возможным внедрением разноплановых форм обслуживания;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества обслуживания, расширению современных форм обслуживания и оптимизации управления ассортиментом как процессом в ИП ресторане «Столовая № 1».

Вложенные файлы: 1 файл

DR_Aidy_po_assort_v_restorane.doc

— 683.00 Кб (Скачать файл)

1. Стандарт № 1 гласит: «Приветствие гостя, предоставление  меню. Прием заказа» - гостя необходимо  приветствовать в момент его появления, предоставить меню в раскрытом виде.

С учетом этих рекомендаций в зале ресторана «Столовой № 1» с гостями здороваются сразу, меню гостям приносят быстро, хотя, как  правило, кладут на стол в закрытом виде.

2. Стандарт № 2 гласит: «Напитки подавать в течение 5 – 7 минут» - в этом плане в работе официантов большие наблюдаются пробелы, так как бутылки с винами гостям порой приходится ждать минут по 40.

3. Стандарт № 3 гласит: «Блюда подаются в течение  20 – 25 минут. Если время выполнения заказа превышает 40 минут, необходимо предупредить об этом гостя. Официант должен записывать кто какие блюда и напитки заказал. А также дать рекомендации по сочетаемости, предложить попробовать новинки меню. Прием заказа – это возможность продажи» - в ходе работы в этом аспекте, ничего сверх озвученного гостям заказа официанты не предлагают. Подача, как правило, осуществляется вовремя. Однако, принося очередное блюдо, официанты довольно часто сами спрашивают гостей: «Кому? Кто заказывал?» - и так в течении всего вечера при работе с гостями в процессе обслуживания их за столами, как бы проверяя друг друга на терпение.

4. Стандарт № 4 гласит  «Официант должен практиковать  наблюдательность, быть готовым  помочь гостю, не заставлять  его ждать» - по сути, выполнения этого стандарта, помогает сделать гостя сторонником данного заведения. Но на практике, как правило, всё обстоит наоборот. Гостям самим приходится по долгу ждать официантов, периодически размахивать руками, чтобы привлечь к себе их внимание, а бармен – это, вообще, недосягаемая личность, у которого всегда есть что-то поважнее гостя.

5. Стандарт № 5 гласит  «Счет подается в течение 3 минут с момента просьбы гостя.  Гость должен получить сдачу  и копию фискального чека. Расчет  – это также возможность дополнительной продажи» - на практике официанты в зале счет подают, деньги забирают, сдачу приносят, но чек не дают, заказывать что-то ещё не предлагают.

6. Стандарт № 6 гласит: «Когда гость покидает ресторан, все сотрудники, работающие в  зале, должны с ним попрощаться и предложить заходить ещё» - в итоге, как правило, с гостями прощается только тот официант, который обслуживает данный столик, говоря покидающим зал «До свидания», на этом выполнение данного правила заканчивается.

Делая вывод по итогам наблюдения, можно отметить следующее, что хотя кухня ресторана «Столовой № 1» и безупречна, но вот сервис желает оставлять лучшего. Прекрасным блюдам шеф-повара необходимы не только украшения из зелени и виртуозно нарезанного дайкона, но и атмосферу, которую должны создавать работники зала. Поэтому, в качестве рекомендаций руководству ресторана можно предложить делать анализ процесса обслуживания, который помогает не только привлечь гостей, но и, главное, их удержать. Исходя из всего сказанного для данного ресторана можно предложить в качестве метода обучения персонала проводить периодически с ним тренинги для совершенствования используемых и практикуемых форм обслуживания.

Официантская форма  обслуживания имеет много достоинств, а именно:

- позволяет обеспечить  высокую степень использования гостевых залов, увеличить число посадочных мест,

- обеспечивает гибкость  в системе обслуживания потребителей,

- делает возможным  непосредственный контакт клиента  с обслуживающим персоналом, что  может быть использовано как  фактор продвижения услуги,

- создает условия для  повышения статуса потребителя.

Примерная программа  тренинга с официантами может  иметь следующий вид, представленный в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Программа  тренинга для обслуживающего персонала  ресторана 

    «Столовой № 1»

 

Содержание тренинг - операций

Проблемные ситуации

Пути решения проблемной ситуации

1. Снятие внутреннего  напряжения у официанта и гостей

В одних и тех же ситуациях разные категории гостей ведут себя по-разному. Условно их подразделяют на следующие группы: шумные компании, капризные или придирчивые, доверчивые или подозрительные.

Участники тренинга подразделяются на группы, импровизирующие официантов и придирчивых, капризных гостей. Анализируют те ситуации, которые  наиболее часто встречаются в  их работе, разрабатывают удачные решения, сглаживающие остроту проблемы.

