Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 16:29, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что для большинства стран туризм играет огромную роль в экономике, решает проблемы в стимулировании социального развития регионов, а также в поступлении значительных средств в государственную казну. На долю туризма приходится около десяти процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Условно можно выделить четыре зоны18:
1. Барнаульская зона: г. Барнаул, Первомайский район.
2. Бийский зона: Бийск, Бийский район.
3. Зона предгорий: Белокуриха, Алтайский район, Змеиногорский район.
4. Зона степного Алтая: Яровое, Егорьевский район, Завьяловский район.
Лидером санаторно-курортного комплекса Алтайского края является город-курорт федерального значения Белокуриха. В настоящее время Белокуриха это современный бальнеологический курортный комплекс с современными корпусами лечебно-профилактических учреждений и высоким уровнем подготовки специалистов в сфере восстановительной медицины. Основным лечебным фактором курорта являются радоновые воды, относящиеся к группе азотно-кремнистых радоносодержащих термальных вод с повышенным содержанием фтора и широким спектром микроэлементов. С их помощью в санаториях Белокурихи с успехом лечат многочисленные заболевания.
Здесь активно внедряются методики лечения, основанные на местном природном сырье: меде, травах, грязях, продуктах животного происхождения. Большое внимание уделяется коротким лечебным программам, наиболее востребованным среди деловых социально активных людей. В настоящее время здесь созданы все условия для лечения, оздоровления и активного отдыха. Кроме этого, Белокуриха является успешно действующим сибирским центром конгрессного туризма. Ежегодно здесь проводится несколько десятков конференций, симпозиумов, выставок, совещаний, семинаров и др.
В Белокурихе 15 санаторно-курортных учреждений, которые могут принять единовременно около пяти тысяч отдыхающих. Крупными санаториями являются ЗАО «Курорт Белокуриха», ОАО «Санаторий «Россия», ОАО «Санаторий «Алтай-West» и др.
Основным инструментом государственной поддержки развития туризма на территории края сегодня является долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы», которая была принята в декабре 2010 года. Программа предусматривает развитие 11 туристских кластеров на территории 14 муниципальных образований региона. Туристские кластеры «Золотые ворота» (г. Бийск) и «Белокуриха» (г. Белокуриха, Смоленский район) вошли в утвержденную в августе 2011 года федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
Создаваемый кластер «Золотые ворота» позволит развить туристскую инфраструктуру, придорожный сервис, создать современные центры притяжения автотуристов, способствующие развитию малого и среднего бизнеса19.
Кластер «Белокуриха» определяет перспективы развития санаторно-курортного комплекса края. Реализация проекта предусматривает строительство девяти субкластеров с созданием более 3 тыс. комфортабельных мест размещения: в г. Белокурихе - туристско-развлекательный комплекс «Водный мир», санаторий «Зори Алтая», гостиница «Радуга», «Оздоровительный центр», банный комплекс «Сандуны-Сибирь»; курортный субкластер «Белокуриха-2», туристско-развлекательный комплекс «Сибирское подворье». В настоящее время ТРК «Сибирское подворье» уже активно принимает туристов. Здесь проводится специализированная выставка внутреннего и въездного туризма «АлтайТур. АлтайКурорт», фестиваль напитков «АлтайФест», международный молодежный управленческий форум «Алтай. Точки Роста», праздник «Цветение маральника», а также многочисленные другие фольклорные, фестивальные, спортивные мероприятия.
Краевые туристские кластеры формируются в пределах существующих туристско-рекреационных районов и характеризуются наличием в каждом из них бизнес-компоненты (туристских предприятий, объектов стабильного туристского притяжения), имеющей тесные связи.
С учетом специфики турпродукта в каждом кластере предполагается формирование своего особого туристского бренда.
Событийный туризм. В регионе ежегодно проводится ряд мероприятий в рамках делового и событийного туризма, которые дополнительно привлекают в наш край большое число гостей. Самыми известными в крае по праву считаются Шукшинские дни, международный фестиваль «Праздник сыра», международный молодежный управленческий форум «Алтай. Точки Роста», туристский фестиваль «Песчаная», а также многочисленные другие фольклорные, фестивальные, спортивные мероприятия, которые с уверенностью можно отнести к статусу событийных.
