Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:00, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ негосударственных и некоммерческих организаций (НКО) в сфере туризма, определение места НКО в инфраструктуре туризма и выявление специфики их деятельности.
Задачи:
— анализ законодательной базы деятельности НКО;
— определение специфики деятельности НКО;
— сбор материалов для анализа НКО в сфере туризма;
— незначительной географией влияния общественных объединений;
— недостаточным освещением деятельности общественных организаций в СМИ;
— дискредитацией лидеров общественных объединений, которые ушли в политику;
— убеждение значительной части населения о том, что многие общественные объединения существуют за счет западных грантов, этот факт также влияет на отношение к общественных организациям.
Число людей, проявляющих гражданскую активность в России, составляет, по оценкам неправительственных организаций, в пределах одного–двух миллионов человек. С учетом общей численности населения, составляющей 160 миллионов человек, это кажется немного. Однако по–иному заставляет считать правозащитник Александр Даниэль, говорящий, что это 'серьезная цифра для страны, где еще несколько лет назад даже намерение организовать клуб авторов и исполнителей собственных песен вызывало постоянное и неблагосклонное внимание со стороны спецслужб. Если говорить более детально, то в России зарегистрировано 300 000 организаций гражданского общества. Согласно экспертным оценкам, 70 000 из этих организаций действительно активно действуют, другие же, напротив, существуют только на бумаге. Еще более осторожные оценки исходят из того, что число стабильных и работоспособных гражданских организаций составляет от 20 000 до 30 000, то есть, примерно, одну десятую часть от зарегистрированных организаций. Круг клиентов этих организаций охватывает, согласно оценкам Центра по вопросам развития демократии и прав человека, примерно, 20 миллионов человек в год. Например, в 1998 году их услугами воспользовались более 20% (взрослых) городских жителей России. 26
Английские исследователи Дэвид Битэм и Кевин Бойл считают, что в современных условиях гражданское общество можно считать таковым, если в нем присутствуют следующие составляющие:
— рыночная экономика;
— независимые средства массовой информации и связи;
— негосударственные оценки всех аспектов политики правительства;
— множество добровольных организаций во всех сферах общественной жизни.
Очень важно подчеркнуть, что гражданское общество формируется только в условиях свободной деятельности граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые защищают интересы граждан и определённых групп общества, будучи сами защищенными соответствующими законами от незаконных действий со стороны структур государственной власти и бюрократии.
Для того чтобы понять, существует ли в России гражданское общество, рассмотрим два вопроса:
— наличие необходимых
условий для существования
— наличие составляющих этого гражданского общества.
Современные российские и зарубежные исследователи рассматривают процессы формирования гражданского общества в России в контексте развития демократических процессов в последние годы. Действительно, существование гражданского общества и его успешное функционирование тесно связано с наличием в обществе необходимых демократических институтов. В этом смысле весьма важным представляется, как в самом обществе оценивается достигнутый уровень демократии.
Причина такого отношения со стороны граждан к вновь образованным организациям, очевидно, заключается в том, что к этому времени в общественном сознании не были сформированы ценности, способные пробудить общественную активность индивидов и свободных ассоциаций граждан. Граждане в своем большинстве не видели в таких организациях возможности отражения и защиты своих интересов в рамках действующей государственной системы.
Развитие гражданского общества в России во многом связано с изменениями в массовом сознании, а процесс изменения массового сознания — это исторически длительный процесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.27
Можно сделать вывод о
том, что при всей слабости
демократических традиций и
Говоря о развитии гражданского общества в России, необходимо особо остановится на вопросе о свободных ассоциациях граждан или, как сейчас принято говорить, о неправительственных, некоммерческих организациях.
По определению, данному Организацией Объединённых Наций, неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов и руководимые людьми, объединенными общими интересами, неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль над деятельностью полиции и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне.
Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем, например в области прав человека, окружающей среды и здравоохранения.
Массовое создание неправительственных организаций в России приходится на начало 90–х годов. Граждане, чувствующие необходимость глубоких перемен, активно включались в процесс поиска ответов на существующие проблемы в обществе, предлагая конкретные программы деятельности своих самодеятельных организаций. По данным Организации Объединенных Наций, с начала 90–х годов в России было зарегистрировано от 300 до 500 тысяч неправительственных организаций различного уровня. Эту цифру часто приводят в качестве аргумента наличия гражданского общества в России. Но, к сожалению, только количественные показатели в данном случае не могут служить характеристикой уровня развития гражданского общества в России.28
Следует особо подчеркнуть, что гражданское общество — это не только наличие независимых ассоциаций граждан, но и существование таких социальных отношений в обществе, при которых эти ассоциации способны играть роль обоюдополезного посредника в отношениях между индивидом и государством и, в случае необходимости, обладая необходимым авторитетом и влиянием, в состоянии защитить индивида от незаконных действий государственных структур и бюрократического аппарата.
Особенность процесса становления
неправительственных
Одна из серьезных проблем развития гражданского общества заключается в слабой законодательной базе, регламентирующей деятельность общественных, неправительственных организаций. Значительная ответственность за существующее неадекватное законодательство лежит на профильном комитете Государственной Думы РФ, который призван был изначально заниматься разработкой законов, которые должны были способствовать развитию деятельности общественных организаций.
Другая проблема заключается в том, что до сих пор на законодательном уровне не решен вопрос о механизме и источниках финансовой поддержки деятельности свободных ассоциаций граждан. В данном случае речь идет совсем не о прямом финансировании неправительственных организаций со стороны государства, что просто невозможно. Речь идет о создании такой системы законодательных актов, которая позволила бы бизнесу через систему налоговых льгот определённую часть средств из своей прибыли переводить на поддержку деятельности НПО, а государственным структурам, привлекая неправительственные организации к реализации социально значимых проектов, передавать им часть своих полномочий вместе с финансовым обеспечением их участия в решении конкретных задач.
