Разработка предложений по совершенствованию управления персоналом на туристском предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в XX веке туризм и социально-культурный сервис (гостиничное дело, ресторанный бизнес и анимационные услуги) стали уникальным явлением и феноменом столетия. Они прочно вошли в жизнь сотен миллионов людей. Эта высоколиквидная сфера хозяйственной деятельности является одной их самых популярных в среде предпринимателей. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2010году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4% [24, с.9]

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Рамиль Хуснутдинов.doc

— 885.00 Кб (Скачать файл)

Первичную базу работы составляют статистические данные, полученные из специализированной печати, а также материалы и данные, полученные в результате практической деятельности ОАО «Одиссея»

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в  том, что сформулированные в результате исследования выводы и предложения  могут быть востребованы в практической деятельности предприятий, а также для дальнейшей практической и теоретической разработки проблемы.

Целевыми потребителями  дипломного исследования является руководство ООО «Одиссея», а также могут являться туристские фирмы, которые по видам деятельности,  структуре персонала и проблемам имеют схожесть с объектом исследования.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты управления  персоналом

1.1. Обзор литературных  источников по вопросам управления  персоналом

 

В ходе проведения исследования изучались и анализировались  теоретические труды и практические разработки зарубежных и отечественных ученых и практиков по проблемам управления организациями сферы туризма и гостеприимства.

Теоретической основой  исследования явились работы ученых по общим проблемам менеджмента  организации, а именно: стили и модели управления, реализация функций управления, обеспечение эффективности деятельности организации, типология корпоративной культуры, управление организацией на различных стадиях развития, проблема лидерства и руководства, таких как: Р. Акоффа, П. Вейлла, П. Друкера, Ф. Котлера, Дж. Боуэна, Дж. Мейкенза, К. Макконелла, С. Брю, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, У. Оучи, М. Портера, Ф.Тейлора и др.

Проблемам деятельности организации в сфере социально-культурного  сервиса и туризма посвятили  свои труды многие отечественные ученые: А.Ю. Александрова (применение кластерного подхода в управлении туризма), М.Б. Биржаков (теория туристского продукта и роль перевозок в туризме), Ю.Ф. Волков (экономика и организации гостиничной индустрии), Н.И.Гаранин и И.И. Булыгина (формирование и развитие анимационного менеджмента).

         

 

«Разработка предложений  по совершенствованию управления персоналом на туристском предприятии (на примере  турагентства «Одиссея»)»

         
         

Изм

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Разработал

Хуснутдинов Р.Г.

   

 

Теоретическая часть

Лит.

Лист

Листов

Консультант

     

9

 

Руковод.

Стахова Л.В.

   

Кафедра «Технология  и организация туристической  деятельности», Факультет Туризма  и Гостеприимства,

ФГОУ ВПО «РГУТиС»

Зав. каф.

Сахарчук Е.С.

   

Рецензент

     


 


 

 В.Г. Гуляев (организация  туристской деятельности), Н.И. Ка-бушкин (экономика и организация предприятий  гостеприимства), В.А. Квар-тальнов  (проблемы стратегического менеджмента  в туризме), И.В.Зорин (управление  персоналом, менеджмент туризма), В.И. Никифоров (экономика и организация туризма), М.А.Морозов (менеджмент туризма, концепция туристских дестинаций, управление персоналом организаций туризма и гостеприимства), B.C. Сенин (классификация предприятий гостеприимства, проблемы менеджмента организации), А.И. Панов (управление персоналом организации), Г.В. Груздев (менеджмент организации), М.В. Ефремова (проблемы развития туристского рынка) и др.

Научное исследование деятельности организаций социально-культурного  сервиса и туризма в России началось сравнительно недавно - с начала 90-х гг. XX века, поэтому отмечается крайне незначительное количество научных  изданий, посвященных изучению данной темы.

Проблемы деятельности по управлению персоналом организации в отрасли  социально-культурного сервиса и  туризма нашли отражение в  работах зарубежных исследователей: А. Локвуда и У. Джуериера (гибкие подходы к управлению в европейских  организациях социально-культурного сервиса), Р.Томаса (подбор персонала, повышение квалификации и мотивация в сфере туризма и гостеприимства Великобритании), С. Лашлея (организация деятельности предприятий туризма и гостеприимства Великобритании), Д. Тесона (управление персоналом на американских предприятиях гостиничного бизнеса), Р. Вудса (управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе), Дж. Бивера (качество персонала в сфере туризма и гостеприимства Великобритании), С.М. Джеймесона (европейский опыт рекрутмента и тренингов для малых форм гостиничной индустрии), М-К. Чарейтти (управление человеческими ресурсами в канадских организациях сервиса) и др.

В российской науке имеются работы, посвященные рассмотрению проблем  управления в отдельных сегментах  отрасли и отдельных элементов по управлению организациями социально-культурного сервиса и туризма.

В своей работе «Менеджмент в туристском бизнесе»  Жукова М.А. рассматривает управление персоналом в организациях индустрии туризма как средство достижения конкурентных преимуществ. По ее мнению, одним из факторов, создающих конкурентное преимущество туристской организации, является персонал. Поэтому необходимо изучать персонал с точки зрения их совместимости для работы в международной команде и командные роли работников в организации индустрии туризма. [17].

  Папирян Г.А. в работе «Менеджмент в индустрии гостеприимства» описывает структуру и функции службы управления персоналом в индустрии гостеприимства, а также кадровое планирование. По мнению автора, необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы в индустрии гостеприимства и большой уровень текучести рабочей силы предопределяют актуальность эффективного планирования кадров. В последние годы кадровое планирование стало таким же важным делом в процессе управления предприятием, как и планирование других экономических ресурсов, и его надо рассматривать как составную часть стратегического планирования. [19].

В своей работе  «Качество персонала в сфере туризма и гостеприимства» Дж. Бивер рассматривает особенности управления персоналом в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, туристических услуг. Большое внимание уделяется качеству обслуживания, специфике ценообразования и работы бытовых служб, вопросам рекламы, прямого маркетинга, паблик рилейшнз и других средств формирования и стимулирования спроса в отраслях гостеприимства и туризма. В материалах работы отражены все последние изменения, происходящие в этой динамической области. 

Беляцкий Н.П. в своей работе «Управление персоналом» описывает наиболее актуальные проблемы управления персоналом, решение которых позволяет современному менеджеру обеспечить выживаемость предприятия и его развитие. В книге представлены современные трактовки управления человеческими ресурсами, а также наиболее актуальные разделы этого управления: основы управления персоналом, включая миссию, кадровый потенциал, стратегию; функции и методы управления, в том числе методы подбора и планирования персонала, управление знаниями. [18].

  Папирян Г.А. в работе «Менеджмент в индустрии гостеприимства» описывает структуру и функции службы управления персоналом в индустрии гостеприимства, а также кадровое планирование. По мнению автора, необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы в индустрии гостеприимства и большой уровень текучести рабочей силы предопределяют актуальность эффективного планирования кадров. В последние годы кадровое планирование стало таким же важным делом в процессе управления предприятием, как и планирование других экономических ресурсов, и его надо рассматривать как составную часть стратегического планирования [13].

Проблемы деятельности по управлению персоналом организаций  туризма нашли отражение в  работах зарубежных исследователей: А. Локвуда и У. Джуериера (гибкие подходы к управлению в европейских  организациях социально-культурного сервиса), Р. Томаса (подбор персонала, повышение квалификации и мотивация в сфере туризма и гостеприимства Великобритании), Д. Тесона (управление персоналом на американских предприятиях гостиничного бизнеса), Дж. Бивера (качество персонала в сфере туризма и гостеприимства), и др.

Беляцкий Н.П. в своей работе «Управление персоналом» описывает наиболее актуальные проблемы управления персоналом, решение которых позволяет современному менеджеру обеспечить выживаемость предприятия и его развитие. В книге представлены современные трактовки управления человеческими ресурсами, а также наиболее актуальные разделы этого управления: основы управления персоналом, включая миссию, кадровый потенциал, стратегию; функции и методы управления, в том числе методы подбора и планирования персонала, управление знаниями [12].

В работе «Гибкие подходы к управлению в европейских организациях социально-культурного сервиса» А. Локвуд и У. Джуериер представлены лучшие решения бизнес-ситуаций из практики европейских компаний социально-культурного сервиса, анализ решений кейсов, их оценка экспертами. Все кейсы сгруппированы по основным направлениям работы с персоналом: подбор, обучение, корпоративная культура, мотивация, планирование карьеры, адаптация.

В своей работе “Подбор персонала, повышение квалификации и мотивация в сфере туризма и гостеприимства” (2008 г.) Р. Томас рассказывает, как добиться от диверсифицированной рабочей силы такой же и даже большей производительности. В своей работе “Управление персоналом в гостеприимстве” (2008 г.) Майкл Райли рассматривает социально-психологические и экономические аспекты управления человеческими ресурсами в гостеприимстве, в том числе и ресторанном бизнесе. Приводит методики набора, отбора персонала, оценки персонала, аттестации, разрешения трудовых споров и жалоб [21].

Признавая значимость выполненных  работ, следует отметить, что проблема развития туристских услуг на основе маркетинга исследована недостаточно, что вызывает необходимость более глубокой проработки ее отдельных аспектов, в том числе связанных с развитием теоретических представлений о сущности и особенностях туристских услуг, совершенствованием методических подходов к исследованию рынка туристских услуг, а также разработкой основных концептуальных направлений развития туристских услуг на основе маркетинга.

 

    1. Анализ нормативно-правовой базы деятельности в сфере туризма

 

В России органом исполнительной власти, осуществляющим государственное  управление в сфере туризма является Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ России), который  выступает национальной туристской администрацией (по терминологии ЮНВТО).

Принцип государственного регулирования турдеятельности  заключается в том, что государство, признавая турдеятельность одной  из приоритетных отраслей экономики  России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и тур агентов.

В настоящее время  основным законодательным актом, определяющим государственную политику в сфере туризма и устанавливающим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках развития закона принят ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношения в отдельных областях туристской деятельности. Кроме того, в закон вносятся изменения, направленные на совершенствование государственного регулирования и взаимоотношений между участниками туристского рынка [1].

Определяет цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности в стране; регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; их защите, обеспечении безопасности; регламентирует вопросы международного сотрудничества в указанной сфере; устанавливает приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.

Федеральный закон от 15 августа 1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Определяет правила выезда из РФ и въезда в РФ.

Федеральный закон от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» Определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации [5].

Закон РФ от 07 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами туристского продукта, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав [3].

Постановление Правительства  РФ от 18 июля 2007 №452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» определяет порядок оказания услуг по реализации туристского продукта.

Постановление Правительства  РФ от 07 мая 2009 №397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки» определяет порядок пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки[4].

Информация о работе Разработка предложений по совершенствованию управления персоналом на туристском предприятии