Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что в XX веке туризм и социально-культурный сервис (гостиничное дело, ресторанный бизнес и анимационные услуги) стали уникальным явлением и феноменом столетия. Они прочно вошли в жизнь сотен миллионов людей. Эта высоколиквидная сфера хозяйственной деятельности является одной их самых популярных в среде предпринимателей. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2010году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4% [24, с.9]
Таблица 2.1
Основные технико-
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Величина показателей |
Отклонение | ||
2009 г. |
2010г. |
Абс. +,- |
Темп роста, % | |||
1. |
Объем реализации услуг (продукции, работ) |
тыс. руб. |
5635 |
5990 |
355 |
106 |
2. |
Численность работников |
чел. |
21 |
21 |
- |
- |
3. |
Производительность труда 1-го работника |
тыс. руб. |
268 |
285 |
17 |
106 |
4. |
Фонд заработной платы персонала |
тыс. руб. |
3675 |
4050 |
375 |
110 |
5. |
Среднегодовая зарплата -1-го работающего. |
тыс. руб. |
175 |
193 |
18 |
110 |
6. |
Себестоимость услуг (продукции, работ) |
тыс. руб. |
4691 |
5164 |
473 |
110 |
7. |
Затраты на 1руб. реализации услуг (продукции, работ) |
коп. |
84 |
87 |
3 |
103 |
8. |
Прибыль от реализации услуг |
тыс. руб. |
944 |
826 |
-118 |
87 |
9. |
Рентабельность деятельности |
% |
20 |
15 |
-5 |
- |
10. |
Рентабельность продаж |
% |
16 |
13 |
-3 |
- |
11. |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
тыс. руб. |
130 |
155 |
25 |
119 |
Анализ таблицы 2.1. показал, что на анализируемом предприятии ООО «Одиссея»:
Объем реализации услуг (продукции, работ)
Данный показатель имеет твердую тенденцию к росту (абсолютный прирост – 840тыс. руб., 116% - темп роста) в результате расширения клиентской базы, роста степени известности фирмы.
2.Численность работников
Данный показатель остался на прежнем уровне.
3. Производительность труда 1-го работника
Данный показатель рассчитывается путем деления 1-го показателя (Объем реализации услуг) на 2-ой (Численность работников). В результате, получаем по этому показателю: абсолютный прирост – 40 тыс. руб., 116% - темп роста.
4. Фонд заработной платы персонала
Определяется, согласно штатному расписанию персонала. Имеет тенденцию к росту (900 тыс. руб. – абсолютный прирост, 128%-темп роста), вследствие роста ставок заработной платы, согласно штатному расписанию.
5. Среднегодовая зарплата -1-го работающего определяется путем деления 4-го показателя (фонд заработной платы персонала) на 2-ой (численность работников). Имеет тенденцию к росту (50 тыс. руб. – абсолютный прирост, 133% - темп роста)
6. Себестоимость услуг (продукции, работ)
Определяется сложением всех затрат по организации обслуживания туристов. Тенденция роста (абсолютный прирост –588 тыс. руб., - 112% - темп роста), вследствие увеличения объема продаж, роста затрат на обслуживание офисной техники.
7. Затраты на
1руб. реализации услуг (продук
8. Прибыль от реализации услуг
Данный показатель определяется как разница между 1-ым показателем (Объем реализации услуг) и 6-ым показателем (Себестоимость услуг). Он имеет тенденцию к росту (252 тыс. руб. – абсолютный прирост, 143% - темп роста), за счет увеличения объема реализации услуг и соразмерного увеличения себестоимости услуг.
9. Рентабельность деятельности
Данный показатель определяется путем деления 8-го показателя (Прибыль от реализации услуг) на 6-й показатель (Себестоимость услуг). Тенденция к увеличению (2,5 тыс. руб. - абсолютное отклонение)
10.Рентабельность продаж
Данный показатель определяется путем деления 8-го показателя (Прибыль от реализации услуг) на 1-й показатель (Объем реализации услуг). Данный показатель не изменился.
11.Среднегодовая
стоимость основных
Определяется, согласно данным баланса предприятия на конец и начало конкретного производственного периода (в данном случае – года). Данный показатель остался на том же уровне.
Для наглядности динамика
основных технико-экономических
Рисунок 2.1. Динамика основных технико-экономических показателей
ООО «Одиссея» за 2009-2010 гг.
Проанализируем систему управления в турфирме «Одиссея».
Организационная структура управления ООО «Одиссея» представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Организационная структура управления ООО «Одиссея»
Основные процессы предприятия ООО «Одиссея» отражены в таблице 2.2. на основании должностных инструкций работников ООО «Одиссея».
Таблица 2.2.
