Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:11, контрольная работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
1.Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России
1.1. История туризма в России………………………………………………5
1.2. Основные направления туризма………………………………………..7
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…..…10
2.1. Проблемы российского туризма………………………………….……10
Глава 3. Роль федеральной программы развития туризма в российских
Регионах……………………………………………………………11
Заключение
Список литературы
1.2.7 Туры на лечение
Оздоровительный отдых - это индивидуальный вид туризма, который в зависимости от средств воздействия подразделяется на климато -, бальнео-, море-, грязелечение и т.д. В эту категорию входит также и пляжный отдых. Обычная продолжительность лечебного или оздоровительного тура 21-24 дня. В зависимости от состояния здоровья и профиля лечебно-оздоровительного учреждения можно выбрать поездку на юг, на Азово-Черноморское побережье Краснодарского края, на Кавказ - к источникам Кавказских Минеральных Вод, в березовые или сосновые леса Подмосковья, на Балтийское побережье - в Калининградскую область, а также на минеральные реки Бурятии. Потенциал природных ресурсов России для лечения и оздоровительного отдыха неограничен. Всемирное значение имеют уникальные курортные зоны Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья Кавказа, озера Байкал.
.1.2.8 Бизнес-туризм
Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. В 2002 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.Особенностью бизнес-туризма является то, что бизнесмены, оставляют в стране гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует примеру многих стран мира и почти каждый год принимает у себя тот или иной международный форум.
Глава 2. Особенности развития туризма в России. Проблемы туризма в России
Россия благодаря своему
уникальному природному и культурному
потенциалу, а также интересу зарубежных
туристов как к новому направлению
имеет все основания для
· новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
· упрощение порядка выезда;
· расширение внешних деловых контактов;
· увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
· доступность цен на выездные туры;
· большая конкурентоспособность
иностранного туристского продукта
(лучшие условия проживания и гостиничный
сервис в целом, комфортабельный
транспорт в турах и
2.1. Проблемы российского туризма
Россия обладает колоссальным
потенциалом разнообразных
· недостаточность рекламы и правдивой информации, в том числе присущий России образ как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;
· сложность получения российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;
· неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;
· невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;
· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
· отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур
· невысокое качество обслуживания
во всех секторах туриндустрии из-за низкого
уровня подготовки кадров и отсутствия
опыта работы в условиях рыночной
экономики, в том числе вследствие
длительного периода
· несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).
Глава 3. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах
Принятие федеральной программы развития туризма вызвало разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так и иностранцев. Определены задачи и конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.
Такие программы в настоящее время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания и пр.
Следует отметить, что в российских регионах стали уделять больше внимания удовлетворению потребности в туристских поездках для их жителей. Этому способствовали специальные обследования, проводимые статистическими органами регионов совместно с работниками Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким примером служат специальные обследования граждан, желающих приобрести туры за рубежом и в отдельные регионы на территории России, которые проводятся с 1997 г. на территории Москвы и Московской области, в которых сосредоточена преобладающая часть туристских фирм и экскурсионных бюро. Собранная в процессе указанных обследований информация позволяет более квалифицированно анализировать процессы функционирования рынка туристских услуг и формировать потоки туристов по важнейшим регионам России.
Помимо этого с 2002 г. проводятся обследования распределения сезонного спроса москвичей на туристские путевки по кварталам. Это также содействует более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.
Одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма на 2002-2012 гг. можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса разработан комплекс проектов, в том числе с международным участием. Среди таких проектов можно выделить "Развитие экотуризма в Байкальском регионе", "Генеральный план развития экологического туризма в регионе озера Байкал", которые финансировались Всемирным банком, "Информационно-консультативный центр туризма" и ряд других программ по линии технической помощи ООН, включая разработку мультимедийного справочника на русском и английском языках "Баргузинская долина", "Пушкинская долина" с методическими указателями.
Заключение
Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России.
Необходимо отметить, что на российском рынке туризма сформировался новый тип потребителя его услуг, которого отличают следующие особенности: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; спонтанность решений; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать новые впечатления. Новый российский потребитель туруслуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании там, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый.
Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.
Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.
Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации"
2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"
3. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. М.: Госкомстат РФ. 2003. С. 74.
4. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика
5. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области. Вопросы статистики. 2002. N 10. С. 59-67.
6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 2001 г. / Под ред. к.т.н. проф. Романова В.А. - Шахты, ЮРГУЭС. - 2001 г. - С.112-117
7. Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.
8. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.:ОСЬ-89,2001.-391 с.
9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2003.-315 с.
10. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". 1999. N 3-4, С. 120-125.
11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2004. С. 88.
12. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля. Воломин И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2003. - 327с.