Основные направления развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире туризм является одним из основных показателей устойчивости любой страны, и Россия не исключение. По данным Всемирной туристской организации сейчас Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма, но пока в этой стране это развивающаяся отрасль, поэтому выбранная тема для курсового проектирования актуальна. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Опираясь на опыт развития туризма ведущих индустриальных стран, Россия стремится расширить свой рынок туристических услуг, а также привлечь новые источники финансирования для расширения бизнеса данной отрасли.
Цель курсового проектирования: анализ тенденции развития туризма в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТУРИЗМЕ 5
1.1 Этимология понятия «туризм» и его значение 5
1.2 Типы, категории и виды туризма 7
1.3 Туристические ресурсы и их классификация 9
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РФ 10
2.1 Законодательная база туризма в России 10
2.2 Проблемы и перспективы развития туризма в России 12
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РФ НА ПРАКТИКЕ 14
3.1 Характеристика туристического агенства «Индия-Тур» 14
3.2 Анализ эффективности развития данной компании и рекомендации
по ее усовершенствованию 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Вложенные файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТУРИЗМЕ  5

1.1 Этимология понятия «туризм» и его значение  5

1.2 Типы, категории и виды туризма  7

1.3 Туристические ресурсы и их классификация  9

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РФ  10

2.1 Законодательная база  туризма в России  10

2.2 Проблемы и перспективы  развития туризма в России  12

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РФ НА ПРАКТИКЕ  14

3.1 Характеристика туристического  агенства «Индия-Тур»  14

3.2 Анализ эффективности  развития данной компании и  рекомендации  
по ее усовершенствованию  16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  21

ПРИЛОЖЕНИЕ  22

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире туризм является одним из основных показателей устойчивости любой страны, и Россия не исключение. По данным Всемирной туристской организации сейчас Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма, но пока в этой стране это развивающаяся отрасль, поэтому выбранная тема для курсового проектирования актуальна. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Опираясь на опыт развития туризма ведущих индустриальных стран, Россия стремится расширить свой рынок  туристических услуг, а также привлечь новые источники финансирования для расширения бизнеса данной отрасли.

Цель курсового проектирования: анализ тенденции развития туризма в России

Задачи курсового проектирования:

    • определить значение туризма
    • определить типы, категории и виды туризма
    • изучить туристические ресурсы и классифицировать их
    • ознакомиться с особенностями туризма в России
    • определить проблемы и перспективы туризма в России
    • проанализировать направления развития туризма на примере конкретной организации ООО «Индия-Тур»

Объектом исследования является туристическое агенство «Индия-Тур»

Предметом являются туристические услуги, реализуемые на российском рынке

При написании курсовой работы будут использованы современные информационные источники, такие как, федеральные законы и законодательные акты, специализированные учебные пособия, СМИ, а также Интернет-ресурсы по выбранной проблематике.

Для раскрытия темы курсового проектирования будут рассмотрены следующие вопросы:

    • характеристика составляющих индустрии туризма
    • туристические ресурсы и их классификация
    • проблемы и перспективы развития туризма в России
    • характеристика туристического агенства «Индия-Тур»

Практическая значимость курсового проекта заключается в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности и в применении данных материалов в будущей профессиональной деятельности.

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТУРИЗМЕ

1.1 Этимология понятия «туризм» и его значение

Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм» из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления довольно сложно. В процессе развития человечества давались различные толкования этому термину, и каждые из них отражали те или иные стороны туризма.

Само слово «туризм» имеет достаточное древнее происхождение и, к сожалению, не имеет славянских корней. Даже «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона» 1902 года не имеет статьи «туризм». Большинство исследователей согласны с тем, что слово имеет латинские и греческие корни. Корень «тур» происходит от латинского «торнаре» (tornare) и от греческого «торнос» (tornos), что означает оборот, круг, круговое движение. Через старо-французский язык это слово преобразовалось в средне-английском языке как «тур» (tour) и с середины 17 века стало обозначать путешествие. Прибавление к слову «тур» суффикса «изм» определяет слово, как процесс или действие, а прибавление суффикса «ист», определяет слово как, лицо, осуществляющее этот процесс или действие.

 

 Некоторые исследователи англо-саксонского происхождения слова считают, что ещё в 12 веке термин «torn» (прямой потомок латинского «tornare») использовался крестьянами для обозначения путешествий с намерением вернуться обратно. Позднее слово трансформировалось в современное английское «turn» (оборот, вращение, поворот) и вплоть до середины 18 века английская знать использовала это слово для обозначения путешествий, предпринимаемых для обучения и исследовательских целей. Знания, полученные в результате этих путешествий знати в разные части Королевства, в дальнейшем использовались для улучшения управления этими частями Королевства.

