Основные направления туристской политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов. В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 78.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов.     В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.   В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.   Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.   Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них:    - близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;       - соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;      - древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость);   - богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д.    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что туризм в Беларуси является составной частью социально-культурной жизни страны. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы усматривает его как реальный сектор экономики. На современном этапе развития туризма первоочередными задачами являются: обеспечение широкого выхода национального туристского продукта на мировой рынок, создание единой национальной системы активного отдыха, обеспечение оздоровления, физического и духовного развития народа.     Объектом и предметом нашего исследования являются приоритетные направления туристской политики в Республике Беларусь.     Целью данной работы является выявление и анализ приоритетных направлений туристской политики в Республике Беларусь.     Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:  -  рассмотреть семантический подход к туристской политике;   -  сравнить развитие туризма в Беларуси с его развитием в мире;   - проанализировать основные направления развития туризма в Рэспублике Беларусь.           Исследования и разработки осуществлялись с использованием методов системного, логического, исторического анализа, а также маркетинговых исследований.

 

 

ГЛАВА 1. Семантический подход к туристской политике

Субъектом системы туризма выступает человек-турист, удовлетворяющий свои потребности и желания в этой сфере. Для понимания экономических аспектов туризма целесообразно проанализировать эволюцию понятия «турист». Первое международное определение этого понятия было принято в 1937 г. Комитетом экспертов по вопросам статистики Лиги Наций. Туристом рекомендовалось считать лицо, которому присущи следующие признаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи с трудом и заработком. На их основе в дальнейшем формировался понятийный аппарат и специфическая туристская терминология.            Определение туриста дается в Законе Республики Беларусь «О туризме»: «Турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 6 месяцев или осещуствляющий не менее одной ночевки в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных или иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью».          Экскурсант — посетитель, находящийся в посещаемом месте менее 24 часов (без ночевки). В эту категорию включают также проживающих на борту судна пассажиров круизов, членов экипажей иностранных воздушных и морских судов (не являющихся гражданами страны пребывания и находящихся в ней в течение одного дня), транзитных однодневных посетителей.            К категории туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма следующие путешественники:         - лица, осуществляющие поездки в пределах своей обычной   среды (совершающие регулярные поездки между домом и работой или учебой; приграничные работники);          - лица, меняющие место жительства (долговременные мигранты, планируемое пребывание которых в посещаемом месте или стране превышает 12 месяцев; лица, переезжающие на новое место жительства внутри страны); лица без определенного места жительства (кочевники, бродяги, беженцы);

- лица, путешествующие в места осуществления оплачиваемой деятельности (временные мигранты — планируемое пребывание в посещаемом месте или стране составляет 12 месяцев или менее; сезонные рабочие; лекторы, артисты; гувернантки);

