Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:00, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ негосударственных и некоммерческих организаций (НКО) в сфере туризма, определение места НКО в инфраструктуре туризма и выявление специфики их деятельности.
Задачи:
— анализ законодательной базы деятельности НКО;
— определение специфики деятельности НКО;
— сбор материалов для анализа НКО в сфере туризма;
— наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;
— заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».15
Современную рыночную экономику можно разделить на три основных сектора. Такое трехсекторальное деление позволяет выделить основные институты, которые функционируют в обществе, определив их отличительные признаки.
Первый сектор — государственный. Он включает органы законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, все виды предприятий и организаций, основанных на государственной форме собственности, а также предприятий смешанной формы собственности, предполагающих преобладающую долю государственного участия и действующих в любой сфере деятельности.
Второй сектор — коммерческий или бизнес— сектор. Это сектор негосударственных коммерческих фирм, действующих на основе рыночных законов.
Что же касается третьего сектора, то существуют узкая и широкая трактовка этого понятия. Согласно узкой трактовке третий сектор — это сектор негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социально–значимых проблем общества. Согласно широкой трактовке — это совокупность государственных и негосударственных некоммерческих организаций всех направлений деятельности.
Третий сектор — это лишь одно из множества определений, которые используют для его обозначения. Этот сектор также называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности, негосударственный либо неправительственный сектор — обозначает, что составляющие его организации не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя некоторые из них и могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже могут быть уполномочены выполнять определенные функции правительства. Так, в США, уполномоченные образовательные организации осуществляют правительственные полномочия по выдаче лицензий. 16
С другой стороны, термин «неправительственный» можно рассматривать с позиции широкого вовлечения населения в общественную жизнь, что отражает динамику социальной организованности на всех уровнях — местном, региональном, национальном, межнациональном и связано с процессом становления гражданского общества.
Термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организации не навязывается сверху, а происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого–либо общественного противоречия или реализации какой–либо общественной потребности. Действительно, многие некоммерческие организации, существуя и действуя, не регистрируются в силу разных и отнюдь не криминальных причин. Стихийно рождающиеся и исчезающие в процессе самоорганизации и саморазвития, эти группы подчас остаются известными только тем, кто в них участвовал и с ними взаимодействовал;
1) независимый сектор — множественность в первую очередь финансовых источников делает его относительно независимым и от государства и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие из организаций этого сектора являются неформальными. Не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организация или частному бизнесу; 17
2) некоммерческий, неприбыльный
сектор — это важнейший констит
Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально–экономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Однако потенциал российского некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения.
На ноябрь 2001 года в России по данным Министерства юстиции было зарегистрировано более 350 тысяч некоммерческих общественных организаций, примерно 70 тысяч из них (по мнению экспертов) работают активно на постоянной основе».18
Главной целью третьего сектора (первым сектором традиционно считают государственный, вторым — коммерческий, третьим — неправительственный (общественный), как раз и является поддержка достойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распределении материальных благ; общественный контроль за соблюдением законов. Различные общественные движения и объединения могут стать в России мощным инструментом социального развития общества, сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной России, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие третьего сектора есть вопрос социально–политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности. 19
Третий сектор в России
не имеет достойной
Государственная поддержка в форме поступлений из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов составляет 1,2% в общем объеме финансирования НКО, выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг населению — 35,8%.
Основной источник финансирования НКО — это членские взносы, пожертвования и другие безвозмездные поступления (63%). Из них поступления от населения составляют 15,6%, поступления из–за границы — 10,7%, поступления от российских юридических лиц — 73,7% (рис. 1).20
По тому вкладу, который некоммерческий сектор вносит в экономику страны, Россия сравнима с развивающимися или бывшими социалистическими странами, хотя и несколько отстает от них: доля некоммерческого сектора в ВВП в Венгрии — 2,8%, в Колумбии — 2,1% (рис.2). Что касается развитых стран, то от них по этому показателю Россия отстает существенно: доля некоммерческого сектора в ВВП в Нидерландах — 15,8%, в США — 7,5%. Причина отставания прежде всего в том, что негосударственные поставщики общественно значимых услуг практически не привлекаются к реализации государственных (муниципальных) заказов. Доля государственной поддержки в бюджетах НКО беспрецедентно низка.
