Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса.
Задачи исследования:
проанализировать этапы исторического развития детского туризма в Беларуссии;
определить сущность детского туризма и его виды;
рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
Сегодня в Белоруси в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Учреждения дополнительного
образования можно подразделить
на разнопрофильные и
К первой категории относятся
многочисленные туристские кружки и
секции, которые приписаны к
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.
От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.
1.3 Детские оздоровительные лагеря.
Цели, задачи и основные функции
Главная задача оздоровительного
лагеря - это прежде всего организация
отдыха детей. Обстановка в нем существенно
отличается от домашней, что является
ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря.
Другая важная особенность жизни в лагере
- возможность постоянного общения с природой.
Обстановка совместного проживания детей
в группе сверстников позволяет обучать
их нормам социальной жизни, поведению
в коллективе, культуре взаимоотношений,
располагает к раскрытию способностей
детей, проявлению инициативы, способствует
приобщению к духовности, усвоению принципа
безопасного и здорового образа жизни.
Такие возможности редко где еще можно
найти. Задача педагогов в детском лагере
- реализация этих возможностей.
Решение задач организации
жизни детей в оздоровительном лагере
регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989г.),
«Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей» (1990
г.). Идеи выживания, укрепления здоровья,
образования детей рассматриваются в
единстве и составляют основу концепции
летнего отдыха детей.[6,c.101]
Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.
Типы детских лагерей
Существует следующая классификация типов детских лагерей:
Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.
Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря), патриотическое воспитание.
1.4 Проблемы и перспективы развития детского туризма
Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.
Одна из существенных проблем — детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в Белорусии нет ни одной государственной программы по его снижению.
Существенным фактором,
способным оказать большое
На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей
сегодня лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.
Одна из проблем - отсутствие
необходимых экономических
Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы Белоруссии.
В заключение можно отметить, что у белорусского внутреннего рынка детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития.
Глава 2. Разработка базы данных детского оздоровительного лагеря.
Формирования сохранения здоровья человека является стратегической задачей в социальном отношении любого государства. В хорошем здоровьи подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что не все ресурсы исчерпаны, поскольку уровень заболеваемости детей и учащихся по-прежнему остается высоким.
На территории Столбцовского района находиться 3 больших детских лагеря: «Теремок», «Неман», «Чайка». Эти лагеря работают в несколько смен и в них оздоравливаеться достаточно большое количество детей. Кроме этого оздоровление детей проходит и в при школьных лагеря. Оно длиться 23 дня. В спортивно-потриотических лагерях, которые также находяться на базе школ. А также на базе детского сада в д. Акинчицы проходят оздоровления дети 6-10 лет, на протяжении 9 дней.
Рассматривая данный вопрос я более подробно ознакомилась с документацией детского оздоровительного лагеря «Теремок». Он находиться на балансе ОАО « Минский моторный завод» и расположен в деревне Новый Свержень, Столбцовском р-н, Минской области. Плановое количество детей в смену – 300 человек. Лагерь имеет 4 спальных корпуса, из них 2 корпуса – 2-ух этажные и 2 корпуса 3-ех этажные, мед.корпус, столовая, спортивная площадка, костровая. Отопление зданий – собственная котельная.
Продолжительность смены – 18 дней, дети отдыхают в 3 смены. В лагере организованно 4 кружка: « Радужное настроение» и «Хареогрофический», кружок рисования, психологический.
За оздоровительный сезон организовывается около 6 поездок детей на экскурсию, по 2 поездки на каждую смену. Экскурсии: Теремок – Жировичи, Теремок – Мир – Несвиж, Теремок – Несвиж. Проводиться дискотеки и демонстрация художественный фильмов.
По штатному расписанию численность педагогических работников составляет 54 человека. Высшие и средне-специальное педагогическое образование имеют около 50 % воспитателей, остальные – студенты 3- 5 курсов.
Чтобы отдых был интересным воспитатели проводят различные мероприятия, такие как: «День Нептуна», «Зов джунглей», «Футбол со сказочными персонажами», «Мы – за ЗОЖ», «Живу в Беларуси и этим горжусь я», Операция «Защитим муравейники», конкурс подделок «В лесу немало есть чудес» и т.д.
Летний отдых не бывает без развлечений. Прибывание в летнем лагере – дополнительное развитие творческих способностей и самостоятельности ребенка.
Заключение
Я считаю, что поставленная во введении цель достигнута. Детский туризм - один из самых массовых видов туризма. Он представлен экскурсиями для школьников, спортивным туризмом (в т.ч. спортивно-туристские соревнования), самодеятельными школьными обменами, познавательными и рекреационными детскими турами, оздоровлением и отдыхом в детских лагерях, а также выездным туризмом (т.е. организацией международных безвалютных обменов, поощрительными выездами для талантливых подростков, выездами в международные детские центры (лагеря) и т.д.
Информация о работе Разработка базы данных детского оздоровительного лагеря