- прочие лица, не учитываемые в статистике туризма по традиции (транзитные пассажиры — при незаконном въезде в принимаемую страну; военнослужащие — при переезде.        Туристы в соответствии с основными типами туризма подразделяются на два вида: международные и внутренние.    Международный турист — это посетитель, путешествующий в какую-либо страну, не являющуюся страной обычного места жительства и находящуюся за пределами основной среды данного лица, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемой стране, и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемой стране.    Внутренний турист — это посетитель, постоянно проживающий в какой-либо стране и путешествующий в определенное место, находящееся в этой стране за пределами обычной среды данного лица, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемом месте.    Таким образом, в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ВТО понятие «турист» используются в отношении следующих лиц:              - совершающих поездку за пределы обычной среды;     - находящихся в посещаемом месте временно;      - путешествующих с туристскими целями (досуг, рекреация, отдых, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные намерения, лечение, религия, паломничество и др.), исключающими занятие деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте.     Только при наличии всех этих признаков путешествующее лицо можно рассматривать как туриста.          Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике и в специальной литературе называемый «туристским продуктом».          Туристский продукт — результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.  Туристские услуги — целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.   К туристским относятся услуги:        - по размещению туристов;         - перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно;    -обеспечению туристов питанием;        - перевозке туристов от места их прибытия в страну (место)  их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны (места) временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия;     - удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);         - удовлетворению деловых и научных интересов (участие; в конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);            - информационные (о туристских ресурсах того или иного  региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);            - средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом);         - организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);       - торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);      - посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);        - бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);   - спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).     Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо комплекс услуг, в совокупности своей образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непосредственное отношение. Тур – комплекс различных видов услуг, объединенных главной целью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенному маршруту с заранее установленной программой. Такой комплекс воспринимается потребителем как единый продукт и приобретается в совокупности всех его компонентов.       Тур, как правило, является первичной продажной единицей (товарной формой) туристского продукта, выпускаемой в сферу обращения. Кроме собственно туров на рынке предлагаются и находят спрос отдельные туристские услуги. Кроме нематериальных услуг туристу могут быть предоставлены специфические туристские материальные предметы потребления, сувенирная и иная товарная продукция (туристское снаряжение, карты, описания местности, путеводители, словари, пляжные принадлежности, спортивные и фототовары и т.д.).      Одним из важнейших признаков для классификации туров является количество пользователей. В соответствии с этим туры подразделяются на индивидуальные и групповые.      Индивидуальные туры предназначены для одного или нескольких лиц (до 5 человек). Как правило, такие туры формируются туристским предприятием на индивидуальной основе с. учетом персональных запросов и пожеланий клиентов.        Индивидуальные туры предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности. Но они более дорогие, так как транспортные услуги, услуги гида и др. турист оплачивает полностью, в отличие от групповых туров, где эта цена раскладывается на всех членов группы. Именно поэтому индивидуальные туры не всегда доступны массовому туристу.   Организация индивидуальных туров является трудоемким процессом, требующим применения компьютерной техники для осуществления бронирования, расчетов и других операций. С другой стороны, индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских предприятий, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с групповыми турами.    Групповые туры ориентированы на стандартизированные программы обслуживания и комплекс услуг, удовлетворяющих интересы массового потребителя. Такие туры могут формироваться как для относительно небольших (от 6 до 15 человек), так и для значительных групп туристов (например, морские круизы). Туристская группа формируется, как правило, исходя из принципов однородности (по месту проживания туристов, характеру обслуживания, общности профессиональных или любительских интересов) с учетом соблюдения ряда требований: технологических (количество мест в транспортных средствах,  обеспечение безопасности), социально-психологических (сходные мотивации у туристов и т.п.), наличие формального лидера — руководителя туристской группы. Последний является представителем туристского предприятия и выступает от его имени. Руководитель сопровождает туристов на протяжении маршрута, предоставляет путевую информацию, обеспечивает; выполнение договора о предоставлении туристских услуг, владеет профессиональными знаниями о стране (месте) пребывания и, как правило, языком этой страны (или общепонятным в ней).         Групповые туры более дешевые, что обусловлено главным образом предоставлением групповых скидок на размещение и перевозку. Это делает их доступными массовому туристу. В то же время в групповых поездках каждый из участников должен подчиняться установленному для группы порядку путешествия.           Принимая во внимание разнообразие потребностей туристов, туры могут иметь различную целевую направленность: познавательную, рекреационную, оздоровительную, развлекательную, любительскую, специализированную, ознакомительную. Указанный перечень туров не является исчерпывающим.          Основой для разработки и реализации туристского продукта является туристский маршрут – заранее спаланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг.     Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:       - организаторов туризма — туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);             - предприятия, предоставляющие услуга по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.д.);      - предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);     - транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);              - экскурсионное бюро;          - производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);    - предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);          - предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);  - учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);           - органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации); » учебные, научные и проектные учреждения.            Для туристской индустрии характерны процессы специализации, кооперирования и концентрации производства.      Специализация находит выражение в развитии средств размещения, различных форм обслуживания, изменнении характера деятельности предприятий питания и развлечений, возрастании числа новых туристский услуг, разнообразии видов туров и т. д.        Кооперирование представляет собой форму организации постоянных экономических связей между специализированными, но самостоятельными предприятиями по производству и организации туристских услуг и товаров.  Концентрация производства в туристской индустрии происходит путем как укрепление отдельных производственных единиц, так сосредоточение в рамках объединения широкого круга предприятий. Характерной особенностью процесса концентрации производства в туристской индустрии является его выход за пределы не только отдельных оьраслей, но национальных границ путем создания международных компаний.   Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впечатления.   Туристский интерес — перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе туристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.       Объекты туристского интереса — места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского интереса являются:    - привлекательность (аттракция) для туристов;      - познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);            - рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);      - известность (популярность среди туристов);      - необычность (экзотичность);               - выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);           - сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приему туристов);             - месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).       Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристкой индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, развлечения.        Туристские впечатления — комплекс эмоций, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впечатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия. Туристские ресурсы — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.         Туристские ресурсы являются национальным достижением. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Основой формирования туристского продукта являются, безусловно, природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.  Природные ресурсы — компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и т.д.); используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях туризма. Одни из них не возобновляются, другие — восстанавливаются (самостоятельно или при участии человека).    Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культуры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных промыслов и т.д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.    Наиболее распространенными формами включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются организация музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов. На базе туристских ресурсов образуются и развиваются туристские центры — местности, привлекающие туристов в силу наличия природных и культурно-исторических ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туристов информации о них.   Выделяют следующие типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный, приморский, альпийский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, водный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и др. Приведенная типология свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комбинированными.     С целью сохранения туристских ресурсов практически во всех странах выделяются охраняемые территории, где хозяйственная деятельность ограничена или прекращена вообще, за исключением той, которая необходима для развития растительного и животного мира и сохранения культурно-исторических объектов. Туризм на этих территориях осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах, с учетом пропускной способности территории или объекта.    Наиболее распространенными формами организации охраняемых территорий являются курорты и национальные парки.    Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.       Основными, тесно взаимодействующими друг с другом функциями курортов являются: оздоровительная, реабилитационная, профилактическая, анимационно-досуговая.        Различают следующие типы курортов: приморско-климатические, горно-климатические, бальнеологические и др.     Национальный парк — особо охраняемая территория, создаваемая для защиты ценных природных территорий национального или международного значения в целях науки, просвещения, отдыха.     Развитие туризма в национальных парках регулируется. Регулирование осуществляется планировочными методами (функциональное зонирование территории) и путем проведения организационных мероприятий (прокладка и маркировка туристских троп, рациональное размещение элементов материальной базы и инфраструктуры туризма).      Для рекреационных целей широко используются также биосферные заповедники – специально охраняемые территории, создаваемые с целью сохранения и развития генофонда биосферы, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных работ, сохранения культурного наследия.    Освоение и использование туристских ресурсов требует соответствующей инфраструктуры туризма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской индустрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к туристским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма. Исходя из выше сказанного, туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. Современный туризм характеризуется большим разнообразием видов. Классификация видов туристической деятельности производиться по целому ряду признаков, например, по характеру путешествий (индивидуальные или групповые), по использованию средств размещения в поездках, по целям поездки.