Это противоречит общемировой практике: государственная поддержка составляет от 76,5% доходов НКО в Бельгии и 59,0% в Нидерландах до 30,5% — в США, а в странах Восточной и Центральной Европы данные показатели колеблются на уровне 20―40%. В доходах российских НКО невелика доля платных услуг, что объясняется особенностями налогового законодательства, не поощряющего хозяйственную деятельность некоммерческих организаций. Это также противоречит международному опыту: в США доходы НКО от экономической деятельности составляют 56,6%, в Бельгии — 18,6%, в Нидерландах — 38,6%, в странах Восточной и Центральной Европы — 45―55%. Высокий уровень безвозмездных пожертвований, образующих финансовую базу НКО, говорит о щедрости российского бизнеса, благотворительных фондов и населения. Но в то же время он является показателем финансовой неустойчивости, нестабильности положения сектора в целом. 21
По структуре доходов некоммерческого сектора, объему доходов, отношению доходов сектора к численности населения страны Россия сравнима с Пакистаном.
Для сравнения, в западных странах, и особенно в США, частные лица за последние 20–30 лет сумели занять первое место среди спонсоров, инвестирующих в национальную экономику, оттеснив на задний план государство и всемогущий крупный капитал. Известно, что только в США, например, от частных лиц «третьего» сектора в этот процесс ежегодно вливается несколько триллионов долларов, что значительно превышает расходы государства и корпораций вместе взятых.
Из этого следует, что частные лица, составляющие «третий» сектор и действующие в нем посредством независимых, неприбыльных, некоммерческих отношений собственности, в западной цивилизации уже начинают играть роль «первой» скрипки», став и заказчиками и исполнителями конкретных проектов и программ, отводя государству и капиталу роль простого слушателя и пассивного участника событии.
Поэтому в западных странах
процесс развития экономики все
более попадает под определяющее влияние «третьего»
сектора в лице частных собственников.
Он создает новую социальную структуру
общества, до предела усложняет процесс
управления старыми (государственно–
Для успешного продвижения по пути создания постиндустриального общества, используя передовые технологии и информационные системы, государство должно поддерживать «третий» сектор. В России независимые, неприбыльные, некоммерческие (пострыночные) отношения собственности необходимы для создания условия для опережающего развития страны.
Сегодня очень много
говорят о необходимости
В 2001 году Фондом «Общественное мнение» было проведено социологическое исследование по проблемам становления гражданского общества в России и выявлению мотивов участия россиян в общественных организациях. «На вопрос: «Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение «гражданское общество»? только 16% россиян ответили: «знаю», 28% — «слышал», 40% — «слышу впервые», 16% — «затрудняюсь ответить». Всех, кто «знает» и «слышал», попросили объяснить своими словами, что такое «гражданское общество». На эту просьбу откликнулись всего 22% опрошенных, и они дали вполне внятные ответы, отражающие разные аспекты классических определений этого понятия: 8% говорили о гражданских правах, 2% о возможностях граждан влиять на государство, 1% упоминали в разных контекстах понятия «демократия», 1% упоминали гражданские свободы, 2% рассуждали о солидарности и единении граждан, 2% — о гуманизме, нравственности и справедливости, 1%— о культуре и цивилизованности. Кроме того, 5% опрошенных выражали бытовое понимание: гражданское общество объединяет людей–граждан своей страны».23
Из приведенного социологического опроса следует, что нет общего понимания категории «гражданского общества», а значит, будет страдать эффективность формирования гражданского общества.
Существует множество
определений понятия «
«Гражданское общество в России возможно при многочисленных свободных ассоциациях граждан с многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою повседневную деятельность никаким государственным чиновникам».25
С возникновения первых общественных организаций прошло очень много времени, и важно отметить, что их деятельность и влияние с тех пор выросли до мировых масштабов. Сегодня в мировой практике они играют огромную роль в решении социальных и других вопросов планетарного масштаба. Они являются связующим звеном между государствами, государства и отдельных граждан. Они активно участвуют в формировании и самоорганизации гражданского общества. В мире деятельность общественных объединений принято относить к так называемому «третьему сектору». Полагается, что демократические общества делятся на три сектора: государственный, рыночный и некоммерческий.
Для всех организаций третьего сектора характерна деятельность ради общественного благополучия. Одними из основных задач этих организаций является — расширение пределов свободы и наделение населения властью, вовлечение населения в процесс социальных изменений, в развитие социальной защиты.
Однако, мнение и представление о деятельности общественных объединений у граждан российского общества неоднозначное. По данным специальных опросов Фонда общественного мнения, «российские граждане в большинстве своем продолжают видеть в общественных организациях номинальные структуры, а не реально действующие социальные институты»: 70% респондентов или вообще ничего не знают, или лишь «что–то слышали» об этих организациях; почти столько же (73%) ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они участвовать в деятельности одной из них. И даже те, кто осведомлен о деятельности таких организаций, часто не верят в их эффективность.
Видимо, этот факт можно
объяснить несколькими
Информация о работе Негосударственные некоммерческие организации России в сфере туризма