 

 Некоторые французские исследователи считают, что термин «туризм» происходит от древни-арамейского слова «tur», которое использовалось для обозначения путешествия, исследования и передвижения людей ещё в библейских текстах. Это слово впервые было использовано, когда Моисей повел народ в земли Ханаанские. 

 

 Другая группа французских исследователей считает, что происхождение этого слова не связано с лингвистикой, а относится к последнему имени французского аристократа Della Tour. Согласно этим исследованиям, когда Карл V, в 1516 году заключил договор с Англией, то в ознаменование этого события, будущий король Испании отдает семейству Della Tour эксклюзивные права на проведение коммерческих перевозок.

 

 Ещё одна версия происхождения слова «туризм» относится к скандинавскому эпосу. Исследователи, изучавшие древнескандинавские тексты и легенды, приходят к выводу, что термин «grand-tour» берет своё начало в больших путешествиях бога Одина по всему миру (а викинги действительно были большими путешественниками). Энергия путешествий, из скандинавской мифологии, была унаследована позднее всеми культурами Европы и стала обычной практикой в Англии и в других странах.

Каковы бы ни были этимологические корни происхождения слова «туризм», сейчас оно очень широко используется по всему миру и представить современный мир без туризма просто невозможно.

Однако, базовыми критериями для определения туризма являются:

    1. Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания
    2. Пребывание в другом месте:  место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 или более месяцев)
    3. Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда)

Исходя из этого можно сказать, что туризм – это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

1.2 Типы, категории и виды туризма

Туризм в современном мире проявляется в разных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т. е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящих от определенных практических целей.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

- внутренний туризм - путешествия граждан в пределах  государственных границ собственной  страны;

- въездной туризм - путешествия нерезидентов в  пределах государственных границ какой либо страны;

- выездной туризм - путешествия резидентов одной  страны в какую либо иную страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

- туризм в пределах  страны включает внутренний и  въездной туризм;

- национальный туризм  включает внутренний и выездной  туризм;

- международный  туризм включает въездной и  выездной туризм;

Указанные категории могут использоваться применительно к отдельной стране, к региону в данной стране, либо к региону, включающему несколько стран.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок.

В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма:

- лечебно-оздоровительный;

- культурно-познавательный;

- деловой;

- сельский;

- событийный туризм; 

- гастрономический; 

- научный; 

- спортивный;

- круизный;

- экологический; 

- религиозный и  паломнический;

- образовательный;

- приключенческий.

 

1.3 Туристические  ресурсы и их классификация

Туристские ресурсы - "природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов,содействовать восстановлению и развитию их физических сил" (ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г.)

В соответствии с Таблицей 1 туризм, в первую очередь, зависит от привлекательности территории, ее первичных или так называемых туристических ресурсов:

Таблица 1 Классификация туристических ресурсов

Природные ресурсы

климат, ландшафт, экосистемы

Культурные ресурсы

архитектурное наследие, произведения искусства, археологические и научные ценности, традиции, субкультурные образования

Социальные ресурсы

люди или организации, которые способствуют быстрому развитию туризма в регионе и обладают финансовым капиталом, способностями, знаниями; система охраны здоровья, окружающей среды и собственности; интересы местного населения


 

 

Кроме того, необходимо наличие на территории вторичных ресурсов:

  • Жилищный сектор (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы);
  • Сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные);
  • Сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий);
  • Транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы);
  • Информационный сектор (информационная туристическая сеть);
  • Дополнительные услуги и сервисная система.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ

2.1 Законодательная  база туризма в России

Основным законом, регулирующим права граждан в сфере туризма, в России является Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Данный закон ориентирован в основном на взаимоотношения, возникающие в коммерческом туризме, и практически никак не касается спортивного, самостоятельного и экстремального туризма. Большинство проблем, возникающих у людей, путешествующих по России, возникает в областях, выходящих за рамки данного закона и подзаконных актов.

Прежде всего, следует указать на то, что декларируемое в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека право на свободное перемещение внутри страны, в России ограничено в некоторых военных городках, на территории закрытых городов, и во всей пограничной зоне. Это может довольно ощутимо сказаться при планировании маршрута по территории России, так как пограничная зона здесь установлена в границах административных районов, и проходит в том числе и вдоль морского побережья страны. Способы получения пропусков в пограничную зону зачастую нетривиальные. Кроме этого существует множество неопределенных положений об осуществлении туризма в РФ, которые остаются не понятыми гражданами РФ.

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

  • развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий  и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта,  качества и безопасности туризма;
  • усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение  гражданско–правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
  • появлением правовых актов, регламентирующих вопросы  классификации и  стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
  • развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
  • формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций  (союзов туроператоров, банков и страховщиков);
  • комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм»  в смежных  с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);
  • развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
  • гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и т.д.

Информация о работе Основные направления развития туризма в России