Еще одна проблема — это поддержка гражданского общества со стороны государства. Такая поддержка институтов гражданского общества в России необходима в силу специфики исторического развития нашей страны.
Успешное развитие и функционирование гражданского общества во многом зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют составляющие самого гражданского общества. В этом смысле особое значение имеет налаживание эффективного взаимодействия между государством и неправительственным сектором, коммерческим сектором (частным бизнесом) и неправительственными организациями.
В формате диалога «государство — бизнес — институты гражданского общества» большое значение имеет тот факт, как будут складываться отношения институтов гражданского общества с бизнес–сообществом, насколько готово само бизнес–сообщество участвовать вместе с властными структурами и гражданским обществом в решении социальных проблем.30
Как уже отмечалось, процесс формирования в России полноценного гражданского общества еще не продвинулся столь далеко, чтобы само оно воспринималось крупным бизнесом как непременный и авторитетный участник социального диалога. Но слабость гражданского общества России не отменяет необходимости его участия в диалоге с бизнесом и властью. Опасность в том, что государственная власть, опирающаяся на силовые структуры и не ограниченная в своих отношениях с бизнесом активной позицией гражданского общества, подчас принимает не оптимальные и сбалансированные решения, основанные на согласии и ответственности всех слоев общества, а предпочитает односторонние принудительные меры, при этом, заметим, часто запоздалые.
Вместе с тем, как известно, в сегодняшней России необходимо прилагать большие усилия по поддержке самого процесса становления гражданского общества, укреплению его институтов, необходимо фиксировать и совершенствовать механизмы социального диалога. Для этого требуется укреплять позиции субъектов социального диалога, прежде всего в лице общественных неправительственных организаций, поднимать их престиж и влияние. А это, в свою очередь, предполагает огромную информационную работу, решение вопроса финансирования деятельности НПО, развитие международных связей неправительственных организаций, включая налаживание широкого и равноправного международного диалога на уровне гражданского общества, серьезную междисциплинарную научно–исследовательскую деятельность и многое другое.
Как известно, Россия, провозгласив себя социальным государством, стремится к достижению определенного уровня социальной защищенности своего населения, достижению неких социальных стандартов. С точки зрения социальной экологии, совершенно очевидно, что в этом процессе не общество должно получить от власти и бизнеса обещания достигнуть какого–то уровня социальных гарантий, а само гражданское общество должно сформулировать и представить власти и бизнесу ожидаемый уровень социальных стандартов и защищенности граждан. Поэтому составление социальной отчетности бизнес–структурами с активным участием представителей гражданского общества можно рассматривать как один из маленьких, но реальных практических шагов в этом направлении.
Процессы развития гражданского общества в России тесно связаны с гораздо более сложной проблемой — институционализацией самого российского общества. Люди не могут объединяться в ассоциации, эффективно защищать общественные интересы, если они не знают, в каком обществе живут, на каких принципах и ценностях оно основано, каковы права и обязанности его граждан.
При этом неправительственные
организации как форма
В условиях успешного функционирования гражданского общества происходит сокращение участия государства в решении различных социальных проблем общества и привлечение к решению этих проблем коммерческих структур и неправительственных организаций: государство делегирует им как своим партнерам часть средств и ответственности за решение конкретных задач общества.
Исследования показывают, что сегодня уровень влияния и авторитета неправительственных организаций в России остается крайне низким. Властные структуры в своем большинстве не идут на широкое сотрудничество с такими организациями, видя в них оппозиционное начало, мешающее спокойной работе бюрократической машины. При этом оппозиционность часто понимается как конфронтационность, хотя на самом деле многие неправительственные организации могут успешно работать только при тесном сотрудничестве с властными структурами.
Есть еще одно обстоятельство, которое, к сожалению, приходится констатировать: в строительство гражданского общества вовлечена меньшая часть граждан страны. Но именно это меньшинство, сознательно разделяющее ценности демократии и гражданского общества, очевидно, должно не только формировать образцы гражданского социального поведения, которые могли бы послужить практическим привлекательным примером для остальных, но и взять на себя основной труд и ответственность за утверждение в обществе этих ценностей.
Гражданское общество в России должно пройти еще очень большой и сложный путь, прежде чем российские свободные ассоциации, неправительственные организации, общественные объединения смогут вести равноправный диалог с бизнесом, с властью, будут пользоваться авторитетом у средств массовой информации и получат свободный доступ на каналы телевидения и радио.
Рассмотрим отдельные региональные объединения и союзы в области туризма. Российскую ассоциацию туристических агентств, Ассоциация курортов и туризма Ставропольского края, Уральская Ассоциация туризма, Ассоциацию Туроператоров, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма, Республиканский центр туризма и отдыха Удмуртской Республики, Ассоциация туризма Тверской области, ассоциация агентств делового туризма, ассоциация туристических агентств республики Татарстан, Казахстанская туристическая ассоциация, региональный отраслевой союз туриндустрии Сибири, Российская гостиничная ассоциация, Московская Ассоциация Туристических Агентств, Ассоциация Экологического Туризма, некоммерческое партнерство томских туристических организаций, некоммерческое партнерство «Пермская туристическая гильдия», некоммерческое партнерство «Офис Туризма Великого Новгорода».
Информация о работе Негосударственные некоммерческие организации России в сфере туризма