 

 

ГЛАВА 3. Основные направления развития туризма в Республике Беларусь

В различных странах и регионах туризм становится важной сферой деятельности и оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.  В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.            Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики страны.    В Республике Беларусь разработана Государственная программа развития туризма на 2011–2015 годы. Ее цель – создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование природных ресурсов и историко-культурного наследия Республики Беларусь, а также развитие внутреннего и въездного туризма.  Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг в рамках Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Государственная программа) предполагается разработка эффективной стратегии по продвижению отечественных туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристических рынков.          При этом эффективность реализации мероприятий Государственной программы в значительной мере зависит от уровня подготовки, умения и профессионализма специалистов, занятых в сфере туризма. При формировании кадрового потенциала туристической индустрии особое внимание следует уделять изучению иностранных языков, информационных и инновационных технологий.      Современные тенденции развития сферы туризма требуют эффективной интеграции науки и образовании. Следует обеспечить информационную доступность международной статистики, передовых научных разработок, учебной литературы и другой информации. Макроэкономическая оценка туризма, его социальной важности в соответствии с международной практикой должна быть основана на вспомогательном счете туризма. В этих целях необходима разработка методологических подходов для осуществления его экспериментального расчета в Республике Беларусь.       Построение вспомогательного счета туризма в Республике Беларусь позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в отечественную экономику и послужит весомым аргументом для привлечения в эту сферу государственных и частных инвестиций.   Государственная программа разработана для обеспечения вклада туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач:  - создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет высоких темпов развития туристической индустрии;   - повышение уровня жизни населения через доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста доходов жителей нашей страны;   - рост конкурентоспособности белорусской экономики путем повышения привлекательности страны как туристического направления;    - обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте. На сегодняшний день для формирования конкурентоспособного туристического рынка усилий по развитию только туристической индустрии недостаточно. Необходима реализация комплекса маркетинговых мероприятий, который позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики Республики Беларусь.     Основными направлениями развития туризма являются:   1. Транзитный и трансграничный туризм. Исходя из геополитического положения страны предопределено:        - развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением туристских достопримечательностей, расположенных вдоль автомагистралей и транспортных коридоров;          - организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;      - создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.).          2. Познавательный туризм. Для развития познавательного туризма предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается:     - создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей народов, проживающих на территории нашей республики;      - более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;   - более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому.    3. Агроэкотуризм. Относительно новый для Беларуси вид отдыха. В настоящее время гостей принимают более чем в 180 усадьбах. Все они очень разные. В одних туристам предложат отдельный домик с камином, бильярд и баню, в других – небольшую комнату в общем с хозяевами доме и таз с колодезной водой для умывания. Но во всех сельских усадьбах гостей вкусно накормят и предложат множество занятий.       Программой предусматриваются следующие направления развития агроэкотуризма:            - создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;          - активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;         - создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;         - создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе, организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;            - организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туровдля разныхвозрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, знакомство с флорой и фауной, редкими и исчезающими видами растений и животных и т. д.);       - фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.      Разновидностью агроэкотуризма может стать водный туризм.  
Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики..  
С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря;  
реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля.  
Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа "байдарка", малогабаритных (до 6,5 м) весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам. 
Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха. Программой предусмотрено строительство пассажирских судов и плавсредств соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов.     4. Спортивный туризм. Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили два основных направления в развитии спортивного туризма:           - организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками;        - посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.            Развитие этих направлений спортивного туризма предусмотрено осуществлять как для жителей республики, так и для иностранных туристов.  
Для организации туристских походов различных категорий сложности разработаны, приняты и рекомендованы специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси с благоприятными природными ресурсами — в Поозерье, Понеманье, Приднепровье, Полесье, Центральную Беларусь.  5. Лечебно-оздоровительный туризм. Уровень развития медицины и санаторная база в Беларуси привлекают в республику иностранных клиентов. Поправлять здоровье к нам едут поляки, немцы, израильтяне, граждане других стран ближнего и дальнего зарубежья, поэтому данное туристическое направление в республике активно развивается.  По данным Министерства здравохранения Беларуси, в настоящее время у иностранных граждан востребована стоматология. Перспективное направление – репродуктивная медицина, которая развита в республике на уровне мировых стандартов. Очень востребованы у иностранцев пластическая хирургия, гинекология и акушерство, трансплантология, кардиохирургия, лечение онкологических заболеваний, диагностические обследования, профилактическое лечение, восстановление после перенесенных заболеваний. В Беларуси иностранных туристов привлекает высокая квалификация белорусских врачей, оснащенность наших клиник, высокий уровень качества медицинских услуг. Только учреждения здравоохранения Минска в январе-июне 2011 года оказали медицинскую помощь 12283 иностранцам.        В республике существует множество предложений по организации отдыха и оздоровления в санаториях и здравницах. Основные профили лечения в белорусских санаториях: заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, гинекологические заболевания и болезни органов кровообращения.        Белорусские санатории обладают разнообразными ресурсами для лечения и оздоровления. В их числе уникальный микроклимат каждой здравницы, источники минеральных вод, лечебные грязи. Последние представлены двумя типами (сапропелевые или иловые грязи пресных озер и торфяные). Они богаты целлюлозой, кислотами и микроэлементами и используются для лечения заболеваний суставов, мышц, кожи. Местные минеральные воды применяются для лечения заболеваний органов пищеварения и желчевыводящих путей, печени и нарушений обмена веществ, а также периферической нервной системы, болезней органов кровообращения и дыхания. Некоторые добываемые на территориях санаториев воды уникальны для Беларуси. Есть минеральные воды, идентичные по составу добываемым из скважин литовского курорта Друскининкай или украинского Трускавца. В ряде мест Белорусского Полесья выявлены сульфидные (сероводородные) воды, по составу близкие к мацестинским, а естественные радоновые воды Беларуси аналогичны Мироновским и Хмельницким источникам Украины.   Согласно статистическим данным, в 2010 году в Беларуси отдохнули и укрепили здоровье 173 тыс. человек из ближнего и дальнего зарубежья.   Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является эффективное и рациональное использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры туризма. В этой связи предусматривается:  - более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики;        - обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях с расширением спектра предлагаемых туристских услуг;        - создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха;        - расширение географии предлагаемых иностранным туристам санаторно-курортных учреждений;         - рациональное использование природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, таких, как минеральные воды, торфогрязи, сапропели, типы торфов и др.         6. Деловой туризм. Сегодня каждый четвертый путешествующий в мире совершает поездку в связи со служебной необходимостью. Именно деловой туризм дает возможность познакомиться с новыми технологиями, встретиться с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг.           Рост деловой активности, расширение международных контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма. Основное внимание будет уделено:          - развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов;     - организации международных торговых выставок, ярмарок;   - созданию условий для оказания туристско-экскурсионных услуг при проведении международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций. 