Виды работ, осуществляемые в ООО «Одиссея» отделами и должностными лицами.
Отделы |
Виды деятельности |
Генеральный директор |
Общее руководство деятельностью фирмы, выработка политики и стратегии поведения на рынке, анализ финансовой деятельности фирмы, кадровые вопросы, переговоры с партнерами, заключение контрактов. |
Замдиректора по туризму |
Участвует в составлении заказов и договоров и контролирует их исполнение Проверяет правильность ведения и оформления документов Рассматривает жалобы клиентов и принимает по ним решения Информирует Генерального директора об имеющихся недостатках в работе отделов От лица турфирмы проводит переговоры с туроператорами, турагентами |
Главный бухгалтер |
Составление смет Калькуляции Подготовка бухгалтерской Уплата налогов Расчет заработной платы |
Отдел международного туризма |
Планирование и составление программы туров; расчет стоимости туров Бронирование мест в гостиницах; составление программ экскурсионных и других дополнительных услуг Оформление туристской документации; визовое обеспечение |
Отдел внутреннего туризма
|
Планирование и составление программы туров; расчет стоимости туров Бронирование мест в гостиницах; составление программ экскурсионных и других дополнительных услуг Оформление туристской документации; визовое обеспечение |
Офис менеджер |
Предлагает клиенту имеющийся
выбор вариантов проведения отдыха,
дает рекомендации и советы по выбору
мест отдыха, консультирует клиента
об особенностях социально-демографических
и природно-климатических условий места
отдыха. Взаиморасчёты с партнёрами Заключение договоров |
Поскольку в туризме
сложно определить плановые показатели
произведённого количества продукции,
то на предприятии установлена
Рабочий день каждого сотрудника составляет 9 часов с перерывом на обед в течение дня.
Рабочие выходные и праздничные дни каждого сотрудника оплачиваются как дополнительный рабочий день по стандартному тарифу [6].
Трудовой коллектив представляет собой сложную совокупность персонала организации во всей её взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и внешними пользователями (клиентами компании).
Среднесписочная численность персонала компании «Одиссея» в 2010 году составила 22 человека, из которых более 80% работают компании со дня ее основания.
Профессиональная и квалификационная подготовка сотрудников различна, сотрудники отдела продаж имеют техническое (химическое, физическое) образование с опытом продаж в различных компаниях туристического профиля, остальные сотрудники имеют экономическое, юридическое и туристическое образования соответственно.
Рисунок 2.4. Структура технологических уровней
компании «Одиссея»
Из рисунка 2.4 следует, что 40% персонала составляет рабочее звено (менеджеры, маркетологи и секретари), непосредственно обслуживающие конечных потребителей (клиентов), на втором месте с 22% находится вспомогательное звено, включающее работников отдела персонала и вспомогательных сотрудников.
Рисунок 2.5. Профессиональная подготовка сотрудников компании «Одиссея»
Из рисунка 2.5 следует, что только 15% всех сотрудников выполняет свои обязанности в соответствии с полученным ими высшем образованием, что свидетельствует о значительной нагрузке на службу по управлению персоналом в вопросах ориентации сотрудника, его переобучении, повышении квалификации, участия в тренингах, семинарах по закреплению навыков работы на предприятии.
2.3.1. Анализ основных функций системы управления персоналом
Функции системы управления персоналом компании «Одиссея» выполняет непосредственный руководитель – генеральный директор. Рассмотрим каждую функцию управления в отдельности:
Система отбора и приема персонала компании
Вопросами управления персоналом компании «Одиссея» занимается генеральный директор. Отбор состоит из таких этапов:
1) предварительный отбор.
На этом этапе дополняют,
2) предварительная оценка
кандидатов. Цель данного этапа
— определить круг лиц, из
числа которых затем предстоит
выбрать специалиста для
3) отбор и оценка
кандидатов. В турфирме оценка
кандидатов на должность
По данным компании «Одиссея», указанным в таблице 2.9, видно, что рекомендации друзей и родственников при найме составляют 82% от общего числа. Небольшой процент (11%) составляет реклама и объявления.
Таблица 2.9
Источники найма персонала компании «Одиссея» за 2009-2010гг
Наименование источника найма |
Удельный вес, % |
Рекомендации друзей и родственников Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала Объявления, реклама Инициативные письма-обращения о приеме Прочие |
82
7 11 0 0 |
Всего |
100 |
Данная система недостаточно отработана. Кандидат на вакантную должность на каждом этапе отбора не анализируется должным образом руководителем. Необходимо внести дополнения и коррективы в выбранные методы и формы работы (подбора, изучения, отбора, приема) с целью создания максимально эффективной системы отбора и найма персонала.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала компании.
Важнейшим фактором эффективной работы компании «Одиссея» является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков.