Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что в XX веке туризм и социально-культурный сервис (гостиничное дело, ресторанный бизнес и анимационные услуги) стали уникальным явлением и феноменом столетия. Они прочно вошли в жизнь сотен миллионов людей. Эта высоколиквидная сфера хозяйственной деятельности является одной их самых популярных в среде предпринимателей. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2010году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4% [24, с.9]
Первичную базу работы составляют статистические данные, полученные из специализированной печати, а также материалы и данные, полученные в результате практической деятельности ОАО «Одиссея»
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в результате исследования выводы и предложения могут быть востребованы в практической деятельности предприятий, а также для дальнейшей практической и теоретической разработки проблемы.
Целевыми потребителями дипломного исследования является руководство ООО «Одиссея», а также могут являться туристские фирмы, которые по видам деятельности, структуре персонала и проблемам имеют схожесть с объектом исследования.
1.1. Обзор литературных
источников по вопросам
В ходе проведения исследования изучались и анализировались теоретические труды и практические разработки зарубежных и отечественных ученых и практиков по проблемам управления организациями сферы туризма и гостеприимства.
Теоретической основой исследования явились работы ученых по общим проблемам менеджмента организации, а именно: стили и модели управления, реализация функций управления, обеспечение эффективности деятельности организации, типология корпоративной культуры, управление организацией на различных стадиях развития, проблема лидерства и руководства, таких как: Р. Акоффа, П. Вейлла, П. Друкера, Ф. Котлера, Дж. Боуэна, Дж. Мейкенза, К. Макконелла, С. Брю, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, У. Оучи, М. Портера, Ф.Тейлора и др.
Проблемам деятельности
организации в сфере социально-
«Разработка предложений по совершенствованию управления персоналом на туристском предприятии (на примере турагентства «Одиссея»)» | ||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата | ||||
Разработал |
Хуснутдинов Р.Г. |
Теоретическая часть |
Лит. |
Лист |
Листов | |||
Консультант |
9 |
|||||||
Руковод. |
Стахова Л.В. |
Кафедра «Технология и организация туристической деятельности», Факультет Туризма и Гостеприимства, ФГОУ ВПО «РГУТиС» | ||||||
Зав. каф. |
Сахарчук Е.С. |
|||||||
Рецензент |
В.Г. Гуляев (организация
туристской деятельности), Н.И. Ка-бушкин
(экономика и организация
Научное исследование деятельности
организаций социально-
Проблемы деятельности по управлению
персоналом организации в отрасли
социально-культурного сервиса
В российской науке имеются работы, посвященные рассмотрению проблем управления в отдельных сегментах отрасли и отдельных элементов по управлению организациями социально-культурного сервиса и туризма.
Папирян Г.А. в работе «Менеджмент в индустрии гостеприимства» описывает структуру и функции службы управления персоналом в индустрии гостеприимства, а также кадровое планирование. По мнению автора, необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы в индустрии гостеприимства и большой уровень текучести рабочей силы предопределяют актуальность эффективного планирования кадров. В последние годы кадровое планирование стало таким же важным делом в процессе управления предприятием, как и планирование других экономических ресурсов, и его надо рассматривать как составную часть стратегического планирования. [19].
В своей работе «Качество персонала в сфере туризма и гостеприимства» Дж. Бивер рассматривает особенности управления персоналом в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, туристических услуг. Большое внимание уделяется качеству обслуживания, специфике ценообразования и работы бытовых служб, вопросам рекламы, прямого маркетинга, паблик рилейшнз и других средств формирования и стимулирования спроса в отраслях гостеприимства и туризма. В материалах работы отражены все последние изменения, происходящие в этой динамической области.
Беляцкий Н.П. в своей работе «Управление персоналом» описывает наиболее актуальные проблемы управления персоналом, решение которых позволяет современному менеджеру обеспечить выживаемость предприятия и его развитие. В книге представлены современные трактовки управления человеческими ресурсами, а также наиболее актуальные разделы этого управления: основы управления персоналом, включая миссию, кадровый потенциал, стратегию; функции и методы управления, в том числе методы подбора и планирования персонала, управление знаниями. [18].
