Особенности организации религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.docx

— 81.15 Кб (Скачать файл)

В зависимости от возрастного состава и образовательного уровня слушателей экскурсоводу желательно изменять не только лексический уровень, но даже объекты показа.

При проведении экскурсии по храмам большую трудность представляет подбор и подготовка экскурсовода. За годы безверия из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов Православной Церкви, понимание языка молитвы. Закон Божий и история Церкви давно исключены из программ учебных заведений. Посему достаточными для всестороннего раскрытия темы знаниями, как правило, обладает только экскурсовод, получивший определенное духовное образование (катехизаторские курсы, епархиальное училище, семинария).

Следует избегать привлечения к работе адептов различных сект. Присущие им фанатичность изложения и психологическая экспансия отвращают слушателей и могут привести к конфликтной ситуации и срыву экскурсии.

Время проведения экскурсии необходимо согласовывать с годовым и суточным Богослужебным кругом, т.е. порядком служб на протяжении всего года и каждого дня. Великие церковные праздники проводятся в храмах при большом стечении прихожан, что полностью исключает возможность проведения экскурсии в этот день. В непраздничные дни время экскурсии не должно совпадать с Богослужениями - литургией, вечерней службой.

К людям, пришедшим в храм, предъявляются определенные требования к их поведению и одежде. Тем строже эти требования к экскурсоводу. Его благочестивое поведение в храме, благопристойный внешний вид и одежда необходимы для проведения экскурсии в храме.

Экскурсию целесообразно начинать на церковном подворье, где легче создается должное настроение в группе. Находясь на подворье, участники экскурсии в рамках ознакомления с традициями, легче воспринимают ограничения, налагаемые нахождением в действующем храме.

Перед входом в храм все мужчины обязательно снимают головные уборы. Необходимо подчеркнуть, что наложение крестного знамения не является обязательным для представителей других конфессий или атеистов.

Поведение группы в храме не должно оскорблять религиозных устоев верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Ему надлежит мягко корректировать поведение группы. В самом храме не располагают группу спиной к алтарю, который есть святая святых.

Наиболее сложным оказывается раскрытие понятия о мощах святых, раках, мощевиках. Углубление данной темы во время экскурсии бывает не всегда возможным и зависит от восприятия группы. Когда настрой группы не позволяет передать сокровенный смысл чудотворения от мощей, экскурсоводу необходимо перейти к другой теме. Также следует поступать экскурсоводу, рассказывая об алтаре и совершаемых в нем таинствах.

В некоторых случаях целесообразно ограничиться изложением материала о явлении чудотворных икон и исцелениях, происходящих от них и бывших ранее. Очень важно подчеркнуть различие между духовной ценностью иконы и ее культурной и исторической значимостью.

Конечной целью экскурсии можно считать ознакомление и восприятие духовных ценностей Русской Православной церкви, и осознание ее места в истории страны и жизни каждого из нас

 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Паломничество - это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества связано с формированием в мире основных религиозных течений.

Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных туров или культурно-исторических, несут определенным верованиям смысл совершения обряда, а не только познавательные цели.

Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным.

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

В нашей стране религиозный туризм в настоящее время недостаточно развит. Сохранившиеся до наших дней культовые постройки могут служить важными объектами религиозного туризма и паломничества в современной России. Среди них есть памятники различных эпох, начиная с XII - XIII вв. и кончая XIX в., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с историей и культурой Российской империи.

При организации маршрутов религиозного туризма необходимо соблюдать следующие правила. Нецелесообразно включать в маршруты религиозного туризма объекты посещения, которые не представляют историко-культурного интереса и имеют малое число объектов показа. В маршруты паломнических групп нельзя включать недействующие монастыри и церкви (даже если они включены в списки ЮНЕСКО), которые не имеют святынь (источника благодати). Одна только историко-культурная ценность таких объектов не может стать целью паломнической поездки. Такие объекты посещения включаются только в маршруты религиозного туризма.

Объекты посещения являются также неоднородными по своей историко-культурной ценности и культовой значимости. При составлении маршрутов религиозного туризма необходимо учитывать цель поездки туристов или паломников и, по возможности, формировать однородные группы. Акцент в подготовке экскурсовода и текстов экскурсии также определяется целью поездки. Сопровождающему паломнические группы экскурсоводу желательно иметь дополнительную подготовку, знать тексты молитв, жития святых, даты церковных праздников и литургику.

 

 
Список использованной литературы 

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: 2004.
  2. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник – СПб.: Герда, 2004.
  3. Гербылева З.М. Экономика туризма. - БГМУ, 2001, стр.324.
  4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., 2006.
  5. Жданов Н.С. Паломнический туризм - за и против. - Турист. 2003. №6.
  6. Журнал "Вояж"№4, апрель 1998г.
  7. Журнал "Вояж" №6, июнь 1999 г.
  8. История религий. В 2-х т. - М., 2005.
  9. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - Спб.: Издательский дом Герда, 2008, стр.368.
  10. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002, стр.56-145
  11. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002, стр.320.
  12. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство.Туризм. - М.: "Юнити", 2007.
  13. Романов А.А. География туризма: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002.
  14. Сенин В.С. Организация международного туризма - М 2003.-400с.
  15. Сапрунова В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. - М.: Ось-89, 1999, стр.137.
  16. Христов Т.Т. Религиозный туризм. - Учебник. М., 2005
  17. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. – М.: Кнорус, 2007.
  18. Чудновский В.Г. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: 2000.
  19. Яблоков А.А. Религиоведение. - М., 2006.
  20. Туристическая библиотека http://tourlib.net  
  21. www.info.russ.ru  - сайт с информацией по туризму.
  22. Журнал Туризм и отдых №46 (ноябрь-декабрь 2012) http://journal-off.info/travel-and-country/7621-turizm-i-otdyh-46-noyabr-dekabr-2012.html

 


Информация о работе Особенности организации религиозного туризма