Организация государственного стратегического планирования туризма и туристской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:22, контрольная работа

Краткое описание

Для экономики России в условиях рыночной экономики государственное стратегическое планирование особенно актуально. По мере стабилизации ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Организация государственного стратегического планирования туризма и туристской деятельности в России………………………………...…...5
Заключение………………………………………...……………….……..14
Список литературы………………………………………...….………….15

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р стратегического планирования туризма и туристской деятельности в России.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Организация государственного стратегического планирования туризма и туристской  деятельности в России………………………………...…...5
  3. Заключение………………………………………...……………….……..14
  4. Список литературы………………………………………...….………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под организацией государственного управления обычно понимают систему  сознательных, целесообразных, планомерных  воздействий субъекта управления на его объекты для обеспечения  сохранения их качественной специфики, нормального функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней  среды.

С одной стороны, это организационно-техническая  сторона управления. С другой стороны, это социально-экономическая сторона  управления. Именно она определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.

Инструментами государственного регулирования экономики являются бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная политика, ускоренная амортизация, индикативное и стратегическое планирование.

Прямое воздействие государство  осуществляет средствами бюджетной  политики. Среди методов государственного регулирования преобладают формы  безвозвратного целевого финансирования, субвенции и субсидии, доплаты  из бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального  уровня, а также льготное кредитование. Целью таких методов является достижение государственных приоритетов  развития, защита общественно необходимых  секторов экономики. Для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных  преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности отечественных  товаров и услуг используется, налоговая политика. Внешнеэкономическая  политика необходима для воздействия  на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта услуг, капитала, регулирования валютного курса  и т.п.

Для экономики России в  условиях рыночной экономики государственное  стратегическое планирование особенно актуально. По мере стабилизации ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА  И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

 

Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния  различные секторы экономики. Вместе с тем до недавнего времени многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.

Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело  к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь  поток туристов и ведущие к  экономическим потерям.

В современном мире, в  условиях неконкурентоспособности  экономики многих стран на мировом  рынке, многие правительства рассматривают  туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение к туризму  как к инструменту развития общества и экономики базируется на его  эффективности в качестве мощного  ресурса занятости населения, а  также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.

Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно, что приводит к снижению конкурентоспособности этой прибыльной отрасли, отсутствие возможности наиболее полного удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма.

Впервые о необходимости  и важности планирования туризма  было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной  межпарламентской группой Нидерландов  совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МПС) и Всемирной  туристской организацией в апреле 1989 г. в Гааге.

Гаагская декларация впервые  определила необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы туризм составлял часть комплексного плана  развития страны наряду с другими  приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечением, образованием и др. Таким образом, туризм был  официально назван отраслью, которой  государства должны уделять такое  же внимание, как и другим видам  социально-экономической деятельности.

В этой декларации определяется необходимость принятия эффективных мер для содействия комплексному планированию туристского развития на основе концепции устойчивого развития, а также определено, что туризм должен планироваться государственными властями при участии туристской индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого явления .

В настоящее время стало  очевидным и принятым на международном  уровне не только то, что планирование и контроль развития туризма являются обязательной основой обеспечения  его успешного развития, но и то, что подходы к планированию туризма, определение его роли и места  в развитии страны или региона  должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного  экономического развития.

Важность планирования туризма  подтверждается и тем фактом, что  официальным основным приоритетом  деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее авторитетной международной межгосударственной организации в мире в сфере  туризма, является оказание практической помощи странам в области стратегии  планирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом специфики региона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспектив развития туризма.

Ко времени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устоялась и получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным.

 На сегодняшний день, общемировая туристическая индустрия  вовлекает в свой оборот колоссальные финансовые средства и человеческие ресурсы в виде туристов и работников, занятых в отрасли. Для многих государствах туризм превратился в существенный источник дохода от экспортной деятельности. Российская Федерация также включена в мировой процесс развития туризма и, несмотря на незначительные текущие финансовые показатели, имеет благоприятные прогностические тенденции для развития отрасли.

Туризм, являясь социально-экономической  подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность  системы «туризм» невозможна без  взаимодействия с другими отраслями  народного хозяйства. Поэтому обоснование  необходимости государственного регулирования  развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского  рынка, анализа роли туризма в  экономике страны, особенностей туристского  потребления и специфики туристского  продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в  частности, на экологическое состояние  и социально-культурное развитие страны.

Государственное регулирование  развития туризма - это воздействие  государства на деятельность хозяйствующих  субъектов и рыночную конъюнктуру  для обеспечения нормальных условий  функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Туризм планируется на национальном, региональном, местном  уровне, а также на уровне планирования дестинаций, или территорий туристского развития.

Национальный и региональный уровни (долгосрочный и стратегические уровни планирования туризма) предполагают формирования государственной, республиканской, региональной или областной политики развития туризма, законодательных  основ его развития, координацию  туристской деятельности как на отечественном, так и на международном уровне, а также рассмотрение других элементов, необходимых для развития и управления туризмом на стратегическом уровне, таких как создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны или региона как благоприятного для туризма, создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма, научное обеспечение туристской деятельности и др.

Первостепенной функцией стратегического туристского планирования является формирование национальной туристской политики. Это обусловлено тем, что  эта политика играет ключевую роль в определении направления туристского  развития и приведении его в соответствие с потребностями и интересами населения страны. Создание системы  управления туристской политикой также  является важнейшим аспектом планирования туризма на национальном уровне. Другие важные задачи, обычно решающиеся в  зарубежной и в отечественной  практике на национальном уровне, включают в себя:

- стратегическое планирование материальной базы, при котором определяются главные объекты туристского показа, регионы туристского развития и основные транспортные артерии;

- создание национальных стандартов по таким направлениям, как безопасность, подготовка кадров, а во многих странах охрана здоровья.

Существует тесная взаимосвязь между различными уровнями государственной исполнительной власти, осуществляющими планирование туризма. Чем более успешно реализуются национальные и региональные программы туристского планирования, тем более вовлеченными в них оказываются местные муниципальные городские и сельские администрации.

Местный оперативный уровень  планирования туризма охватывает более  детальные локальные программы  формирования и развития объектов туристского  показа, курортов, рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного, научного и других, в  масштабах не больших, чем город.

В отличие от долгосрочного  и стратегического местный уровень  планирования сосредоточен на выявлении  и разрешении срочных вопросов, связанных  с конкретными территориями, объектами, услугами или институциональными элементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровне должно осуществляться с учетом регионального и национального развития и не противоречить ему по своему содержанию.

Примерами деятельности, обычно ассоциируемой с планированием  туризма на местном уровне, являются:

- функциональное зонирование  рекреационных территорий, определяющее  их планировочное решение, ландшафтное  проектирование, размещение и принципы  архитектурно-планировочной организации  отдельных объектов;

- формирование и соблюдение  местных нормативно-правовых актов;  содействие участию в процессе  реализации всех заинтересованных  в развитии туризма людей и  организаций;

- планирование местной  туристской инфраструктуры, включая  определение потребностей в тепло-, электро - и водоснабжении;

- обеспечение доступности  всех туристских объектов для  местного населения;

- обеспечение рекреационных  и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;

- содействие в предоставлении  услуг, связанных с профессиональным  образованием, подготовкой и переподготовкой  кадров для местной индустрии  туризма, а также других услуг,  касающихся людских ресурсов;

- финансирование туристского  развития;

- маркетинг и продвижение  местных достопримечательностей  и туристских программ;

- вопросы налогообложения.

Степень участия местной администрации в процессе туристского планирования меняется по мере реализации программы развития туризма. Например, в случае, когда местная администрация определяет территорию для развития туризма, ее первоначальное участие будет весьма значительным: муниципальные власти нанимают для работы архитекторов, инженеров, экономистов, социологов, экологов и других специалистов. По мере реализации программы администрация постепенно уходит на задний план и передает лидерство компаниям частного сектора в вопросах организации финансирования, найма специалистов и консультантов, в строительстве и управлении туристскими инфраструктурой и услугами.

Информация о работе Организация государственного стратегического планирования туризма и туристской деятельности в России