Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:57, реферат
1. Предпринимательская деятельность туристских предприятий (Правовые основы деятельности туристских предприятий)
Анализ туристских экономических потребностей должен вестись во взаимосвязи с производством и потреблением туруслуг. Соотношение указанных категорий имеет свою логику, проявляющуюся в том, что основой формирования и развития потребностей являются производство и потребление, находящиеся во взаимодействии. Они представляют собой одновременно тождество и различие, причем характер различий в зависимости от определенных условий может выступать в форме антагонистических и неантагонистических противоречий, чем определяюще воздействует на характер потребностей. Сами же потребности могут быть тождественны производству и потреблению и в то же время отличны от них. В зависимости от этого определяются потребности.
Анализ взаимоотношений между производством, потребностями и потреблением приводит к выводу о месте и роли социально-экономических потребностей в воспроизводственном процессе туристской организации: они являются исходным пунктом и конечной целью деятельности, выступают связующим звеном между людьми и определяют организацию их жизни. Социально-экономические потребности определяются соответствием уровней производительных сил и производственных отношений
3. Планирование деятельности туристских предприятий
Туристская деятельность - это сфера экономической деятельности, направленная непосредственно на предоставление услуг людям, которые желают путешествовать. Туристы выступают как потребители разнообразных товаров и услуг.
Связи между производством и потреблением, производителями и звеньями общественного производства, обеспечивающими реализацию валового национального продукта, формируют рынок, который определяет поведение каждого человека, организации, государства. В экономической литературе существуют различные подходы к определению природы рынка. В узком смысле рынок -- это место, где встречаются спрос и предложение товаров и услуг и формируются их цены; или -- совокупность сделок, осуществляемых в определенной сфере экономики и на конкретной территории. В широком смысле рынок -- сложнейший экономический организм, обеспечивающий обращение потребительских товаров, услуг, средств производства, денег, капиталов, жилья, технологий и др.
Итак, туристский рынок (рынок туристских услуг) -- это общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия:
свободная конкуренция производителей;
наличие одинаковых правил в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
возможность свободного выбора потребителей.
Рынок можно представить как механизм, который позволяет сбалансировать спрос, предложение и цену, и как способ поведения хозяйствующих субъектов. Экономика развитых стран приводится в движение рынком. Он выступает в качестве важнейшего фактора экономической среды. На рынке формируется система отношений, в которой координация действий осуществляется в процессе взаимодействия потребителей и производителей при минимальном вмешательстве государства.
Рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Здесь все решения принимаются самостоятельно отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами. Поведение продавцов и покупателей координируется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением. Поток товаров и услуг между хозяйствующими субъектами уравновешивается потоком денежных платежей.
Современные методы управления туристским предприятием, а также довольно жесткие условия предпринимательства создают необходимость применения новых комплексных подходов к управлению туристской фирмой или компанией.
Стратегический подход к управлению предприятием является современным и актуальным методом менеджмента, позволяющим вырабатывать и принимать комплексные решения по следованию намеченным курсом конкурентоспособности и рентабельности предприятия.
Стратегическое управление - это процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации основных целей и планов предприятия. Он включает: постановку целей, выработку стратегии, планирование деятельности, определение необходимых ресурсов, координацию и поддержание внешней и внутренней среды. Все это позволяет предприятию добиваться решения поставленных задач.
Стратегический менеджмент начинается с установления целей и задач туристского предприятия, ради достижения которых оно формируется, функционирует и развивается как целостная система. Жизненный цикл предприятия начинается с определения его целей и задач, специализации, размеров, ресурсов, рынков потребителей продукции, услуг и т. д.
Определение цели начинается с установления миссии предприятия, выражающей его философию, смысл существования и статус. В ней декларируются принципы работы и общественно-социальная ценность его продукции (услуг).
Наукой менеджмента пока не выработаны универсальные правила, которые применялись бы при определении миссии. Поэтому существует множество разных подходов к определению миссии, отражающих оценку роли и значения предприятия в первую очередь для потребителей.
Законы рыночной экономики требуют определенных правил действия. Обычно принимают миссию, дающую представление о фирме, необходимости и полезности ее деятельности для потребителей, окружающей среды, общества в целом. Между миссией организации (предприятия) и целями общества, частью которого она является, не должно быть противоречий.
Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель туристского предприятия? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
Структура управления (менеджмент) и стратегия фирмы устанавливаются еще на этапе ее создания. В процессе функционирования задачи, а значит, и структура менеджмента, и ее стратегия могут быть скорректированы. Однако грамотно сформулированные на начальном этапе они во многом определяют последующие удачи в туристском предпринимательстве.
Управление туристским предприятием начинается с определения места предприятия на туристском рынке, на основе чего принимаются решения по созданию или модификации продукта, методов его продвижения, структуры управления персоналом.