Впервые в 2013 году в крае был организован праздник «Цветение маральника», посвященный открытию летнего туристического сезона. Данное мероприятие проходило с 6 по 8 мая поочередно на трех площадках: на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», туристического комплекса «Стик-Тревел» и ТРК «Сибирское подворье» в с. Новотырышкино. Для гостей были организованы экскурсионные программы с посещением мест массового цветения маральника и Тавдинских пещер, круглый стол по вопросам использования природного и промышленного потенциала Алтайского края для усиления туристской привлекательности региона, выставка работ профессиональных фотографов и любителей, участвовавших в фотоконкурсе «Цветение Алтая» и соответствующем фототуре. участниками праздника стали около полутора тысяч человек.
Брендовые маршруты. Одним из направлений деятельности Администрации Алтайского края в рамках реализации долгосрочной целевой программы является разработка туристских маршрутов, способствующих популяризации существующих и строящихся туристских объектов, перераспределению туристских потоков по территории Алтайского края и консолидации усилий органов власти края и бизнес-сообщества по расширению перечня услуг, оказываемых туристам и повышению их качества.
Одним из пилотных проектов в рамках реализации данного мероприятия стало создание брендового туристского маршрута «Малое Золотое кольцо Алтая».
Всего за несколько дней отдыхающие смогут познакомиться с красотой и разнообразием природы Алтайского края, его историко-культурным наследием, замечательными людьми. Маршрут проходит по двум городам и четырем районам края. Это города Бийск, Белокуриха, районы Бийский, Красногорский, Алтайский и Смоленский. Общая его протяженность составляет 280 км, и, в зависимости от наполнения экскурсионной программы, его прохождение занимает от двух до пяти дней. В 2013 году с ним ознакомилось около 10 тыс. туристов.
Учитывая положительный опыт реализации данного проекта, Губернатором Алтайского края была поставлена более масштабная задача - разработать новый туристский маршрут, который бы показал не только красоту алтайских гор, но и удивительные пейзажи и объекты одной из крупнейших равнин земного шара - Западно-Сибирской.
Таким стал межрегиональный трансграничный туристский маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая». Его протяженность превышает 2500 км. За время путешествия туристы посетят 9 городов и 47 районов края. Нитка маршрута пролегает по юго-восточной части Западно-Сибирской равнины, а также по долинам и перевалам северных хребтов Алтая и включает наиболее привлекательные места Алтайского края.Какие-то из них давно и широко известны, например, Белокуриха, Ая, Сростки. А такие места, как Горная Колывань, Чарыш, Солонешенская земля известны пока только жителям края и соседних сибирских регионов.
Путешествие по «Большому Золотому кольцу Алтая» позволяет посетить не только эти места, но и совершить выезд в казачьи поселения Кузбасса и Казахстана. Принимая во внимание также то, что маршрут проходит по части Чуйского тракта, расположенного на территории Республики Алтай, а Тальменский район нашего края граничит с Новосибирской областью, можно с полным правом присвоить «Большому Золотому кольцу Алтая» статус межрегионального трансграничного туристского маршрута.
Создание такого маршрута в Алтайском крае является не только важным направлением развития туризма, но еще и масштабным проектом социально-экономического развития муниципальных образований нашего региона.
Есть в Алтайском крае и специализированные туристские маршруты, знакомящие туристов с отдельными составляющими культурно-туристского потенциала региона. Например, автомобильный трансграничный историко-культурный маршрут «Казачья подкова Алтая», проходящий по местам расположения Колывано-Кузнецкой оборонительной линии XVIII-XIX веков. это яркий, впечатляющий маршрут, который знакомит туристов с бытом, историей, традициями и современным укладом жизни казаков.
В 2013 году состоялась автомобильная исследовательская экспедиция с целью разработки нового маршрута «По следам «Царицы ваз», приуроченная к 170-летию создания колоссальной чаши, экспонирующейся в Эрмитаже. В этом путешествии туристы смогут посетить места, где обрабатывали огромный монолитный кусок яшмы, из которого изготовлена «Царица ваз», пройти по рудовозной дороге, по которой везли уже готовое изделие в Петербург, увидеть, как сегодня обрабатывают камень, побывать в уникальных, необыкновенно колоритных селах нашего края.
Алтайский край является перспективной территорией, где создается индустрия отдыха, ориентированная не только на российский рынок, но и на рынок стран Азии и Европы, что позволяет сегодня развивать международный трансграничный туризм. Одним из направлений этой работы является участие Алтайского края в программе по Шелковому пути Всемирной туристской организации (UNWTO20).
