Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:04, курсовая работа
Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Пространственная композиция в архитектуре образуется традиционно тремя средствами: расположение объёма в пространстве; взаимным отношением пропорций, симметрий, цветов, масштабированием архитектурного объёма, его частей и деталей; включение в композицию и активное использование элементов садово-паркового искусства, живописи или скульптуры.
Введение
Отношения и пропорции
Контраст
Нюанс
Отношение и динамика
Соподчинение
Заключение
Город, расположенный на горизонтальной поверхности, распланированный в шахматном порядке и имеющий одинаковую высоту зданий, имеет лишь элементарное пространственное единство. Наличие в городе, имеющем однородную структуру, какого - либо контрастного массива (выделенная группа сооружений, парк, рельеф, водная поверхность) уже дает возможность добиться соподчинения и единства более активного порядка. При однородном построении пространственной формы соподчиненности между ее элементами не возникает; при нарушении же однородности, т. е. при возникновении различных состояний свойств, возможно возникновение соподчиненности.
Главный элемент пространственной формы
выделяется из соподчиненных при неравенстве
их по каким-либо признакам или свойствам.
Вертикальная плоскость, расчлененная
по горизонтали на три равные части (см.
рис.20), в отношении соподчинения частей
имеет преимущество перед плоскостью,
расчлененной на две равные части. В последнем
случае соподчинения не возникает, в первом
же - средняя часть плоскости может доминировать
в силу своего центрального положения.
Неравенство других свойств увеличивает активность
соподчинения. Контраст сопоставляемых
форм имеет определенные пределы, за которыми
при безграничном нарастании неравенства
состояний свойств между элементами произойдет
нарушение контраста как композиционного
средства, - разрушение единства и распад
элементов формы. Не следует, однако думать,
что чем активнее выражено соподчинение,
тем выше степень единства. Контраст и нюанс
- равноценные принципы композиционного
единства. При членении на три части в
асимметричной композиции главный элемент
не имеет геометрически центрального
положения, но он все же должен располагаться
на оси равновесия всех элементов, т. е.
иметь композиционно-центральное положение.
При соподчинении по вертикали между элементами
формы возникают весовые взаимоотношения,
обусловливающие ту или иную степень их
соподчиненности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.
Типы композиций:
- Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Зато важными являются соотношения ширины и высоты, форма, силуэт здания, вертикальный наклон, проёмы окон. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д.
- Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача архитекторов – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д.; сопоставляемые поверхности, контрастные по внешнему виду – скошенные, прямоугольные и др.; сопоставляемые цвета и фактуры.
- Композиция глубинно-пространственная. Для неё характерно создание таких форм, которые рождают у зрителей ощущение глубины архитектурного сооружения. Такой композиционный тип образуется либо закрытым сверху и со всех сторон пространством (например, интерьер), либо пространством, которое ограничено с одной стороны или с нескольких (экстерьер). Типичная глубинно-пространственная наружная композиция – внутренний двор, огороженный с нескольких сторон забором.
- Объемно пространственная композиция бывает не только внешнего, но и внутреннего пространства. Различаются такие её разновидности: зальная, связанная, ячейковая, анфиладная, коридорная. У каждой есть свои отличительные особенности и сфера применения. В архитектурной практике традиционно используется сочетание одновременно нескольких композиций, в результате чего образуется смешанная система.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы / Б. Мандельброт. – М.: Ин-т компьютерных исслед., 2002. – 856 с.
2. Исаева В.В. Фрактальность природных и архитектурных форм / В.В.Исаева, Н.В.Касьянов // Культура. Вестник ДВО РАН, 2006. – № 5. – С.119-127.
3. Мартынов Ф.Т. Концепция идеализированного
объекта системной теории
4. Саймондс Д. О. Ландшафт и архитектура. Москва: Стройиздат 1965.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.
6. Барабанов А.А. Чтение города.// Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства./ Под ред. А.А. Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Объемно-пространственная композиция
3. Объемно-пространственная композиция
4. Объемно-пространственная композиция