На международном рынке туристских услуг существует достаточно жесткая конкуренция как с точки зрения уровня обслуживания, так и по его содержанию. Важно найти свою нишу на рынке, которая соответствует вашим возможностям и еще не заполнена конкурентами. При создании туристской фирмы (предприятия) необходимо предусмотреть и просчитать все возможные стороны ее деятельности (организационную, финансовую, содержательную, кадровую и др.), выявить генеральные пути ее развития, главные вопросы, проблемы и пути их решения.
Комплексным подходом к организации туристского предприятия является его перспективный анализ. Рассмотрим примерную структуру анализа деятельности турфирмы, представленную в виде вопросов, ответив на которые будем знать характеристики продукции, конкурентов, процесса производства, а также необходимого кадрового обеспечения и финансирования.
Полный анализ деятельности потенциального предприятия дает представление о предполагаемом бизнесе не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения его содержания и с организационной. После получения положительного результата можно приступить к созданию туристской фирмы, определив структуру управления, а также сформулировав на основе данного анализа цели и миссию туристского предприятия. Затем необходимо проанализировать верность предполагаемой стратегии.
Система управления на предприятии выполняет следующие взаимосвязанные функции: планирование, учет, анализ и принятие управленческих решений.
С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Однако в настоящее время многими туристскими предприятиями эта функция игнорируется вообще или ей придается недостаточно внимания.
Между тем планирование позволяет:
своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, расширять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
расширять рынки и осваивать их новые сегменты;
более рационально распоряжаться ресурсами предприятия;
оценивать свое предприятие беспристрастно, чтобы выявить слабые стороны;
предвидеть перспективу развития предприятия, обеспечивать финансовую устойчивость, конкурентоспособность и избегать риска банкротства.
Опыт лучших отечественных предприятий и зарубежных компаний подтверждает, что работа с опорой на экономически обоснованные и сбалансированные планы придает стабильность развитию бизнеса. Более того, планировать свои действия на будущее предприятие заставляют жесткие, быстро изменяющиеся условия внешней среды, к которым необходимо приспосабливаться.
Содержательная сторона процесса планирования во многом обусловлена и вытекает из определения этого понятия. В экономической литературе представлено множество точек зрения, однако большинство авторов понимают планирование как: процесс выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем; процесс выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; непрерывный процесс деятельности, ориентированный на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей. То есть планирование рассматривается в качестве исходной базы, основы формирования экономической стратегии предприятия. Экономическая стратегия ориентирована как на внешнюю, так и на внутреннюю среду и предполагает эффективное достижение целей экономичными методами и средствами, одним из которых как раз и является планирование.
Планирование строится на основе прогнозирования. Экономический прогноз - один из основных инструментов экономического планирования, дающий возможность предвидеть условия общего экономического равновесия в течение того или иного периода времени. С помощью экономического прогноза определяют направления, готовят конкретные решения экономической политики и оценивают их возможные результаты. Прогнозирование -- метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
Таким образом, планирование тесно связано с прогнозированием; разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании может использоваться одна и та же методология.
Методология планирования представляет собой совокупность приемов и способов разработки планов и включает в себя принципы, методы, формы планирования, пути определения показателей, их обоснования и увязки, систему расчетов и аргументов, поддерживающих принятие решений.
Методология планирования в системе туризма в значительной степени определяется особенностями объекта планирования и задачами, стоящими перед ним
Планирование деятельности туристского предприятия должно базироваться на принципах непрерывности, оптимальности, экономичности, стабильности, органического единства планов предприятия и его подразделении, приоритетности научности комплексности.
Непрерывность планирования обеспечивается сочетанием и взаимоувязкой долгосрочных и краткосрочных планов. К примеру, скользящий способ разработки бизнес-плана на два года представляет собой механизм реализации непрерывности планирования.
Оптимальность планов достигается разработкой альтернативных вариантов решения производственных задач. Тот путь реализации идеи, который обеспечивает наилучшее сочетание затрат и результатов (прибыли на вложенный капитал), является оптимальным.
Аналогичный смысл вкладывается в понятие экономичности. Отдельные проекты подразделения и предприятия в целом должны иметь такие финансовые результаты, которые являются оптимальными для конкретной микро- и макроэкономической ситуации. Каждая фирма переживает подъем и спад деловой активности. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на ежегодное увеличение рентабельности капитала.
Стабильность плана -- необходимый атрибут стабильности предприятия. Непредсказуемое развитие событий чревато потерей финансовой устойчивости и банкротством.
Органическое единство планов предприятия и его подразделений достигается оптимальным соотношением директивного (жесткое установление заданий) и индикативного (рекомендации по отдельным наиболее важным показателям) планирования.
Выделение приоритетов необходимо на каждом предприятии и связано в основном с разработкой новых туристских продуктов или сегментов рынка. Реализация приоритетов осуществляется путем предоставления режима наибольшего благоприятствования в финансировании этих проектов или планов.
Научность планов обеспечивается в том случае, если учтены перечисленные выше основные принципы планирования. В противном случае план не будет оптимальным, экономичным, стабильным, взаимоувязанным. С таким планом вряд ли можно рассчитывать на успех.
Информация о работе Основы организации деятельности туристского предприятия