На международном культурно-туристском форуме, который состоялся в начале октября 2013 года в Санкт-Петербурге, подписан протокол о намерениях в сфере межрегионального взаимодействия по вопросу реализации культурно-познавательного туристского проекта «Великий Шелковый путь».
Целью проекта является сохранение и популяризация историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма посредством создания сети культурно-познавательных туристских маршрутов в историческом и географическом коридоре Великого Шелкового пути, развитие, межрегионального сотрудничества в сферах культуры и туризма, укрепление партнерских связей.
С целью популяризации турпродукта региона на внешнем рынке край принимает ежегодное участие в ведущих международных туристских выставочных мероприятиях: «ITB» (г. Берлин), «Интурмаркет», «MITT» (г. Москва), Всероссийский форум «Здравница» и проводит собственную выставку «Алтайтур. Алтайкурорт» (г. Барнаул). Все эти мероприятия способствуют созданию привлекательного образа края как крупнейшей туристской территории России.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Безусловно, развитие туризма в Алтайском крае связано с реализацией таких крупных проектов, как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», созданная на территории края решением Правительства Российской Федерации в 2007 году. Общая стоимость реализации проекта составляет около 30 млрд рублей.
Особая экономическая зона реализуется на принципах государственно-частного партнерства, предполагающих строительство инфраструктуры за счет бюджетных средств, а туристских объектов за счет средств частных инвесторов.
Это единственная из созданных в Российской Федерации туристско-рекреационных особых экономических зон, где уже сейчас отдыхающие могут воспользоваться широким спектром туристических услуг. За 11 месяцев 2013 года ее посетили около 380 тыс. человек.
В настоящее время в ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» зарегистрировано 17 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций, превышающим 9 млрд рублей. Компании завершили строительство гостиницы, кафе, 1 этапа горнолыжного комплекса, водных горок на искусственном наливном водоеме, а также объекты пасеки. Резиденты ОЭЗ активно ведут строительство кафе с административными и выставочными помещениями у Большой Тавдинской пещеры, продолжают строить гостиницу для горнолыжников на 250 мест, гостиничный комплекс на 80 мест и первую очередь гостиничного комплекса на 140 мест. Строители выполняют фасадные и внутренние работы в кафе и культурно-познавательном центре, в котором будет действовать информационно-справочный блок, посвященный Н.К. Рериху. Резиденты ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» также ведут предпроектные и проектные работы.
В дальнейшем развитие особой зоны предполагает строительство круглогодичного комплекса, рассчитанного на 3500 мест размещения различных категорий от эконом- до премиум-класса. В процессе развития зоны на ее территории будут построены: аквапарк, спортивно-оздоровительные и торгово-развлекательный комплексы, центр экстремальных видов спорта, конно-спортивный комплекс, молодежный лагерь, горнолыжные спуски с системой искусственного оснеживания, скалодром и прочее.
Игорная зона «Сибирская монета». На границе с ОЭЗ ТРТ «Бирюзовой Катунью» расположена игорная зона «Сибирская монета», которая создана в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 года № 155-р утверждены границы игорной зоны «Сибирская монета» в Алтайском районе Алтайского края22.
Игорная зона «Сибирская монета» является одной из четырех специально созданных игорных зон России, где законодательно разрешена деятельность по организации и ведению игорного бизнеса. Такое расположение позволяет значительно расширить спектр туристических услуг, предлагаемых на территории края, а также сформировать сегмент эксклюзивных игорно-развлекательных услуг.
В настоящее время на территории «Сибирской монеты» осуществляют свою деятельность 2 резидента с общим объемом инвестиций около 1 млрд рублей.
Предполагается, что со временем «Сибирская монета» станет единственным в Сибири комплексом развлечений и отдыха с эксклюзивными игорными заведениями, отелями и виллами, вписанными в горную местность, парками аттракционов и спортивными центрами.
По словам министра туризма и предпринимательства республики Алтай, в 2013 году работали 228 туробъектов и 714 хозяйствующих субъектов, предоставляющих туристские услуги. Сейчас в регионе около 20 тысяч мест размещения, из них примерно 50% круглогодичные.
Туристский поток в прошлом сезоне по сравнению с 2012 уменьшился - 1,45 миллиона человек против 1,5 в 2012 году. Связывают это с непогодой. Из общего числа туристов около 16% составили иностранцы. В прошлом году республика вошла в число участников федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма, в рамках ее регион получил порядка 133 миллионов рублей на развитие обеспечивающей туризм инфраструктуры.
Информация о работе Перспективы развития религиозного туризма в Нижегородской области