 

Пример:

придирчивые и капризные  гости.

Решение проблемы:

1)Предоставить гостям  возможность самим познакомиться  с меню и картой вин; 

2) Объяснения заказываемых  блюд и вин сделать по возможности коротким;

3) выполнять заказ  быстро, стараясь как можно меньше  оставлять гостей без внимания (наливать прохладительные напитки,  раскладывать блюда в тарелки  гостей);

4) диалог общения свести  только к ответам на задаваемые  вопросы.

2. Диалоги по предложению блюд и вин

Гостю не понятны названия некоторых блюд или ингредиенты, входящие в их состав; названия вин  и их происхождение

Постоянное изучение меню и карты вин с проведением  аттестации

3. Освоение техники  сервировки стола в присутствии  гостей в зале

Гостей раздражает постоянное движение официанта возле их стола, звон тарелок, стеклянной посуды и других предметов сервировки

Отработка приемов сервировки стола тарелками с руки, приборами  и стеклянной посудой с подноса  или с руки, используя технические приемы предварительной сервировки стола.

4. Освоение правил  обслужива-ния гостей в соответствии  с заказом

Примеры: гость заказал  на обед рыбное горячее блюдо, стол засервирован тарелками и приборами  по меню ужина, но гости заказали десерт и кофе по-венски

Решение проблемы:

Официант заменяет столовый прибор рыбным и рядом с фужером  ставит бокал для белого вина. Отработка  приемов сбора посуды и приборов в присутствии гостей (включая  пирожковые тарелки и прибор со специями), сервировка стола по заказу


Продолжение таблицы 3.1

Содержание тренинг - операций

Проблемные ситуации

Пути решения проблемной ситуации

5. Приготовле-ние блюд  в зале на виду у гостей

Неуверенные действия официанта: отсутствие виртуозности, сосредоточенный  взгляд, отсутствие улыбки

Тренинг в проведении диалога с гостями в процессе приготовления блюда в зале (шутки, усиливающие эффект шоу), использование жестов и мимики. К участию в тренинге привлекается шеф-повар, который дает пояснения об особенностях приготовления блюда. Официант отрабатывает все операции по приготовлению блюда в присутствии гостей в спокойном темпе. Тренинг-менеджер контролирует скорость действий, заостряя внимание на слишком медленных или поспешных движениях. И в заключение каждый официант повторяет всё шоу вместе с репликами на глазах у гостей

6. Решение конфликтных  ситуаций

Конфликтные ситуации могут  быть обоснованными: задержка блюда;

блюдо в стоп-листе; невозможность  принять заказ на определенное время.

Не обоснованные конфликтные  ситуации: посетитель выходит за рамки человеческого поведения

1) Официант должен  уметь с достоинством признать  ошибку;

2) Поставить себя на  место гостя, и тогда проблема  будет более близка ему; 

3) Придерживаться принципа: доводы и факты должны быть  твердыми, а слова -мягкими; 

4) Привлечь третье лицо (метрдотеля или администратора) для разрешения конфликта с гостем. Если гость не реагирует на замечания администратора, необходимо обратиться к представителям охраны порядка


 

 

 

В процессе обслуживания официанты выполняют комплекс действий по реализации кулинарной продукции, обеспечению потребления этой продукции и организации отдыха потребителей. Результатом действий официантов является услуга ресторана, которая должна быть безопасной, точной, своевременной, соответствовать своему целевому назначению, быть комфортной и эстетичной. Информация об услугах должна быть доступной и ясной. В ходе осуществления официантской системы обслуживания можно практиковать различные её формы в практической деятельности торговой группы помещений ресторана «Столовая № 1», основные из них представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Типы форм обслуживания при официантских технологиях

 

Тип обслуживания

Особенности

Требования

Место и обстоятельства применения

Французский

во время обслуживания рядом со столиком клиента размещается дополнительный столик или тележка, где находятся приготавливаемые блюда; затем готовые блюда накладываются на тарелку, стоящую перед гостем; индивидуальное приготовление кушаний при клиенте

большое пространство для  обслуживающего персонала; специальное оборудование, тележки, высокого качества столы и стулья; обслуживание в соотношении 1:10; высококвалифицирован-ный обслуживающий персонал

рестораны, специализирующие-ся на предоставлении услуги а lа carte

«Серебряное» обслуживание английского типа

еда подается с помощью  официантского обслуживания «в обнос»

обслуживание требует  меньшего пространства; дополнительное необходимое оборудование