 7. Религиозный туризм. На территории страны столетиями рядом проживают представители различных религий – христиане, иудеи, мусульмане и др. Культовые сооружения представителей разных вероисповеданий соседствуют во всех городах и местечках республики. Религиозный туризм в Беларуси в основном имеет просветительский характер. Однако наряду с познавательными путешествиями все больше людей ежегодно совершают паломничества. Верующие стремятся к чудотворным иконам и нетленным мощам белорусских святых: Евфросинии Полоцкой, праведной княгини Слуцкой Софии, святого праведного Иоанна Кормянского. В минском костеле святых Сымона и Алены и гродненском Фарном костеле хранятся дубликаты Туринской плащаницы. Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь в Жировичах дает всем страждущим возможность духовно совершенствоваться и позволяет некоторое время пожить в монастыре, чтобы найти свою дорогу к Богу. Принимают паломников и в православном Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре, расположенном на территории Брестской крепости. Здесь пилигримы могут вкусить духовной и материальной пищи, остаться на ночь в храме.   Паломнические туры по Беларуси часто приурочены к какой-либо определенной дате. Поклониться Святым мощам небесной покровительницы Белой Руси преподобной Евфросинии Полоцкой ежегодно приезжают 5 июня. Пешее паломничество католиков к Будславской иконе Божией Матери вот уже не одно столетие совершается 2 июля.       Определено два основных направления развития религиозного туризма: - поклонение главным религиозным святыням за пределами Республики Беларусь (для православных и иудеев – Святой Земли, для католиков – Гроба Господня и Рима, для мусульман – Мекки и Медины);  - посещение религиозных святынь на территории Республики Беларусь как жителями страны, так и иностранцами. Религиозный туризм предусматривается развивать при координации деятельности туристских организаций, религиозных конфессий и местных органов власти.   8. Региональная туристская политика. Она направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Ее основу составляют:       - создание структуры управления туризмом, позволяющей эффективно управлять и с максимальной выгодой для экономики регионов использовать имеющиеся на их территории ресурсы и материальную базу независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности при условии охраны окружающей среды;          - создание конкурентоспособного туристского продукта, удовлетворяющего экономическим, социальным и эстетическим потребностям населения при сохранении природного и историко-культурного потенциала;          - разработка механизмов по привлечению внутренних и внешних инвестиций;            - удовлетворение спроса населения на туристские услуги и товары;  - развитие туристской индустрии на уровне мировых стандартов.  Основными технико-экономическими условиями для реализации Программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011- 2015 годы являются:             - развитие системы единого информационного пространства в отрасли; - разработка и реализация первоочередных системообразующих турпродуктов и туробъектов, обеспечивающих устойчивое развитие туристской индустрии республики;         - разработка региональных программ развития туризма по внутриотраслевым секторам;          - оценка оптимальных объемов в инвестициях в соответствии с необходимыми темпами развития отрасли по регионам;     - создание и реализация сервисной инфраструктуры системообразующих туристских объектов;       - создание системы многоканального маркетинга, охватывающего все стадии продвижения национального турпродукта до потребителя. Реализация Государственной программы позволит стимулировать развитие сферы услуг, гостиничного хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания, строительства и реконструкции автомобильных дорог, благоустройства населенных пунктов, производства сувенирной продукции и создать условия рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия страны.    Подготовка и переподготовка кадров для туристической индустрии повысит качество туристических услуг, будет способствовать увеличению занятости населения, в первую очередь молодежи.     Развитие объектов туристической индустрии позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от реализации туристических услуг и связанных с ними видов деятельности, в том числе валютных поступлений.      В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011 - 2015 годах (приложению 1) планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:      - туристические прибытия (служебные, туристические и частные поездки) более чем в 1,6 раза;         - количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза;         - экспорт туристических услуг (по методологии Белстата) в 3,5 раза;  - выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза.           Развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал. Основными направлениями развития туризма являются: транзитный и трансграничный туризм, познавательный, агроэкотуризм, спортивный, лечебно-оздоровительный, деловой, религиозный. Значительное внимание уделяется региональной туристской политике. 24 марта 2011 года утверждена Государственная программа развития туризма на 2011-2015 года, целью которой является создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование туристских ресурсов нашей страны, а также развитие внутреннего и въездного туризма. 