Папирян Г.А. в работе «Менеджмент в индустрии гостеприимства» описывает структуру и функции службы управления персоналом в индустрии гостеприимства, а также кадровое планирование. По мнению автора, необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы в индустрии гостеприимства и большой уровень текучести рабочей силы предопределяют актуальность эффективного планирования кадров. В последние годы кадровое планирование стало таким же важным делом в процессе управления предприятием, как и планирование других экономических ресурсов, и его надо рассматривать как составную часть стратегического планирования [13].
Проблемы деятельности по управлению персоналом организаций туризма нашли отражение в работах зарубежных исследователей: А. Локвуда и У. Джуериера (гибкие подходы к управлению в европейских организациях социально-культурного сервиса), Р. Томаса (подбор персонала, повышение квалификации и мотивация в сфере туризма и гостеприимства Великобритании), Д. Тесона (управление персоналом на американских предприятиях гостиничного бизнеса), Дж. Бивера (качество персонала в сфере туризма и гостеприимства), и др.
Беляцкий Н.П. в своей работе «Управление персоналом» описывает наиболее актуальные проблемы управления персоналом, решение которых позволяет современному менеджеру обеспечить выживаемость предприятия и его развитие. В книге представлены современные трактовки управления человеческими ресурсами, а также наиболее актуальные разделы этого управления: основы управления персоналом, включая миссию, кадровый потенциал, стратегию; функции и методы управления, в том числе методы подбора и планирования персонала, управление знаниями [12].
В работе «Гибкие подходы к управлению в европейских организациях социально-культурного сервиса» А. Локвуд и У. Джуериер представлены лучшие решения бизнес-ситуаций из практики европейских компаний социально-культурного сервиса, анализ решений кейсов, их оценка экспертами. Все кейсы сгруппированы по основным направлениям работы с персоналом: подбор, обучение, корпоративная культура, мотивация, планирование карьеры, адаптация.
В своей работе “Подбор персонала, повышение квалификации и мотивация в сфере туризма и гостеприимства” (2008 г.) Р. Томас рассказывает, как добиться от диверсифицированной рабочей силы такой же и даже большей производительности. В своей работе “Управление персоналом в гостеприимстве” (2008 г.) Майкл Райли рассматривает социально-психологические и экономические аспекты управления человеческими ресурсами в гостеприимстве, в том числе и ресторанном бизнесе. Приводит методики набора, отбора персонала, оценки персонала, аттестации, разрешения трудовых споров и жалоб [21].
Признавая значимость выполненных работ, следует отметить, что проблема развития туристских услуг на основе маркетинга исследована недостаточно, что вызывает необходимость более глубокой проработки ее отдельных аспектов, в том числе связанных с развитием теоретических представлений о сущности и особенностях туристских услуг, совершенствованием методических подходов к исследованию рынка туристских услуг, а также разработкой основных концептуальных направлений развития туристских услуг на основе маркетинга.
В России органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере туризма является Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ России), который выступает национальной туристской администрацией (по терминологии ЮНВТО).
Принцип государственного
регулирования турдеятельности
заключается в том, что государство,
признавая турдеятельность
В настоящее время основным законодательным актом, определяющим государственную политику в сфере туризма и устанавливающим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках развития закона принят ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношения в отдельных областях туристской деятельности. Кроме того, в закон вносятся изменения, направленные на совершенствование государственного регулирования и взаимоотношений между участниками туристского рынка [1].
Определяет цели, приоритетные
направления и способы
Федеральный закон от 15 августа 1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Определяет правила выезда из РФ и въезда в РФ.
Федеральный закон от
25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в
Закон РФ от 07 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами туристского продукта, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав [3].
Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 №452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» определяет порядок оказания услуг по реализации туристского продукта.
Постановление Правительства РФ от 07 мая 2009 №397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки» определяет порядок пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки[4].