при организации приемов

«Серебряное» обслуживание французского типа

клиент сам выбирает столовые приборы и накладывает кушанья с блюд

для подогревания кушаний

на выставках

Неполное «серебряное» обслуживание

основные блюда сервируются  на тарелках; овощи и салаты подаются на стол обслуживающим персоналом

меньше оборудования, меньше обслуживающего персонала, более индивидуальный выбор блюд, более быстрое обслуживание

при повседневной работе в зале

Российский

кушанья ставятся на большой  стол, горячие блюда подаются в  соответствии с «серебряным» обслуживанием  французского типа или на тарелках

больших размеров стол, много декоративных элементов

новогодние балы, свадебные  мероприятия

Тарелочный

порция еды накладывается  на кухне; быстрое, неформальное обслужи-вание

непосредственное обслуживание с кухни, меньше оборудования

При повседневном обслуживании в зале, а также при кейтеринге (выезде)


Продолжение таблицы 3.2

Тип обслуживания

Особенности

Требования

Место и обстоятельства применения

Семейный

кушанья, подаваемые на стол, включают традиционные этнические блюда: русские, дагестанские, европейские; специальные добавки, элементы самообслуживания; разнообразный ассортимент блюд, которые подаются в подогреваемых контейнерах

необходимо соблюдение условий, характерных для традиционной сервировки блюд; необходимо оборудование для подогревания тарелок

при повседневном обслуживании в зале, а также при организации доставок


 

Применяемые формы обслуживания в ресторане, как правило, связаны с вопросом ценообразования. Так наценка на напитки должна уменьшаться пропорционально увеличению объема. Например, 0,33 л пива стоит 120 рублей, 0,5 – 150. Если бокал (150 мл) вина стоит 150 рублей, значит бутылку необходимо оценить в 700 рублей, а ещё лучше в 695. При таком ценообразовании официанту легче уговорить гостя её купить, оперируя при этом простым фактом, что бутылка – выгоднее. Аналогичная схема ценообразования должна быть применима и к сетам блюд, и к двойному кофе, и к специальным предложениям. Например, при заказе трех кружек пива – мясная закуска бесплатно, и, как правило, она должна быть острой или солёной, чтобы провоцировать жажду, чтобы большее количество жидкости могло понадобиться гостю – за его же деньги. На барной стойке просто по умолчанию нужно держать орешки или попкорн для предложения этого гостям к напиткам в нагрузку за счет заведения. Также здорово выглядят предложения типа: «Ведро Мохито за 1000» или «Четыре пива по цене двух».

Стоит отметить, что хорошо работают одинаковые цены. Например, салат  «Цезарь» с цыпленком и «Цезарь» с креветками стоят по 345 рублей, при таком подходе, госте проще  определиться со своим заказом, так как он в этом случае, спокойно выберет тот вариант, который ему больше нравится. На блины, порцией в 3 штуки, также можно назначить фиксированную цену, а топпинги в догрузку – бесплатно. В этом случае считается средняя себестоимость, а цена устанавливается чуть больше. С алкоголем можно поступать по той же схеме: определяется нижняя планка цены и продается весь «Хаус» по одной цене. За коктейль просится цена меньше той суммы, в которую складывается стоимость отдельно взятых ингредиентов по меню. Официанту опять-таки будет проще убедить гостя совершить правильный выбор, а если ещё специальное предложение ввести на этот микс, то будет совсем легко. Можно дарить сувениры с логотипом заведения, в том числе и при заказе коктейлей. В залах ресторана «Столовая № 1» уместно устраивать какое-то веселое мини-шоу в честь выдающихся заказов, например, гость заказал бутылку Hennessy XO, а ему в исполнении бармена будет дополнительное сопровождение в виде танца или песни, или просто оповестят публику зала о суперзаказе ударом в рынду, чтобы последние заинтересовались: что это?! К тому же это может подтолкнуть других гостей, у которых увеличенное чувство «я» к соревнованию. Различные игры с выпиванием крепких напитков – тоже хорошая история, но в этом случае необходимо следить за состоянием гостей.

Если гости желают получить дисконтную карту ресторана  «Столовая № 1», в этом случае целесообразно  установить сумму заказа, при достижении которой дарится карта. Например, если средний чек в ресторане 1000 рублей, то можно установить планку в 5000 рублей. В этом случае, официант, видя, что гостям не хватает для её достижения совсем чуть – чуть, провоцирует их заказать ещё что-нибудь, это всегда работает.

Информация о работе Направления стратегической работы по повышению качества продукции, услуг и разнообразию используемых форм обслуживания для предприятий