 

 

 

ГЛАВА 2. Развитие туризма в Республике Беларусь и в мире

Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Зародился туризм в XIX веке в Англии. Известна даже точная дата основания туризма – 6 июля 1841 года. В этот день англичанин Томас Кук (1808-1885) открывает первое туристское агентство. Он совершил настоящее открытие: придумал туризм – один из самых доходных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства. Т. Кук, великий английский реформатор туризма, впервые начинает использовать железнодорожный транспорт для поездок среднего класса за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентствам, резервированию мест в транспорте и гостиничных номерах, классификации отелей, дорожным чекам, расписаниям и качественным путеводителям с исчерпывающей информацией.           В истории развития туризма принято выделять четыре этапа:   - до начала XIX в. – предыстория туризма;      - начало XIX в. – начало  XX в. – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;   - начало ХХ в. – до Второй мировой войны – зарождение массового социального туризма;           - после Второй мировой войны – современный этап – массовый социальный туризм; формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туристов.  Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. К концу 30-х гг. фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в странах с благоприятной политической обстановкой массовый туризм продолжал свое развитие.        Именно в это время правительства государств Европы обратили серьезное внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует тот факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли активное участие представители 14 европейских стран. В 1927 г. прошел Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).   Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет. Но в дальнейшем развитие туризма приобретает все более массовый характер. Довоенный уровень был достигнут уже в конце 40-х гг. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде, в Мексике, Панаме, на Кубе. Начиная с 1948 г. были разрешены поездки в Японию (запрещение въездного туризма было связано с милитаристской политикой Японии в отношении Китая 
в 1937-1945 гг.).           В 1947 г. МКОАПТ, МКОТО и МСОПТ были объединены в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Ее действительными членами стали как правительственные, так и неправительственные официальные национальные туристские организации 116 стран.             В условиях нарастания психологической нагрузки, интенсификации жизни людей в индустриальных странах туризм действует как эффективное средство рекреации. Из предмета роскоши он становится потребностью населения высокоразвитых индустриальных стран. Формируется индустрия отдыха со своими институтами, продуктом (услугами), производственным циклом, методами организации и управления производством. Необходимость постоянных международных контактов в целях развития и координации туристских обменов, согласования политических, экономических, социальных и культурных аспектов деятельности стала причиной реорганизации в 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственной организации МСОТО в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). 50-60-е гг. - период интенсивного создания инфраструктуры туризма (гостиниц, кемпингов, ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. Европейский въездной туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся для принимающих стран источником валютных поступлений. В это десятилетие в развитых странах, несмотря на интенсивность труда, благосостояние большинства населения оставалось сравнительно невысоким, поэтому в туризме превалировал спрос на недорогие путешествия, связанные с отдыхом. В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. (1950 г. - 25 млн прибытий туристов, 1970 г. - 160 млн). В связи с увеличением сегментов потребления туристский рынок становится все более дифференцированным.      В 80-е гг. темпы роста замедлились (1991 г. – 450 млн прибытий туристов), но остались устойчивыми при высоком уровне объемов производства. На развитие международного туризма в период 60-90-х гг. оказывали отрицательное влияние следующие факторы: противостояние двух политико-экономических систем - социалистического блока стран и капиталистического; экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., так как они охватили почти одновременно все развитые капиталистические страны, в том числе США, Японию и страны Западной Европы. Еще сильнее сказывались на развитии международного туризма ухудшение международных отношений и, как следствие, военные расходы, связанные с гонкой вооружений.           Характерными тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей степени дифференцировало туристский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к уровню сервиса.       Исходя из анализа тенденций развития туризма за период 50-90-х гг., сделанного Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины, определившие основные направления в истории развития международного туризма:

- 50-е гг. – период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития авто- и авиатранспорта, начала систематизации сбора данных по туризму в мировом масштабе;      - 70-е гг. – период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в большей части государств, разрешения социально-политических конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений стран социалистической и капиталистической направленности, начала неуклонного развития туристских контактов этих стран;         - 90-е гг. – период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой.  Число международных туристских прибытий выросло на 5% в 2013 году, достигнув рекордной отметки в 1 млрд. 087 млн. согласно последнему Барометру международного туризма ЮНВТО. Несмотря на глобальные экономические вызовы, результаты международного туризма превзошли ожидания, учитывая, что в 2013 году дополнительно 52 млн. международных туристов, совершили путешествия в мире. ЮНВТО прогнозирует, что в 2014 году темпы роста составят 4% - 4,5% и снова будут превышать темпы роста, предусмотренные в долгосрочном прогнозе.     Наибольшим спросом у международных туристов пользовались турнаправления Азиатско-Tихоокеанского региона (+6%), Африки (+6%) и Европы (+5%). Среди субрегионов лидировали Юго-Восточная Азия (+10%), Центральная и Восточная Европа (+7%), Южная и Средиземноморская Европа (+6%) и Северная Африка (+6%).      ЮНВТО прогнозирует на 2014 год увеличение числа международных прибытий на 4% - 4,5%, что снова превышает ее долгосрочный прогноз (+3,8 % ежегодно в период 2010 – 2020 гг.). Индекс доверия ЮНВТО, составляемый на основе опроса 300 экспертов во всем мире, подтверждает это мнение, причем перспективы на 2014 оцениваются выше, чем в предыдущие годы.          Положительные результаты 2013 года и ожидаемое улучшение глобальной экономической ситуации в 2014 создают предпосылки для того, чтобы еще один год стал благоприятным для международного туризма. В этой связи ЮНВТО призывает национальные правительства уделять  больше внимания разработке национальных стратегий поддержки сектора и выполнять принятые ими на себя обязательства по обеспечению справедливого и устойчивого роста.       Среди регионов лучшими на 2014 год выглядят перспективы Азиатско-Tихоокеанского региона (от +5% до +6%) и Африки (от +4 % до +6%), за которыми следуют Европа и Американский регион (оба от +3% до +4 %).  Перспективы Ближнего Востока (от 0% до +5 %) положительные, но все же неустойчивые. Большая часть новых прибытий пришлась на Европу. Европа, принявшая в 2013 году дополнительно 29 млн. международных туристов, в результате чего общее количество прибытий в этот регион достигло 563 млн., лидировала по темпам роста в абсолютном выражении.  Такие темпы роста (+5%) превзошли прогнозы на 2013 год и в два раза превысили средние темпы роста региона за период 2005-2012 гг. (+2.5% в год). Этот результат выглядит особенно примечательным на фоне региональной экономической ситуации и того факта, что он был достигнут после того, как в 2011 и 2012 гг. темпы роста уже были устойчивыми. Среди субрегионов лучших результатов добились Центральная и Восточная Европа (+7%) и Южно-Средиземноморская Европа (+6%).      В относительном выражении наиболее энергичный рост наблюдался в Азиатско-Tихоокеанском регионе (+6%), где число международных туристов возросло на 14 млн. и составило в совокупности 248 млн. Среди субрегионов лучших показателей добилась Юго-Восточная Азия (+10%), в то время как сравнительно более умеренные темпы роста наблюдались в Южной Азии (+5%), Океании и Северо-Восточной Азии (+4% каждый). В Американском регионе (+4%) число прибытий  увеличилось на шесть миллионов, составив в общей сложности 169 млн. Лидерами по темпам роста были турнаправления Северной и Центральной Америки (+4% каждое), в то время как в Южной Америке (+2%) и на Карибах (+1%) темпы роста несколько замедлились по сравнению с 2012 годом.    Африка (+6%) привлекла дополнительно три миллиона туристов, установив новый рекорд по прибытиям (56 млн.), что свидетельствует о продолжающемся подъеме туризма в Северной Африке (+6%) и стабильном росте турнаправлений в Африканских странах южнее Сахары (+5%). Результаты  Ближнего Востока (+0 % с показателем 52 млн.) были достаточно неоднозначными и неустойчивыми.     Россия и Китай – лидеры по темпам роста в 2013 году. В десятке наиболее важных направляющих туристов рынков мира однозначно выделяются Россия и Китай. Туристские расходы Китая, ставшего в 2012 году самым крупным выездным рынком с показателем расходов в 102 млрд. долл. США, возросли за первые три квартала 2013 года на 28%. Российская Федерация, занимающая пятую строку в списке крупнейших выездных рынков мира, сообщила об увеличении темпов роста туристских расходов в сентябре на  26%.          Показатели ключевых направляющих туристов рынков развитых стран были сравнительно более скромными. Франция (+6%) восстановила свои позиции после слабых результатов 2012 года, в  Соединенных Штатах, Великобритании, Канаде и Австралии туристские расходы выросли на 3%. В отличие от этого, Германия, Япония и Италия сообщили о сокращении расходов на выездной туризм.         К числу других растущих рынков, достигших существенного роста расходов на выездной туризм, относятся Турция (+24%), Катар (+18%), Филиппины (+18%), Кувейт (+15%), Индонезия (+15%), Украина (+15%) и Бразилия (+14%).            Согласно прогнозам ЮНВТО, в 2020 г. количество прибытий туристов составит 1 млрд. 602 млн. человек. При этом Европа удержит доминирующие позиции (44,8 % от общего числа прибытий), Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (27,3 %), опередив традиционно занимавшую его Америку (17,7%).          Среди стран мирового рынка целесообразно выделить десятку лидеров как по международным туристским прибытиям так и лидеров въездного туризма.            По прогнозам ЮНВТО, в 2020 г. лидером мирового туризма по количеству туристских прибытий станет Китай табл 5, а Германия – по выезду туристов табл 5.

Информация о работе Основные направления туристской политики