Особенности развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России
1.1. История туризма в России………………………………………………5
1.2. Основные направления туризма………………………………………..7
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…..…10
2.1. Проблемы российского туризма………………………………….……10
Глава 3. Роль федеральной программы развития туризма в российских
Регионах……………………………………………………………11
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

захарова 2.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

1.2.7 Туры на лечение

Оздоровительный отдых - это  индивидуальный вид туризма, который  в зависимости от средств воздействия  подразделяется на климато -, бальнео-, море-, грязелечение и т.д. В эту категорию входит также и пляжный отдых. Обычная продолжительность лечебного или оздоровительного тура 21-24 дня. В зависимости от состояния здоровья и профиля лечебно-оздоровительного учреждения можно выбрать поездку на юг, на Азово-Черноморское побережье Краснодарского края, на Кавказ - к источникам Кавказских Минеральных Вод, в березовые или сосновые леса Подмосковья, на Балтийское побережье - в Калининградскую область, а также на минеральные реки Бурятии. Потенциал природных ресурсов России для лечения и оздоровительного отдыха неограничен. Всемирное значение имеют уникальные курортные зоны Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья Кавказа, озера Байкал.

.1.2.8 Бизнес-туризм

Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. В 2002 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.Особенностью бизнес-туризма является то, что бизнесмены, оставляют в стране гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует примеру многих стран мира и почти каждый год принимает у себя тот или иной международный форум.

Глава 2. Особенности  развития туризма в России. Проблемы туризма в России

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному  потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению  имеет все основания для развития большинства видов туризма.Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

· новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

· упрощение порядка выезда;

· расширение внешних деловых  контактов;

· увеличение числа предприятий  и отдельных граждан, располагавших  валютными средствами;

· доступность цен на выездные туры;

· большая конкурентоспособность  иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный  сервис в целом, комфортабельный  транспорт в турах и транстурах).

2.1. Проблемы российского туризма

Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место  на этом рынке, обеспечивая всего  около 1% мирового потока туристов. По оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Изучив источники, и проанализировав информацию, полученную из них я пришла к выводу, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

· недостаточность рекламы  и правдивой информации, в том  числе присущий России образ как  страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными  и отечественными СМИ;

· сложность получения  российских виз гражданам иностранных  государств, безопасных в миграционном отношении;

· неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского  класса (2*-3*) с современным уровнем  комфорта;

· невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;

· несоответствие цены и  качества размещения в гостиницах.

· отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий  для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур

· невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого  уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования

· несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).

Глава 3. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах

Принятие федеральной  программы развития туризма вызвало  разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности  расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так  и иностранцев. Определены задачи и  конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и  внешнем рынках туристских услуг  и т.д.

Такие программы в настоящее  время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с  разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания и пр.

Следует отметить, что в  российских регионах стали уделять  больше внимания удовлетворению потребности  в туристских поездках для их жителей. Этому способствовали специальные  обследования, проводимые статистическими  органами регионов совместно с работниками  Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким примером служат специальные обследования граждан, желающих приобрести туры за рубежом и в отдельные регионы на территории России, которые проводятся с 1997 г. на территории Москвы и Московской области, в которых сосредоточена преобладающая часть туристских фирм и экскурсионных бюро. Собранная в процессе указанных обследований информация позволяет более квалифицированно анализировать процессы функционирования рынка туристских услуг и формировать потоки туристов по важнейшим регионам России.

Помимо этого с 2002 г. проводятся обследования распределения сезонного  спроса москвичей на туристские путевки  по кварталам. Это также содействует  более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.

Одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма на 2002-2012 гг. можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса разработан комплекс проектов, в том числе с международным участием. Среди таких проектов можно выделить "Развитие экотуризма в Байкальском регионе", "Генеральный план развития экологического туризма в регионе озера Байкал", которые финансировались Всемирным банком, "Информационно-консультативный центр туризма" и ряд других программ по линии технической помощи ООН, включая разработку мультимедийного справочника на русском и английском языках "Баргузинская долина", "Пушкинская долина" с методическими указателями.

 

 

 

Заключение

Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России.

Необходимо отметить, что  на российском рынке туризма сформировался  новый тип потребителя его  услуг, которого отличают следующие  особенности: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; спонтанность решений; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать новые впечатления. Новый российский потребитель туруслуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании там, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый.

Развитие туризма имеет  как положительные, так и отрицательные  аспекты: он обеспечивает приток иностранной  валюты, помогает решать локальные  проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и  т.д. Однако бурное развитие этой сферы  услуг обостряет противоречие между  его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для  местного населения продовольственных  ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при  оптимизации развития этой сферы  необходимы учет мирового опыта, использование  современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.

Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено  мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и  упорядочение нормативной и юридической  базы развития туризма.

Вполне очевидно, что осуществление  программы развития туризма в  России призвано существенно оживить  туристские потоки во многие регионы  и оживить их экономику в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.

 

 

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации"

2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"

3. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. М.: Госкомстат РФ. 2003. С. 74.

4. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика

5. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области. Вопросы статистики. 2002. N 10. С. 59-67.

6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 2001 г. / Под ред. к.т.н. проф. Романова В.А. - Шахты, ЮРГУЭС. - 2001 г. - С.112-117

7. Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.

8. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.:ОСЬ-89,2001.-391 с.

9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2003.-315 с.

10. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". 1999. N 3-4, С. 120-125.

11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2004. С. 88.

12. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля. Воломин И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2003. - 327с.

 


Информация о работе Особенности развития туризма в России